"ФЕРРАРИ" ПОГНАЛАСЬ ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ
"Гран-при Турции" завершился победой Фелипе Массы. Претенденты в борьбе за чемпионский титул Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер финишировали на втором и третьем местах, что позволило испанцу увеличить отрыв от немца до 12 очков. В Кубке конструкторов "Феррари" продолжает теснить "Рено" - отставание составляет всего 2 очка.
Разобраться в нюансах уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.
Сейчас действительно зрители больше думают о судьбе чемпионата мира и занимаются подсчетом очков, чем наблюдают за происходящим на трассе, - говорит Русинов. - В смысле поддержания интереса к чемпионату и даже его обострения, можно только пожалеть, что в Турции Михаэль Шумахер не сумел финишировать впереди Фернандо Алонсо. Что касается исхода гонки, то можно лишь порадоваться успеху Фелипе Массы. Он выиграл и поул-позишн, и "Гран-при" , чем доказал всем, что достоин места в "Феррари" и в самое ближайшее время сможет бороться за титул чемпиона мира.
Вообще этот "Гран-при" - ярчайший пример борьбы за титул чемпиона 2006 года. Если спросите, кто в этой гонке отличился, то отвечу - Педро Де Ла Роса.
- Мало кто ожидал от него такого уверенного выступления.
- И зря! Педро очень хороший пилот. Просто так случилось, что он начал карьеру в "Формуле-1" не в самой хорошей команде и, естественно, добирался до финиша отнюдь не в лидерах. Вот все и махнули на него рукой. Забыли, наверное, что пилотировал он отнюдь не "Феррари". А уж когда начало карьеры, так сказать, загублено, выбраться наверх чрезвычайно сложно.
- Де Ла Росе, похоже, это удалось?
- Всеми гонками, проведенными в нынешнем году в "Макларене" , он доказал, что достоин в "Формуле-1" многого. И очень жаль, что не попал в правильную команду на несколько лет пораньше. Может быть, именно Педро был бы сейчас многократным чемпионом мира...
- Обсудим старт гонки. В первом повороте произошло много интересного.
- Трасса в Стамбуле довольно широкая, вход в первый поворот очень безопасный, и все пилоты прекрасно понимают, что, даже если пролетят мимо, ничего страшного не случится. Таким образом, первый поворот, в особенности для пилотов, стартовавших не в лидерах, представляет великолепную возможность для продвижения вперед.
- Приветствуем широкие трассы с большими карманами безопасности!
- Это если вы стартуете позади. Если же вы на одной из первых позиций, все выглядит с точностью до наоборот - к чему вам лишние соперники?
- Верно! Как активно Шумахер отстаивал свою позицию против Алонсо?
- Михаэль делал все правильно. С какой стати он стал бы пропускать вперед соперника в борьбе за титул чемпиона? К тому же в Istanbul Park затруднительно обгонять. Видели, на протяжении скольких кругов в концовке "Гран-при" Шумахер ехал позади Алонсо, но так и не смог обойти испанца? Парадоксальная ситуация: полотно трассы широкое, сделано специально для того, чтобы дать пилотам возможность обгонять друг друга, но реализовать эту возможность очень сложно. Проблема ситуации Шумахер - Алонсо в том, что и "Рено" , и "Феррари" ехали быстро, но каждая из машин ехала быстро в разных поворотах. Это было видно на плане с камеры автомобиля Шумахера. В медленных шпильках "Феррари" была быстрее и стремительно догоняла "Рено" , а в быстрых поворотах не могла и приблизиться. Почему? У стамбульской трассы есть быстрые повороты, где сильно включаются в работу передние антикрылья автомобиля, а потому следовать на высокой скорости в непосредственной близости от автомобиля соперника невозможно - теряется аэродинамика и необходимая для хорошего сцепления с дорогой прижимная сила. Автомобили Шумахера и Алонсо близки по скорости, а значит, обгон был чрезвычайно затруднен.
- О "Феррари" и "Рено" мы поговорим чуть позже. Обидная ситуация подстерегала на старте Физикеллу, напарника Алонсо.
- Он попал между двумя машинами. По-моему, его даже никто не коснулся, но выйти из этой ситуации иначе, как с разворотом, Джанкарло не мог. Если бы итальянец прибавил, он мог врезаться в автомобиль Алонсо.
- Кроме Физикеллы на старте пострадал и еще один претендент на хорошее выступление - Райкконен.
- Кими, как и многие другие, пытался в самом начале гонки отыграть максимальное количество мест. Если бы он один стремился к этому, все было бы ничего, но вокруг него было достаточно гонщиков, озадаченных тем же. Сложно бороться за позицию в повороте, в который могут зайти одновременно 5 - 6 машин. Риск большой. Но Райкконен рисковал, потому что прекрасно понимал - гонка в Турции для него один из последних шансов заявить о себе как об одном из "игроков" нынешнего чемпионата.
- Вернемся к позиционной борьбе между Алонсо и Шумахером. В Турции "Рено" обставила "Феррари" на пит-стопе!
