КАК ПОМОГАТЬ "ДОЧКАМ"?
Когда Minardi была куплена Дитером Матешицем и превратилась в Toro Rosso, казалось, что Red Bull поможет своей "дочке" в создании машины. О такой помощи размышляет Евгений ЮДАНОВ
Несколько десятилетий назад никого не удивляло, что команды "Формулы 1" приобретают не только моторы, шины и бензин. В небогатые послевоенные годы обычным делом была покупка даже подержанных машин. Лидеры, отъездив сезон, переходили на новую технику, а старые шасси продавали пилотам победнее. В дальнейшем большое распространение получила и практика продажи новых шасси. Например, March (одним из соучредителей которой, кстати говоря, был Макс Мосли) не только сама выступала в "Формуле 1", но и продавала шасси другим командам. А если говорить точнее, то и участие в чемпионате было одной из форм рекламы продукции фирмы March, производившей машины для различных гоночных серий.
Умные гонки
Времена, однако, менялись, и в 80-е годы стал действовать новый принцип: двигатель команды могут покупать, но шасси обязаны разрабатывать самостоятельно. Встав во главе Международной автомобильной федерации, Макс Мосли одной из своих задач поставил позиционирование "Формулы 1" как самого интеллектуального вида гонок, своего рода квинтэссенции конструкторского творчества. Берни Экклстоун, руководивший "Формулой", всячески поддерживал этот курс. В итоге пункт об обязательном создании собственного шасси внесли в правила.
Изменился и смысл разыгрываемого каждый год Кубка конструкторов. Если раньше очки в нем могли начисляться гонщикам разных команд, выступающим на шасси одного производителя, то теперь Кубок конструкторов является своеобразным клубным зачетом, в котором складываются результаты двух машин одной команды. Таким образом, конструкторы стали одной из главных составляющих успеха. Команда, располагающая хорошим шасси, могла преуспеть, даже несмотря на недостаточную мощность мотора и посредственных гонщиков (как это неоднократно доказывал руководитель Lotus великий конструктор Колин Чэпмен).
Дело в деньгах
Имена знаменитых создателей машин, таких как Джон Барнард, Гордон Марри, Густав Брюннер, Харви Постлтуэйт, Патрик Хед, Эйдриан Ньюи, для понимающих людей звучали ничуть не менее авторитетно, чем Айртона Сенны, Алена Проста, Нельсона Пике, Найджела Мэнселла... В "Формуле 1" соревновались не только пилоты, заочно шла битва интеллектов, схватка между конструкторскими бюро.
Но ничто не стоит на месте. К началу девяностых гоночные технологии продвинулись настолько, что определяющим фактором успеха любой команды стал ее бюджет. Разумеется, деньги решают не все.
Недавние примеры BAR и Toyota показывают, что для построения жизнеспособного коллектива требуется несколько лет напряженной работы, команда без традиций не побеждает, несмотря на внушительное финансирование. Сколь угодно солидный бюджет может быть потрачен неэффективно.
Большие деньги для успеха в "Формуле 1" - условие не достаточное, но совершенно необходимое!
Например, Харви Постлтуэйт мог находить выдающиеся решения для болидов команды Tyrrell, в которой он работал, но недостаток средств не позволял довести их до ума. В результате стало понятно, что даже самые выдающиеся решения шефа-дизайнера без денег не могут обеспечить конюшне конкурентоспособность.
Чужая колея
А каково приходилось аутсайдерам, в конструкторских бюро которых не было столь талантливых специалистов? Они попадали в порочный круг. Не будет высоких результатов - не будет хороших спонсоров. Низкий бюджет - низкие результаты...
Хозяин Minardi Пол Стоддарт и руководитель этой команды Джанкарло Минарди, казалось, нашли выход. Они обратились к Renault с просьбой продать прошлогодние шасси. Флавио Бриаторе это сделать отказался, поскольку продажа шасси запрещена правилами. Теперь же бывшая Minardi, Того Rosso, принадлежит фирме Red Bull (как и собственно команда Red Bull). Ясно, что сам бог велел им кооперироваться в самой затратной области - создании машины...
Однако намерение Того Rosso в качестве основы для своей новой модели взять прошлогодний болид Red Bull тут же вызвало возмущение руководителя команды Spyker Колина Колеса. Его можно понять, ведь Sруkеrто лишен сильных покровителей и делает машину самостоятельно! А Того Rosso на "чужой" машине может оказаться быстрее. Равно как и Super Aguri, "дочка" команды Honda, которая также намерена воспользоваться наработками "шефствующей" над ней конюшни. На специальном совещании руководителей команд "Формулы 1" вопрос об использовании "чужих" шасси поднимался, но к единому мнению участники так и не пришли. Каким образом можно помогать дочерним командам? Посылать туда хороших специалистов, делиться найденными технологическими секретами, результатами аэродинамических испытаний? Может быть, просто передавать чертежи? Где заканчивается разрешенная помощь и начинается запрещенный плагиат? Ответов на эти вопросы пока нет. А значит, есть повод для скандалов вокруг возможных нарушений регламента. Возможно, именно с них и начнется новый сезон "Формулы 1"...