На круг вызываются
"ФОРМУЛА-1" ИДЕТ НА НОВЫЙ ВИТОК
До старта чемпионата мира "Формулы-1" остается меньше недели. Как считает корреспондент "Ъ-Спорта" Александр Петров, первенство этого года обещает стать самым интригующим за последнее время. Ведь чемпионат содержит сразу несколько интриг
Шумахер на новой резине
Так уж сложилось, что весь мир "Формулы-1" - а включать в это понятие стоит не только собственно команды, их владельцев, гонщиков и т. д., но и многомиллионную армию болельщиков - можно разделить на две примерно равные части: тех, кто за Михаэля Шумахера, и тех, кто его терпеть не может. При этом тот или иной человек может и не быть поклонником Ferrari, а вообще симпатизировать, скажем, Red Bull, но все равно трудно найти болельщика, у которого бы не сформировалось хоть какое-то отношение к семикратному чемпиону мира.
Михаэль Шумахер и Ferrari, на протяжении ряда лет заранее убивавшие всякую интригу в "Формуле-1", в этот раз выступают в другой, совсем непривычной для грандов роли - они сами являются загадкой. После провала в прошлом году, в котором Михаэль Шумахер сумел одержать только одну победу, да и ту на скандальном Гран-при США, где на старт вышли всего шесть машин, а конкурентами великого немца были такие "мощные" команды, как приказавшие уже долго жить Jordan и Minardi, и ему самому, и его фанам, естественно, хочется реванша. Быстрого и кровавого. Это было бы очень красиво и символично. Еще один титул дал бы Шумахеру шанс уйти из спорта с высоко поднятой головой - триумфатором. Вопрос только в том, сумеет ли Шумахер еще раз примерить лавры чемпиона.
Однозначного ответа тут никто не даст. Сам Шумахер, что совершенно очевидно, по-прежнему остается сильнейшим гонщиком мира. Что ни говори, а с 2004 года, когда он оформил свой седьмой титул, он просто не мог растерять все свои гениальные способности. С этим, кстати, согласны практически все специалисты, включая даже тех, кто работает на конкурентов Ferrari. Но проблема, собственно, в другом, а именно в том, удастся ли Ferrari учесть ошибки прошлого года и создать в этот раз конкурентоспособную машину, которая позволит Шумахеру реализовать свой потенциал.
Ferrari в межсезонье столкнулась с рядом проблем при подготовке новой машины. В команде очень неохотно рассказывают, что именно нуждается в улучшении, но, вероятно, речь идет о повышении уровня надежности. При этом скорость, которую способна показывать Ferrari, удовлетворяет и более того - впечатляет. Даже самого Шумахера, что вообще-то довольно непривычно, учитывая, что расчетливый немец старается избегать недвусмысленных высказываний.
На предсезонных тестах Ferrari показывала совсем неплохое время, регулярно попадая в группу лидеров. Но можно ли делать по итогам этих заездов далеко идущие выводы? Видимо, все же нет. Ну хотя бы потому, что все они проходили в Европе при температуре 5-10 С°. А теперь представьте, в каких условиях придется гоняться на первой гонке в Бахрейне - жара, духота, песок.
Но один козырь у Михаэля Шумахера все же есть - шины Bridgestone. Год назад многие специалисты считали, что у Ferrari совсем не такая плохая машина, как могло показаться. Некоторые даже называли ее лучшей. А вот отнести к таковой резину Bridgestone ни у кого язык не поворачивался. Действительно, после того, как Международная федерация автоспорта (FIA) в очередном немотивированном припадке реформирования зачем-то запретила смену колес по ходу гонки, второй поставщик резины для команд "Формулы-1" Michelin вдруг получил весьма существенное преимущество. Продукция французского концерна и раньше отличалась большей живучестью, что Bridgestone компенсировал лучшими сцепными свойствами на относительно коротких дистанциях - от пит-стопа до пит-стопа. К переменам концерн Bridgestone оказался не готов, и все команды, которым он поставлял резину, попали в проигрышное положение. Исключение было зафиксировано только однажды - все на том же Гран-при США, где покрышки Michelin просто взрывались.
