Перейти к основному содержанию

Главная      Сколько стоит "Формула-1"?

Сколько стоит "Формула-1"?

Сегодня в Бахрейне начинаются предварительные заезды первого этапа чемпионата "Формулы-1" в 2006 году. О его подробностях мы поговорим в следующий раз. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию информацию из мартовского номера журнала "F1Racing" о том, во что обходится командам участие в этом чемпионате. Результаты эти, честно говоря, поражают: в общей сложности расходы десяти команд на чемпионат мира 2005 года составили 2 миллиарда 814 миллионов 720 тысяч долларов. В 2006 году эта цифра еще возрастет, считает автор материала Алан ХЭНРИ. Ниже приводим основные положения этой статьи.

"Тойота" готова к сезону - Фото АФП

Основной вопрос материала: помогли ли командам многомиллионные затраты? Судя по успеху "Toyota" - да. Эта команда обогнала "Ferrari". Правда, возглавив рейтинг затрат она все же не выиграла титул. В то же время в "McLaren" окончательно расплатились за свой эксклюзивный и прекрасно оборудованный Технологический центр. Кстати, за счет окончания этого строительства дружина Рона Денниса немного сэкономила, потратив за год на 15 миллионов меньше, чем в 2004-м.

А теперь смешные цифры. Компания "Red Bull" купила "Jaguar Racing" за 1 доллар, при этом досрочное расторжение контракта с пилотом Пиццония в 2003-м обошлось "Jaguar" в 477 317 раз дороже...

Ну а теперь давайте пройдемся по статьям "формулических" расходов.

Исследования и развитие

1. "Toyota" - 63, 40 млн. долларов

2. "McLaren Mercedes" - 45, 66 млн. долларов

3. "B. A. R-Honda" - 33, 40 млн. долларов

4. "Ferrari" - 26, 60 млн. долларов

5. "BMW Williams" - 22, 50 млн. долларов

6. "Renault" - 18, 09 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 15, 03 млн. долларов

8. "Red Bull" - 13, 48 млн. долларов

9. "Jordan" - 12, 20 млн. долларов

10. "Minardi" - 0, 45 млн. долларов

Всего: 250, 81 млн. долларов.

Статью расходов на исследовательские работы трудно обособить. Потому что многие команды включают в нее работы на аэродинамическом полигоне и/или подготовку к ним, материаловедческую экспертизу и прочие косвенные затраты, поскольку ее легко отнести к инвестициям, а значит - снизить налоговое бремя. В документах "McLaren" двухлетней давности указывалась сумма в 34 миллиона долларов, естественный прирост в 5 процентов плюс 10 процентов на Технологический центр - команда осталась при своих, но в конце сезона испытывала серьезный прессинг со стороны "Toyota" и "Honda" , которые наверняка возглавят рейтинг затрат на исследовательские работы в 2006-м.

Насколько велики затраты "Toyota"? Они в 3, 5 раза превышают затраты "Renault" на разработку чемпионской машины...

Затраты на постройку машины

1. "Toyota" - 2, 80 млн. долларов

2. "McLaren Mercedes" - 1, 99 млн. долларов

3. "Renault" - 1, 92 млн. долларов

4. "Ferrari" - 1, 80 млн. долларов

5. "Sauber Petronas" - 1, 75 млн. долларов

6. "BMW Williams" - 1, 65 млн. долларов

7. "B. A. R-Honda" - 1, 37 млн. долларов

8.Red Bull" - 1, 25 млн. долларов

9. "Jordan" - 0, 80 млн. долларов

10. "Minardi" - 0, 75 млн. долларов

Всего: 16, 08 млн. долларов.