- Согласен, однако уже позже, преследуя Алонсо, Шумахер ошибся и потерял 5 секунд, которых ему и не хватило на финише.
- С другой стороны, эти же 5 секунд и вторую позицию в гонке семикратный чемпион мира потерял на дозаправке, когда "Феррари" позвала на обслуживание сразу две свои машины, в то время как на трассе был пейс-кар.
- На самом деле то, что в боксах оказались одновременно два автомобиля "Феррари" , отнюдь не ошибка. Команда отработала очень хорошо, ведь если подобная ситуация происходит незапланированно следует потеря огромного количества времени.
У "Феррари" был план на гонку и определенное распределение кругов для заезда в боксы, но внезапно команда узнала, что на трассу выезжает пейс-кар, и все в своей тактике поменяла. Итальянская команда сейчас в первую очередь борется за Кубок конструкторов, а уже потом за титул чемпиона мира в зачете пилотов. И в нынешней гонке "Феррари" решила погнаться сразу за двумя зайцами: получить как можно больше очков в командный зачет и хорошо сработать с Шумахером. Что же получилось во время выезда пейс-кара: если бы команда отдала предпочтение Михаэлю и, махнув рукой на Массу, позвала в боксы первым его, то бразилец на финише был бы в лучшем случае третьим. Каким бы финишировал сам Михаэль неизвестно. Алонсо и "Рено" вполне могли бы его обойти. Прикинув все это, "Феррари" и решила не рисковать своим первым местом на "Гран-при Турции". Таким вот образом и родился план этой двойной дозаправки. Увы, для "Феррари" , но именно в ходе нее Алонсо удалось вклиниться между автомобилями Массы и Шумахера.
- В этой гонке меня удивил какой-то рваный ритм в стане лидеров. Расстояние между Шумахером и Алонсо то стремительно росло, то столь же стремительно сокращалось.
- По ходу гонки пилот соблюдает свой скоростной режим, свой ритм. Гонщик всегда едет на своем максимуме. Что можно изменить по ходу гонки, так это ритм машины. Если помните, во время второго пит-стопа на автомобиле Шумахера перенастроили переднее крыло - поменяли угол. И Михаэль прибавил скорости. Это лишнее доказательство того, что пилот всегда едет настолько быстро, насколько позволяет машина. Будьте уверены, и Алонсо, и Шумахер прибавить скорости уже не могли.
- Удивительно, но это мог сделать Масса!
- За счет машины, а не потому, что он как гонщик быстрее Шумахера и Алонсо.
- И все-таки мне казалось, что Михаэль обгонит Фернандо.
- Я тоже так думал. Сейчас мне кажется, что Михаэль слишком рано пошел на обгон. Возможно, надо было подождать, последить за "Рено".
- Соблазн был велик! Ведь если бы Шумахер стал вторым, Масса бы его наверняка пропустил на первое место. Тогда и в Кубке конструкторов, и в зачете пилотов для "Феррари" все было бы замечательно. Надо было только обогнать Алонсо.
- И обогнать как можно быстрее, чтобы успеть еще и совершить рокировку с Фелипе. В этой спешке Михаэль и совершил ошибку. Уверен, если бы он с самого начала думал не о первом месте, а только о том, чтобы обойти Алонсо, такого бы не произошло - Шумахер бы не торопился и тщательнее выцеливал испанца. Но Михаэль, видимо, думал именно о победе и хотел обогнать Алонсо с наскока, как обычно делает со всеми остальными соперниками. Но с испанцем это не проходит - у него очень быстрая машина.
- Что же нас ждет в будущем?
- До финиша чемпионата осталось 4 этапа. Надеюсь, что борьба за чемпионский титул будет продолжаться до самого конца. Нынешняя ситуация такова: и "Рено" , и "Феррари" хотят увеличить скорость, но одновременно не хотят рисковать. Та же ситуация с пилотами. При таком раскладе все может решиться в последней гонке.
- Что более эффективно - рисковать или осторожничать?
- Сложно сказать. В идеале необходимо ехать на 100 процентов, рисковать в нужный момент и сдерживать себя тоже в нужный момент.
- Теоретически Алонсо лучше поберечься, а Шумахеру необходимо рисковать.
- Думаю, и для одного, и для другого важен разумный риск.
- Следующая гонка пройдет в Монце. Это иная по сравнению с Istanbul Park трасса?
- Совершенно верно. Итальянский автодром представляет собой комплекс медленных поворотов и очень длинных скоростных прямых. Здесь важна мощь мотора. Здесь нельзя "загружать" машину, но одновременно нужно добиться и хорошего торможения. Кто найдет правильный компромисс, тот и преуспеет.
Ожидаю в Италии интересной гонки. Мне кажется, в Монце могут "выстрелить" пилоты, которых мы в Турции в первых рядах не наблюдали.
- У вас есть конкретные кандидатуры?
- Например, Кубица.
- Ждать нам в Италии блицкрига "Феррари"?
- Похоже на то. Но борьба с "Рено" неизбежна. Думаю, в схватку за призовые места сможет подключиться и Райкконен. При удачной квалификации, разумеется.