К счастью, руководство FIA отменило запрет на замену резины на пит-стопах. И вот тут, если Bridgestone опять не провалится, у Шумахера, мастерски умеющего выжимать из машины максимум, появляется шанс. В этом смысле показательным был тот же 2004 год, когда Шумахер выигрывал гонки, действуя, словно на спор, то с меньшим, то с большим количеством остановок, чем у соперников. Да и вообще, не зря за немцем закрепилась слава чемпиона по пит-стопам. Поклонники Шумахера очень не любят, когда про их кумира так говорят, но в этом сезоне именно умение правильно останавливаться может принести Михаэлю Шумахеру титул.
Соперники на грани нервного срыва
Не менее интересно будет наблюдать и за действующим чемпионом мира Фернандо Алонсо. Он очень высоко забрался, став в 24 года самым молодым в истории "Формулы-1" обладателем титула, и теперь ему предстоит куда более сложная задача - сохранить завоеванное. Безусловно, Алонсо приложит все усилия, чтобы сохранить чемпионское звание, но маловероятно, что все у него пойдет гладко. Причин несколько.
Во-первых, отношение самого Алонсо к происходящему вокруг него. Напомним, что нынешний сезон - последний для него в Renault, с будущего года он станет пилотом McLaren. Сам Алонсо, естественно, говорит, что все это ничего не значит и на его отношении к работе никак не скажется. Ну а что еще он может говорить? Не рассказывать же об истинных причинах своего ухода. Официальная версия, выдвинутая Алонсо, не слишком убедительна. "Ну что в этом такого? У меня заканчивается контракт, и я подписываю новый с другой командой - обычное дело, - говорит гонщик.- Renault я очень благодарен, я действительно многого достиг с этой командой. Но мне нужен новый вызов, хочу продолжить свою карьеру в новых условиях".
Вроде все логично, но только что-то все же настораживает - нечасто гонщики исключительно по собственной воле покидают чемпионскую команду. Знаменитый в прошлом гонщик Герхард Бергер еще более категоричен: "Ни один гонщик просто так не ушел бы из команды, которая только что выиграла чемпионат".
Возможно, объяснение кроется в самом отношении концерна Renault к своей команде. Компания то недвусмысленно дает понять, что гонки ей надоели и чуть ли не в 2007 году она их покинет, потом оказывается, что она всем довольна, команда Renault никуда не денется. Потом начинаются шаманские танцы вокруг бюджета - то ли он будет увеличен, то ли уменьшен. В итоге пока позиция концерна сводится к поражающему "оригинальностью" постулату: пока нам выгодно, мы будем присутствовать в "Формуле-1".
Что ни говори, а все это нервирует, и Алонсо, видимо, правильно поступил, присмотрев себе теплое местечко, да еще и наверняка с повышением зарплаты. Однако в такой ситуации все же трудно концентрироваться на работе. Конечно, в Renault, равно как и в любой другой команде "Формулы-1", собрались профессионалы. Но как это ни банально прозвучит, побеждает не один гонщик, а вся команда, которая вряд ли способна работать слаженно, когда теряется что-то такое неуловимое, некий стержень, на котором все и зиждется.
Если же говорить о чисто техническом состоянии, в котором Renault подошла к чемпионату, то тут пока вроде бы особых проблем нет. Команда на протяжении всего межсезонья была, можно сказать, лучшей. Впрочем, технический директор Renault Пэт Симондс уверен, что это ничего не значит, поскольку уже в Бахрейн команды привезут доработанные версии машин, так что не исключено, что кто-то из конкурентов может прибавить. Интересно и мнение Фернандо Алонсо. В целом он оценивает новую машину положительно. "Но неплохо бы было добавить чуть-чуть мощности", - сказал испанец.
Если уж речь зашла о конкурентах Renault, то нельзя не рассказать и о McLaren, который попал во в чем-то схожую с Renault ситуацию. Речь о Кими Райкконене. Практически никто уже не сомневается в том, что финн через год покинет McLaren. Более того, есть основания полагать, что он уже и контракт с другой командой подписал (уж не с Ferrari ли?), но стороны просто пока не спешат подтверждать это официально. В общем, и Райкконену, как и Алонсо, придется искать дополнительную мотивацию, чтобы заставить себя отрабатывать на 100% в команде, расставание с которой с каждым днем все ближе. Правда, финну будет полегче - он ведь, в отличие от Алонсо, чемпионом еще не был, и голод до побед у него острее. Другое дело, как поведет себя McLaren, то есть собственно машина, в начале сезона. Прославленная британская "конюшня", пожалуй, как никакая другая, умеет заваливать первую половину сезона, выставляя на гонки быстрые, но очень капризные машины. А в этом году McLaren будет еще труднее: команду покинул Эдриан Ньюи, лучший конструктор "Формулы-1", перешедший в Red Bull за $10 млн в сезон. Без него - это очевидно - McLaren придется весьма непросто.