Простая и буквальная статья. Разница между командами скорее говорит о различиях в оплате труда. В Германии и Швейцарии на этот счет довольно строгие законы, и затраты на "человеко-час" выше, чем в Великобритании, лидерство "Toyota" отчасти обусловлено и этим. Ориентировочные затраты на постройку шасси, коробки и прочих элементов для одной машины колеблются в районе 250 000-300 000 долларов. "Toyota" построила за год десять машин, "Renault" и "McLaren" хватило семи, у "Ferrari" , "Williams" и "Sauber" их было по шесть. Скромнее выступили в "Red Bull" и "BAR" - по пять машин, а "Jordan/Midland" и "Minardi" ограничились всего тремя машинами за сезон.

Затраты на аэродинамический полигон

1. "McLaren Mercedes" - 15, 93 млн. долларов

2. "Ferrari" - 15, 55 млн. долларов

3. "BMW Williams" - 14, 91 млн. долларов

4. "Toyota" - 13, 14 млн. долларов

5. "Sauber Petronas" - 11, 71 млн. долларов

6. "B. A. R-Honda" - 11, 62 млн. долларов

7. "Renault" - 9, 06 млн. долларов

8. "Red Bull" - 6, 78 млн. долларов

9. "Jordan" - 5, 10 млн. долларов

10. "Minardi" - 3, 40 млн. долларов

Всего: 107, 20 млн. долларов.

Даже такая маленькая и экономная команда, как "Minardi" , оплачивала в 2005-м труд 20 инженеров по аэродинамике, а лидеры имеют собственный полигон (иногда и не один), работающий без выходных. В "Williams" вынуждены были затянуть пояса у других отделов, чтобы увеличить расходы на аэродинамику, - дорогое это удовольствие, но дает заметный эффект... хотя "Renault" и здесь в середнячках.

Работа на тестах

1. "Toyota" - 77, 50 млн. долларов

2. "Ferrari" - 75, 75 млн. долларов

3. "BMW Williams" - 74, 50 млн. долларов

4. "McLaren Mercedes" - 65, 86 млн. долларов

5. "B. A. R-Honda" - 54, 00 млн. долларов

6. "Renault" - 44, 00 млн. долларов

7. "Red Bull" - 37, 50 млн. долларов

8. "Sauber Petronas" - 27, 50 млн. долларов

9. "Jordan" - 26, 50 млн. долларов

10. "Minardi" - 10, 00 млн. долларов

Всего: 493, 11 млн. долларов.

Девять из десяти команд чемпионата добровольно согласились ограничить продолжительность тестов, ведь это вторая по объему затрат статья бюджета.

"Ferrari" не присоединилась к этому соглашению и усилиями Луки Бадоера и Марка Жене почти безостановочно трудилась в Фьорано и Муджелло. Сколько бы они ни проехали, эти трассы - собственность команды, а значит, почти ничего не надо платить. На вершине снова "Toyota" - Ральф, Ярно, Зонта и Панис проехали почти 39 000 км, больше 8 500 кругов на шести европейских автодромах. Каждый такой круг стоит около 1 250 долларов (топливо, шины, тормоза и другие расходные материалы), прибавьте к этому транспортировку машин, гонщиков, аренду трасс...

Работа на Гран-при

1. "Ferrari" - 37, 28 млн. долларов

2. "Toyota" - 29, 71 млн. долларов

3. "BMW Williams" - 27, 46 млн. долларов

4. "McLaren Mercedes" - 25, 33 млн. долларов

5. "Renault" - 25, 09 млн. долларов

6. "Sauber Petronas" - 24, 03 млн. долларов

7. "B. A. R-Honda" - 23, 24 млн. долларов

8. "Jordan" - 21, 34 млн. долларов

9. "Red Bull" - 19, 51 млн. долларов

10. "Minardi" - 10, 25 млн. долларов

Всего: 243, 24 млн. долларов.

В сезоне 2005 года, впервые в истории чемпионата, проводилось 19 Гран-при, что сразу на 10 процентов увеличило транспортные расходы, правда, за счет хитрой схемы перевозки машин в Турцию кое-что удалось сэкономить.

