Перейти к основному содержанию

Главная      ОТЧЕГО ХОРОШЕЮТ МАШИНЫ

ОТЧЕГО ХОРОШЕЮТ МАШИНЫ

Автогонки - это не только запредельные скорости болидов и стальные нервы гонщиков. Не только истошный визг тормозов и грозное рычание двигателей, запах паленой резины и автомобильных выхлопов. Это еще и будущее наших с вами личных машин.

Откуда что берется. Даже разобрав современный автомобиль на части, вы вряд ли сможете найти в нем деталь, не опробованную когда-либо на гоночном треке или на раллийной трассе. Спортивные автомобили, они хоть и особенные, но все-таки автомобили. А лучшего испытательного стенда, чем такая работающая на пределе возможностей машина, для проверки разнообразных автомобильно-технических идей найти невозможно. Автомобильный спорт, как пылесос, высасывает идеи из всех отраслей человеческой деятельности. Многие узлы, появившиеся на спортивных машинах, впервые были разработаны для океанских судов, другие родились в головах авиаконструкторов. Неважно, кто придумал то или иное новшество, - если его можно использовать в спортивном автомобиле, оно будет использовано. А если новинка хорошо проявит себя в гонках, она обязательно появится и в автомобиле обычном.

Ремни и зеркала. Самая известная деталь, пришедшая из автоспорта, - зеркало заднего вида. Его впервые применили на гоночных автомобилях в самом начале XX века. Обычному водителю на тогдашнем не слишком забитом шоссе зеркало было не очень нужно. Зато для гонщика информация о пытающемся его обойти сопернике - почти основа тактики. Вертеть головой - значило терять время и подвергать себя опасности. Конструкторы приноровились цеплять на ветровое стекло дамские зеркальца. Впоследствии зеркала перекочевали и на обычные дорожные автомобили.

Ремни безопасности тоже были разработаны для автомобильных гонок. Вначале это были простые привязные пояса, служившие для удерживания гонщика на сиденье. С ростом скоростей гоночных машин и развитием технологий конструкция ремней менялась. Так, было увеличено количество точек на теле гонщика, которые фиксировались ремнем. Самые современные ремни - шеститочечные. Они охватывают предплечья, грудь, поясницу и бедра. Такие ремни используются во всех международных и национальных гонках. В не особенно важных соревнованиях разрешено использовать четырехточечные ремни. На обычных наших с вами машинах пока хватает двухточечных (грудь и поясница).

Тормозные тонкости. Гонщики не зря говорят, что "Формула 1" - больше тормоза, чем двигатель.

В какой-то момент, когда мощность автомобилей сильно возросла, барабанные тормоза, использовавшиеся ранее, перестали справляться со своими функциями. Конструкторам требовалось более эффективно замедлять и останавливать автомобили. И они обратили внимание на тормоза дисковые. Принцип их действия был запатентован еще в XIX веке, но ставить дорогие агрегаты на серийные машины производители не спешили. В 1949 году на английском автомобиле Crosley Hotshot появились тормоза, отдаленно похожие на дисковые, однако механизм был не особенно надежен, и выпускать серийно эти тормоза не стали. Но за идею схватились гонщики. И довели ее до логического завершения. Первые дисковые тормоза появились в 1953 году на гоночном "ягуаре", создали их конструкторы фирмы Dunlop. Оказалось, что эффективность дискового тормоза намного выше барабанного, и новинка пошла в массы. В дорожной машине такие тормоза были применены уже в 1956 году на английском автомобиле Triumph TR3.

Битва моторов. Турбонаддув в 1905 году для больших судовых дизелей запатентовал швейцарский инженер Альфред Буше. С кораблей турбина перекочевала в авиацию, а после Второй мировой войны идеей заинтересовались представители автоспорта. Первый автомобиль с турбонаддувом выиграл престижную гонку "Инди500" в 1952 году. А в 1962 году публика впервые увидела "гражданскую" турбированную машину Chevrolet Corvair Monza.

Так что если хотите узнать, на чем будете ездить завтра, - присмотритесь повнимательнее к сегодняшнему гоночному болиду.

***

В современные автомобили немало узлов пришло из "королевы автоспорта" - "Формулы-1". Так, разработки активной подвески велись с конца 1980-х годов, и наибольшего успеха в гонках с ее помощью добилась команда "Вильяме". Но в 1993 году активная подвеска была в "Формуле" запрещена, после чего перекочевала сначала на дорогие, а потом и на не очень дорогие машины. На дорожные авто (пока только на дорогие суперкары) перешли из "Формулы" и подрулевые лепестки переключения передач. А вот треншн-контроль (антипробуксовочная система) появился на спортивных и дорожных автомобилях почти одновременно

***

Что спортивного в вашем автомобиле

Активная подвеска

После запрета на использование в "Формуле-1", для которой ее и разрабатывали, в 1990-е годы подвеска нашла применение в дорогих машинах представительского класса

Ремни безопасности

Пришли в автоспорт из авиации. Неоднократно усовершенствовались и прижились на "гражданских" автомобилях в 1960-е годы

Вентилируемые тормозные диски

Понадобились гонщикам для лучшего охлаждения тормозов, а также для отвода газов от сгоревших колодок. В 1970-х появились на дорогих машинах, сегодня применяются на многих автомобилях

Роботизированная КПП

Появилась в 1980-е годы на болидах "Формулы-1". Помогала пилотам мгновенно переключать передачи. Сейчас такую коробку уже можно заказать для серийных машин. Только стоит она пока довольно дорого

Зеркало заднего вида

Появившись на спортивных машинах в 1920-е годы, через несколько лет было установлено на всех выпускаемых автомобилях

Каркас безопасности

В 1930-х годах прошел обкатку на спортивных автомобилях, а в 1960-е перекочевал на серийные, прежде всего на машины Mercedes-Benz

Дисковые тормоза

Разработаны для того, чтобы эффективно останавливать гоночные болиды. В серийных автомобилях применяются с конца 1950-х

Турбонаддув

Из судостроения попал в авиацию. Во время Второй мировой был доведен до совершенства, а в 1950-е годы стал применяться и в автомобилях