Кстати, о Red Bull. Владелец команды Дитрих Матешиц с завидным упрямством рвется к славе самого-самого в "Формуле-1" и денег при этом не жалеет. Матешицу не хватило одной команды, и он прикупил вторую - многострадальный Minardi за $1 (один доллар), переименованный в Toro Rosso, что в переводе означает ровно то же самое, что и Red Bull, - "Красный бык". Что получится из этого эксперимента по владению двумя командами сразу, не знает, видимо, и сам Матешиц. По крайней мере, техническое состояние головной команды пока далеко от идеального. На недавних тестах в Барселоне в ходе симуляции гонки на машине Кристиана Клина сдох мотор. Потом еще Дэвид Култард повредил спину и теперь вот вынужден лечиться.
Но если Red Bull пока только готовится к тому, чтобы подняться на новый уровень, то вот Honda, кажется, в состоянии "выстрелить" уже в этом сезоне. У команды есть пара отличных пилотов - Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, а выход из числа владельцев BAR, видимо, пойдет только на пользу.
Моторы на голодном пайке
Еще одной интригой нынешнего сезона являются моторы. Напомним, что FIA, стремясь то ли снизить расходы команд, то ли опять сражаясь за безопасность гонщиков, запретила использование трехлитровых V10. В этом году все команды будут гоняться на восьмицилиндровых моторах объемом 2, 4 л.
Все специалисты сходятся во мнении, что такой переход может очень сильно сказаться на раскладе сил - особенно в первой половине сезона. "V10, если брать сопоставимые по уровню команды, были у всех примерно одинаковые, - говорит Фернандо Алонсо.- Теперь же все начинается сначала. В итоге ситуация все равно более или менее выравняется, но преимущество получат те, кто сумеет быстрее адаптироваться".
Надо сказать, что внедрение новых моторов поставило перед командами ряд серьезных проблем. Многие начали работу над ними еще в середине прошлого сезона, и можно только представить, во сколько обошлись конструирование и испытания двигателя командам. "Восьмерка" к тому же, как утверждает босс Midland Колин Коллес, оказалась дороже в производстве - в основном за счет высоких требований к ресурсу двигателя: он должен прожить не меньше двух гонок. Разумеется, запас прочности у 10-цилиндрового мотора был существенно выше. "Это вообще совершенно другая концепция мотора", - утверждает Коллес. И от того, кто и как сумеет ее воплотить в жизнь, многое будет зависеть в чемпионате.
Кстати, не все команды будут гоняться на V8.Для одной - Toro Rosso - ввиду ее бедности (ресурсы господина Матешица все же небезграничны) сделали исключение - разрешили использовать старый V10. Правда, довольно сильно "придушенный". Надо сказать, что таким решением FIA сама заложила почву для будущих конфликтов. Колин Коллес уже пообещал, что если вдруг Toro Rosso окажется впереди Midland, то у первой будут проблемы.
Наконец, нельзя пройти мимо новой команды чемпионата - Super Aguri. Боссы "Формулы-1" теперь имеют возможность радостно отрапортовать о том, что в серию потянулись новые "конюшни". Но вот что эта Super Aguri из себя представляет - вопрос отдельный. Уж лучше бы ее вообще не было. Особенно издевательски тут смотрится приставка Super. Это уже ни в какие ворота не лезет, если учесть, что машина, на которой собирается выступать японская команда, - не что иное, как Arrows четырехлетней давности. Лидерам это изделие проигрывает секунд по шесть-семь на круге
***
Новый формат квалификации
В нынешнем сезоне вновь изменился формат квалификации. Решено отказаться от прошлогодней схемы, предусматривавшей две квалификационные сессии в субботу и воскресенье. Теперь квалификационных сессий будет сразу четыре. Их протяженность составит от 15 до 20 минут.