Сколько багажа перевозят команды? Один из представителей транспортной службы "McLaren" утверждает, что на европейские этапы вместе с командой ездит около 350 тонн оборудования. При этом вес трех машин - всего полторы тонны. Багаж даже небогатых команд оценивается в 30 тонн, так что вес машин можно не учитывать...

Зарплата команд

1. "Toyota" - 68, 53 млн. долларов

2. "McLaren Mercedes" - 62, 23 млн. долларов

3. "BMW Williams" - 57, 05 млн. долларов

4. "Ferrari" - 51, 04 млн. долларов

5. "Renault" - 41, 80 млн. долларов

6. "B. A. R-Honda" - 40, 70 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 39, 60 млн. долларов

8. "Red Bull" - 23, 78 млн. долларов

9. "Jordan" - 16, 50 млн. долларов

10. "Minardi" - 12, 24 млн. долларов

Всего: 413, 47 млн. долларов.

"Toyota" пригласила к себе самых квалифицированных специалистов и вынуждена за это расплачиваться. В финансовый отчет "McLaren" и "Williams" по налоговым соображениям внесен чуть больший период - не 12, а 14 месяцев. Ничего нелегального в этом нет, Британия не Россия, просто финансовый год начался чуть раньше, так что лидерство "Toyota" еще более впечатляет. За все приходится платить...

"Формула-1" - неплохой бизнес, зарплата Мартина Уитмарша оценивается в пять миллионов долларов, а известный всем Эдриан Ньюи (по слухам) обойдется "Red Bull" в 10 миллионов годовых. Жан Тодт, Росс Браун, Майк Гаскойн получают примерно столько же - понятно, почему в паддоках так много довольных лиц. Обычные сотрудники оплачиваются скромнее - от 60 до 90 тысяч в год.

Моторы

1. "Toyota" - 180, 00 млн. долларов

2. "B. A. R-Honda" - 170, 00 млн. долларов

3. "Ferrari" - 150, 00 млн. долларов

4. "McLaren Mercedes" - 140, 00 млн. долларов

5. "BMW Williams" - 137, 00 млн. долларов

6. "Renault" - 115, 00 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 26, 00 млн. долларов

8. "Red Bull" - 18, 00 млн. долларов

9. "Jordan" - 15, 00 млн. долларов

10. "Minardi" - 10, 00 млн. долларов

Всего: 961, 00 млн. долларов.

Подсчитать эти расходы сложнее всего, команды потратили на моторы почти миллиард долларов, но, к примеру, финансовый департамент "McLaren" не смог озвучить точную смету. Команда потратила на моторы около 140 миллионов долларов, и экономия, вызванная переходом на V8, будет компенсирована затратами на его разработку. BMW должна была обогнать "McLaren" , но команде удалось сэкономить около восьми миллионов за счет раннего отказа от доработки V10 для "Williams" в пользу V8 для собственной команды.

"Toyota" возглавила и этот список, потратив на моторы в 2005-м больше, чем за год до этого. Компенсация в 10 миллионов за поставку моторов для "Jordan/Midland" практически ничего не меняет. "Ferrari" получила за свои моторы от "Sauber" 26 миллионов, так что затраты ведущих команд примерно равны.

Зарплата гонщиков

1. "Ferrari" - 46, 50 млн. долларов

2. "McLaren Mercedes" - 40, 00 млн. долларов

3. "Toyota" - 39, 50 млн. долларов

4. "Renault" - 18, 25 млн. долларов

5. "B. A. R-Honda" - 10, 25 млн. долларов

6. "BMW Williams" - 5, 00 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 4, 50 млн. долларов

8. "Red Bull" - 2, 50 млн. долларов

9. "Jordan" - 0, 50 млн. долларов

10. "Minardi" - 0, 35 млн. долларов

Всего: 167, 35 млн. долларов.

Михаэль Шумахер доминирует - 35 миллионов зарплаты, Баррикелло получил от "Ferrari" 10 миллионов, Бадоер - полтора. В "McLaren" 22 миллиона досталось Райкконену, 15 миллионов получил Монти, на банковском счету Вурца добавилось 2, 5 миллиона, а Педро де ла Роса заработал 500 тысяч.

Бывший менеджер Ральфа Шумахера Вилли Вебер сумел обеспечить своего подопечного контрактом с "Toyota" на 25 миллионов долларов в год, но даже в сумме с 10 миллионами Трулли, 3, 5 миллиона Паниса и скромным миллионом Зонты "Toyota" заняла лишь третье место, уступив "Ferrari" и "McLaren".

Выигравший титул Фернандо Алонсо зарабатывал на равных с Джанкарло Физикеллой - по 9 миллионов на каждого, прибавим к этому 250 тысяч для Франка Монтаньи: в "Renault" умеют считать деньги.

Переезды и гостиницы

1. "Ferrari" - 19, 46 млн. долларов

2. "McLaren Mercedes" - 14, 05 млн. долларов

3. "Toyota" - 12, 97 млн. долларов

4. "BMW Williams" - 10, 05 млн. долларов

5. "B. A. R-Honda" - 8, 53 млн. долларов

6. "Renault" - 8, 10 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 7, 70 млн. долларов

8. "Red Bull" - 5, 72 млн. долларов

9. "Jordan" - 4, 86 млн. долларов

10. "Minardi" - 2, 47 млн. долларов

Всего: 93, 91 млн. долларов.

По сравнению с 2004-м эта статья расходов увеличилась. Персонал среднего звена вернулся в салон бизнес-класса, бюджетные авиакомпании уже никого не интересуют, а руководство и ведущие гонщики летают личными самолетами. Поговаривают, что пробки на европейских авиалиниях после Гран-при вызваны частными самолетами звезд "Формулы-1".

Корпоративные мероприятия

1. "Toyota" - 11, 50 млн. долларов

2. "Red Bull" - 10, 70 млн. долларов

3. "BMW Williams" - 10, 00 млн. долларов

4. "Ferrari" - 9, 00 млн. долларов

5. "McLaren Mercedes" - 8, 50 млн. долларов

6. "B. A. R-Honda" - 7, 05 млн. долларов

7. "Renault" - 6, 50 млн. долларов

8. "Sauber Petronas" - 3, 50 млн. долларов

9. "Jordan" - 1, 40 млн. долларов

10. "Minardi" - 0, 40 млн. долларов

Всего: 68, 55 млн. долларов.

Центр роскоши "Формулы-1" - Paddock Club под управлением мультимиллионера Падди Макнолли. Бывший спортивный журналист стал партнером Берни Экклстоуна, и его компания "Allsport Management" сейчас платит около 50 миллионов долларов за монополию на развлечения. Двухдневный билет в Paddock Club обходится в 3 000-4 500 долларов, обеспеченные команды выкупают по 80-100 билетов для себя и своих деловых партнеров, хотя их боссы считают, что эти доходы следует приравнять к коммерческим и поделить, вернув часть денег командам.

Разумеется, есть и другие способы потратить деньги. К примеру, команда "Red Bull" взяла да и построила в Монако собственный центр развлечений - "Energy Station" , который вроде бы обошелся его хозяевам не меньше чем в восемь миллионов долларов. А еще два миллиона ушло на "китайскую деревню" , которая была построена "Red Bull" в Шанхае для того, чтобы достойно отметить окончание сезона.

Суммарные затраты

1. "Toyota" - 499, 05 млн. долларов

2. "Ferrari" - 432, 98 млн. долларов

3. "McLaren Mercedes" - 419, 95 млн. долларов

4. "B. A. R-Honda" - 360, 16 млн. долларов

5. "BMW Williams" - 360, 12 млн. долларов

6. "Renault" - 287, 81 млн. долларов

7. "Sauber Petronas" - 161, 32 млн. долларов

8. "Red Bull" - 139, 22 млн. долларов

9. "Jordan" - 104, 20 млн. долларов

10. "Minardi" - 50, 31 млн. долларов

Всего: 2 814 720 000 долларов.