В первой 15-минутной сессии в субботу принимают участие все машины. Шесть гонщиков, показавшие худшее время, выбывают и занимают последние шесть мест на стартовом поле. Результаты остальных аннулируются. Затем следует еще одна 15-минутная сессия. Вновь шесть гонщиков, показавшие худшее время, отстраняются от дальнейшей борьбы и занимают места на старте с 11 -го по 16-е. Время оставшихся машин опять аннулируется. Наконец, в третьей 20-минутной сессии уже разыгрываются места с 1-го по 10-е.
***
Расходы команд "Формулы-1" в 2005 году ($ млн)
Исследования
1. Toyota 63, 4
2. McLaren 45, 66
3. BAR 33, 4
4. Ferrari 26, 6
5. Williams 22, 5
6. Renault 18, 09
7. Sauber 15, 03
8. Red Bull 13, 48
9. Jordan 12, 2
10. Minardi 0, 45
Всего 250, 81
Тесты
1. Toyota 77, 50
2. Ferrari 75, 75
3. Williams 74, 5
4. McLaren 65, 86
5. BAR 54
6. Renault 44
7. Red Bull 37, 5
8. Sauber 27, 5
9. Jordan 26, 5
10. Minardi 10
Всего 493, 11
Расходы на постройку машин
1. Toyota 2, 8
2. McLaren 1, 99
2. Renault 1, 92
4. Ferrari 1, 80
5. Sauber 1, 75
6. Williams 1, 65
7. BAR 1, 37
8. Red Bull 1, 25
9. Jordan 0, 80
10. Minardi 0, 75
Всего 16, 08
Исследования в области аэродинамики
1. McLaren 15, 93
2. Ferrari 15, 55 3.Williams 14, 91
4. Toyota 13, 14
5. Sauber 11, 71
6. BAR 11, 62
7. Renault 9, 06
8. Red Bull 6, 78
9. Jordan 5, 1
10. Minardi 3, 4 Всего 107, 2
Моторы
1. Toyota 180
2. BAR 170
3. Ferrari 150
4. McLaren 140
5.Williams 137
6. Renault 115
7. Sauber 26
8. Red Bull 18
9. Jordan 15
10. Minardi 10
Всего 961
Участие в Гран-при
1. Ferrari 37, 28
2. Toyota 29, 71
3. Williams 27, 46
4. McLaren 25, 33
5. Renault 25, 09
6. Sauber 24, 03
7. BAR 23, 24
8. Red Bull 19, 51
9. Jordan 21, 34
10. Minardi 10, 25
Всего 243, 24
Зарплата команд
1. Toyota 68, 53
2. McLaren 62, 23
3. Williams 57, 05
4. Ferrari 51, 04
5. Renault 41, 86
6. BAR 40, 7
7. Sauber 39, 6
8. Red Bull 23, 78
9. Jordan 16, 5
10. Minardi 12, 24
Всего 413, 53
Зарплаты гонщиков
1. Ferrari 46, 5
2. McLaren 40
3. Toyota 39, 5
4. Renault 18, 25
5. BAR 10, 25
6. Williams 5
7. Sauber 4, 50
8. Red Bull 2, 50
9. Jordan 0, 5
10. Minardi 0, 35
Всего 167, 35
Расходы на корпоративные мероприятия
1. Toyota 11, 5
2. Red Bull 10, 7
3.Williams 10
4. Ferrari 9
5. McLaren 8, 5
6. BAR 7, 05
7. Renault 6, 5
8. Sauber 3, 5
9. Jordan 1, 4
10. Minardi 0, 4
Всего 68, 55
Переезды и гостиницы
1.Ferrari 19, 46
2. McLaren 14, 05
3.Toyota 12, 97
4. Williams 10, 05
5. BAR 8, 53
6. Renault 8, 1
7. Sauber 7, 7
8. Red Bull 5, 72
9. Jordan 4, 86
10. Minardi 2, 47
Всего 93, 91
Общие затраты
1. Toyota 499, 05
2. Ferrari 432, 98
3. McLaren 419, 95
4. BAR 360, 16
5 .Williams 360, 12
6. Renault 287, 81
7. Sauber 161, 32
8. Red Bull 139, 22
9. Jordan 104, 2
10. Minardi 50, 31
Всего 2815, 12
Данные журнала F1 Racing.