Таким образом, "Toyota" уверенно занимает первое место, опередив лидера последних лет на 66 миллионов, совсем немного уступила им команда "McLaren". BAR и "BMW Williams" идут вровень, но в 2006-м у BMW будет собственная команда, которая наверняка потратит больше, чем "Sauber" , да и преемница "Minardi" - "Scuderia Toro Rosso" вряд ли уложится в 50 миллионов.

В "Renault" ухитрились выиграть оба титула, потратив почти вполовину меньше, чем "Toyota" , - есть чем гордиться. После ухода из "Формулы-1" табачных спонсоров финансовое бремя ляжет на автопроизводителей. Выдержат ли они или уйдут в менее дорогостоящий чемпионат? Гарантий быть не может, поэтому у президента ФИА Майка Мосли нет вариантов - затраты надо сокращать искусственно. Получится ли?

Подготовил

Леонид СОКОЛОВ

Лига чемпионов: НЕвесенний футбол

Под грохот боев на XX зимних Олимпийских играх некоторые болельщики даже и не заметили возобновления турнира футбольной Лиги европейских чемпионов. То есть самые отъявленные фанаты, конечно, еще за две недели до 22 февраля зарезервировали себе удобные места в спортивных барах. Но, признаемся честно, первые матчи 1/8 финала ЛЧ прошли в информационном тумане из-за Турина-2006.

Хотя такие поединки, как "Челси" - "Барселона" и "Бавария" - "Милан" , в любом случае не могли не привлечь внимания. В первом сошлись два взгляда на современный футбол. Во втором - два футбольных монстра.

Напомню, что в прошлом году подопечные Моуринью и Райкарта уже встречались на стадии плей-офф этого же турнира. Тогда в драматичнейшем двухраундовом поединке победили англичане. То есть железный порядок и игра от обороны взяли верх над футбольным остроумием и филигранной техникой. Все ждали продолжения этого противостояния. Но - о чудо! - "Барселона" , играя первый матч в Лондоне, не стала "плести кружева" вокруг штрафной противника, а стала играть в строгий футбол от обороны. Даже современный "кудесник мяча N 1" и лучший футболист мира Роналдинью редко когда отрывался от середины поля. Это стало полной неожиданностью для игроков "Челси". И хотя в конце концов они и открыли счет, общий результат для них стал неутешительным - 1: 2.

В повторном поединке тактическое противостояние продолжилось. "Барселона" и у себя дома играла строго от обороны. А действия игроков "Челси" очень напоминали недавние мучения российских хоккеистов в полуфинальном матче Олимпиады с финнами. Столкнувшись с плотными защитными рядами, игроки лондонского клуба пытались добраться до ворот поодиночке. Ну а уже в конце катившегося к выгодной для испанцев ничьей поединка лучший футболист мира Роналдинью сотворил большой шедевр. Буквально продравшись через редуты английских защитников, он показал соперникам, как надо брать игру на себя. Результатом этого урока стал великолепный гол бразильца - 1: 0. Но лондонцы не сдались. И в уже добавленное время Лэмпард сам заработал и сам реализовал пенальти - 1: 1. Таким образом, по сумме двух матчей дальше прошла "Барселона".

А вот счет в первом матче "Бавария" - "Милан" - 1: 1 - предсказывался чуть ли не каждым вторым футбольным экспертом. Потому что только чудо могло помочь этим двум "супердобывателям побед" разразиться голевым водопадом. Чем запомнился этот поединок? Высочайшей командной скоростью, филигранной техникой и постоянными падениями немецких и итальянских спортсменов с последующими требованиями немедленно удалить соперника.