***
Пилоты команд
Renault
Фернандо Алонсо (Испания)
Родился 29.07.1981, рост 171 см, вес - 65 кг, Гран-при - 70; поулов - 9, побед - 8; очков - 247.
Джанкарло Физикелла (Италия)
Родился 14.01.1973, рост - 172 см, вес - 66 кг, Гран-при - 161, поулов - 2, побед - 2, очков - 174.
McLaren
Кими Райкконен (Финляндия)
Родился 17.10.1979, рост - 175 см, вес - 62 кг, Гран-при - 87, поулов - 8; побед - 9, очков - 281.
Хуан Пабло Монтойя (Колумбия)
Родился 20.09.1975, рост-169 см, вес - 72 кг, Гран-при - 85, поулов -13, побед - 7, очков - 281.
Ferrari
Михаэль Шумахер (Германия)
Родился 03.01.1969, рост - 174 см, вес - 76 кг, Гран-при- 232, поулов - 64, побед - 84, очков - 1248.
Фелипе Масса (Бразилия)
Родился 25.04.1981, рост - 166 см, вес - 60 кг, Гран-при- 53, поулов - 0, побед - 0, очков - 27.
Toyota
Ярно Трулли (Италия)
Родился 13.07.1974, рост - 173см, вес -69кг, Гран-при 149, поулов - 3, побед - 1, очков - 160.
Ральф Шумахер (Германия)
Родился 30.06.1975, рост -178 см, вес - 75 кг, Гран-при - 147, поулов - 6, побед - 6, очков - 304.
Williams
Марк Уэббер (Австралия)
Родился 27.08.1976, вес - 184 кг, вес - 74 кг, Гран-при - 70, поулов - 0, побед - 0, очков - 62.
Нико Росберг (Германия)
Родился 27.06.1985, рост -178 см, вес - 71 кг, Гран-при- 0
Honda
Рубенс Баррикелло (Бразилия)
Родился 23.05.1972, рост - 172 см, вес - 77 кг, Гран-при - 218, поулов -13, побед - 9, очков - 489.
Дженсон Баттон (Великобритания)
Родился 19.01.1980, рост - 182см, вес - 73 кг, Гран-при - 102, поулов - 2, очков -167.
Red Bull
Дэвид Култард (Великобритания)
Родился 27.03.1971, рост - 182 см, вес - 75кг, Гран-при - 194, поулов -12, побед -13, очков - 499.
Кристиан Клин (Австрия)
Родился 07.02.1983, рост -169 см, вес - 69кг, Гран-при - 33, поулов - 0, побед - 0, очков -12.
BMW
Ник Хайдфельд (Германия)
Родился 10.05.1977, рост - 164 см, вес - 60 кг, Гран-при -100, поулов - 1, очков - 56.
Жак Вильнев (Канада)
Родился 09.04.1971, рост - 168 см, вес - 70 кг,
Гран-при -153, поулов -13, побед -11, очков - 228.
Midland
Кристиан Альберс (Голландия)
Родился 16.04.1979, рост - 176 см, вес - 68 кг, Гран-при -19, поулов - 0, побед - 0, очков - 4.
Тиагу Монтейру (Португалия)
Родился 24.07.1976, рост - 174 см, вес - 64 кг, Гран-при -19, поулов - 0, побед - 0, очков - 7.
Toro Rosso
Витантонио Лиуцци (Италия)
06.08.1980, рост -169 см, вес - 68 кг, Гран-при - 4, поулов - 0, побед - 0, очков - 1.
Скотт Спид (США)
Родился 24.01.1983, рост-177 см, вес - 69 кг, Гран-при - О0
Super Aguri
Такума Сато (Япония)
Родился 28.01.1977, рост - 163 см, вес - 60 кг, Гран-при - 53, поулов - 0, побед - 0, очков - 40
Юдзи Иде (Япония)
Родился 21.01.1975, рост - 178 см, вес - 63 кг,
Гран-при- 0.
[Графические материалы:
Календарь чемпионата "Формулы-1" 2006 года
Материалы доступны в бумажной версии издания]