Требования покарать противников продолжились и во втором поединке в Милане. Но здесь они не имели такого большого стратегического значения. Так как итальянцы сразу же показали "Баварии" , где зимуют крабовидные. 2: 0 к 25-й минуте (при не забитом Шевченко 11-метровом!) - вот как неласково "Милан" встретил лидера бундеслиги. Немцы, конечно, еще посопротивлялись немного. Но совсем немного. 4: 1 - таков окончательный счет этого матча.

В первом мачте "Вердер" - "Ювентус" неожиданно для многих сильнее оказался бременский клуб - 3: 2. Особенно любопытным тут выглядело количество пропущенных защитниками с Апеннин мячей. Интересно, что и в Турине первыми забили немцы. И героически отстаивали этот счет до середины второго тайма. Надо честно признать, что это был не лучший матч безусловного лидера итальянского чемпионата. Потому что, даже сравняв счет, игроки "Ювентуса" не могли развить свой успех. И при таком раскладе скромный "Вердер" проходил в четвертьфинал ЛЧ. Но за 1, 5 минуты до окончания поединка голкипер немцев совершил удивительную по глупости ошибку, выронив уже пойманный мяч. Итальянцы таких глупостей не прощают - 2: 1, и туринцы проходят дальше.

Разошлись с миром в первых матчах "Аякс" - "Интер" - 2: 2 - и "Рейнджерс" - "Вильяреал" - 2: 2. Но если голландско-итальянское противостояние продолжится только через неделю, то испанцы у себя на поле, сгоняв с шотландцами серую "ничейку" 1: 1, уже пробились в следующую стадию розыгрыша Лиги чемпионов.

Еще одной знаковой парой 1/8 финала ЛЧ стали "Реал" и "Арсенал". Причем первый матч англичане выиграли в гостях со счетом 1: 0. После чего президенту знаменитого испанского клуба пришлось уйти со своего поста. А лондонцы получили отличные шансы выйти в четвертьфинал Лиги чемпионов. Они ими и воспользовались, сыграв дома вничью - 0: 0. Матч, несмотря на отсутствие голов, оказался острым и нервным. "Галактикос" имел несколько шикарных моментов для взятия ворот, но им не повезло. Могли отметиться и "канониры". В общем, ничья в пользу лондонцев.

А вот другой британский клуб "Ливерпуль" выступил неудачно. В гостевом матче обладатель Кубка чемпионов прошлого сезона уступил в гостях португальской "Бенфике" - 0: 1. Уступил по игре. И это породило множество слухов о каких-то "подводных" течениях в клубе, связанных с желанием некоторых его игроков и тренеров увеличить свою заработную плату. Думается, что эти слухи теперь будут только расти. Так как во втором поединке обладатель трофея ЛЧ и вовсе опростоволосился. То есть у себя на домашней арене проиграл португальцам со счетом 0: 2.

Поучительным получилось противостояние между голландским ПСВ и французским "Лионом". Тут надо вспомнить, что эти команды уже встречались в прошлогоднем четвертьфинале ЛЧ. Тогда в серии пенальти повезло ПСВ. На этот раз в гостях чемпионы Франции взяли верх 1: 0. А у себя на поле они в веселой и открытой игре попросту в пух и в прах разнесли голландцев - 4: 0.

1/8 финала Лиги чемпионов УЕФА

ПСВ - "Лион" - 0: 1; 0: 4

"Бавария" - "Милан" - 1: 1; 1: 4

"Реал" - "Арсенал" - 0: 1; 0: 0

"Бенфика" - "Ливерпуль" - 1: 0; 2: 0

"Рейнджерс" - "Вильяреал" - 2: 2; 1: 1

"Вердер" - "Ювентус" - 3: 2; 1: 2

"Челси" - "Барселона" - 1: 2; 1: 1

"Аякс" - "Интер" - 2: 2

Матч состоится 14 марта

Примечание. Выделенные команды прошли в 1/4 финала Лиги чемпионов УЕФА.