ТЕСТ-ПИЛОТ "МИДЛАНД Ф1" РОМАН РУСИНОВ: ЛУЧШЕ "ФОРМУЛЫ-1" ТОЛЬКО КамАЗ!
На прошлой неделе в редакции "Советского спорта" побывал первый российский тест-пилот команды "Формулы-1" Роман Русинов. 10 декабря на трассе в испанском Хересе 24-летний москвич провел испытания болида российской команды "Мидланд Ф1", а сразу по прилете в Москву пришел на "Прямую линию" пообщаться с читателями.
КВАЛИФИКАЦИЯ
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
БОЛЕЛ ЗА СЕННУ
- Алло, Роман?
- Да, здравствуйте!
- Это беспокоит Николай, ваш болельщик. Во-первых, хочется поздравить вас с успешно проведенными тестами. Какие перспективы стать боевым пилотом?
- Я уже давно иду к этой цели. И, кажется, сейчас подобрался к ней совсем близко. Наконец-то в "Формуле-1" появилась российская команда. Есть пилот (смеется). Мы очень успешно провели тесты. Доказали, что и русские могут быть быстрыми. Так что деваться некуда. Придется становиться боевым гонщиком!
- Здравствуйте, это Андрей. Мне 20 лет, живу в Ростове-на-Дону. Роман, я хочу стать профессиональным гонщиком, попасть в "Формулу-1", скажите, не поздно ли мне начинать?
- Начинать никогда не поздно, но лучше это, конечно, делать в более раннем возрасте. Хотя бы лет в 16. Увы, попасть в "Формулу-1" не так просто. Я иду к этому с 1999 года и вот только в первый раз смог протестировать болид...
- Это Марина из Москвы беспокоит. Во-первых, хочу поздравить Романа. Мы все очень рады тому, что у нас наконец появился свой представитель в "Формуле-1". У меня вопрос. Кто был вашим кумиром?- В детстве очень нравился Айртон Сенна (трехкратный чемпион мира. - Прим. ред.). Но сейчас у меня кумиров нет, потому что все самые быстрые гонщики - потенциальные конкуренты!
- Желаю вам всех их обогнать!
- Так и будет, не сомневайтесь.
- А женщинам в "Формуле-1" сложно будет себя проявить?
- Даже не знаю. Но если есть сильное желание, почему не попробовать?
СПАСИБО ШНАЙДЕРУ
- Роман, привет вам от вашего знакомого из Парижа - Ярослава.
- Да, понимаю о ком вы. Спасибо.
- Команда "Мидланд" как-то поможет в карьере или вы по-прежнему сами должны будете искать спонсоров и чемпионат, в котором будете выступать?
- Конечно, поможет! Она уже помогает. За что хочу сказать огромное спасибо и мистеру Алексу Шнайдеру, и Колину Коллесу (владельцу и управляющему директору команды. - Прим. ред.). Как раз сейчас мы вместе ищем возможности для моего появления в "Формуле-1" в качестве основного пилота. Это важно для них, так как "Мидланд" - это российская команда и им нужен гонщик именно из нашей страны. Увы, одного желания для этого недостаточно. Нужны спонсоры из России.
- А возможно поехать без них?
- Практически нет. Здесь такая же ситуация, как с теннисом. Несколько лет назад у нас в стране и игроков хороших практически не было, а потом, когда вид спорта стали поддерживать инвесторы, результаты резко подскочили, и сейчас россияне на первых местах в рейтингах. Это логично.
- Здравствуйте, Роман.Это Дмитрий из Москвы. Вы ездили на машинах разных классов, а теперь провели тесты и в "Формуле-1". Скажите, она действительно ото всех машин отличается?
- Да, и причем намного! Она быстрее и в поворотах, и на разгоне, и на торможении. Лучше "Формулы-1" нет ни одной машины! Хотя есть еще гоночный КамАЗ, на котором наши ребята в "ралли Дакар" выступают (смеется). Я на нем тоже ездил. Потрясающий автомобиль, мне очень понравился. Только с "Формулой-1" они в разных весовых категориях находятся.
- А насколько серьезны нагрузки в "Формуле-1"?
- Очень серьезные. Скорость настолько огромная, что при первых разгонах и торможениях я думал, что у меня оторвется голова. Да и ноги в машине ничем не закреплены, так что поначалу в поворотах они болтались в разные стороны и бились о стенки. Очень больно было, надо сказать.
- Роман! Меня Алина зовут. Очень рада, что дозвонилась! Я большая ваша поклонница. В следующем году вы посвятите себя только "Формуле-1" или будете выступать и в других чемпионатах?
- Конечно, главное сейчас - это "Формула-1". Надо накатать как можно больше километров на тестах, набраться опыта. Попробовать стать основным пилотом. Но, естественно, без гоночной практики тоже нельзя. Так что сейчас подыскиваем подходящий чемпионат.
ШУМАХЕР - ВЕЛИКИЙ ПИЛОТ
- Роман, это вас беспокоит Андрей Юрьевич из Москвы. Смотрите ли вы "Формулу-1" и если да, то за кого болеете?
- Конечно, смотрю. Но раньше ни за кого не болел, просто наблюдал за тем, как пилоты ездят по трассе, что-то подмечал для себя. Но теперь буду болеть за русскую команду. И вам тоже советую!
- Скажите, а Михаэль Шумахер правда такой великий пилот или у него просто машина хорошая?
- Да, конечно, болид у него отличный. Но если вы помните, когда он только пришел в "Феррари", она была не готова выигрывать гонки. И именно благодаря опыту Шумахера, его умению работать с инженерами и конструкторами команда стала практически непобедимой. Так что, я считаю, он действительно один из величайших гонщиков!
- Алло! (В трубке раздается детский голос. - Прим. ред.) Это болельщик звонит.
- Да, говорите, я вас внимательно слушаю.
- Попытайтесь выиграть, пожалуйста!
- Конечно, попытаюсь! И выиграю.
- Наталья из Москвы. Скажите, а приятно было обогнать основного пилота "Мидланд" Кристиана Альберса на тестах?
- Конечно! Но дело в том, что Кристиан тестировался по другой программе, нежели мы. Работал над новым мотором, новой коробкой передач. Ему было очень сложно. Я рад, что смог опередить на трассе самого Жака Вильнева (чемпиона мира 1997 года. - Прим. ред.). Конечно, на тестах обгоны не так важны, но тем не менее.
- Скажите, а есть шансы в этом году стать основным пилотом?
- Все будет зависеть от российских спонсоров. Я уже доказал, что могу быть быстрым. И команда мной очень довольна.
- Вы говорите таким уверенным голосом.- По-другому нельзя. Если бы я не был уверен, просто не поехал бы на эти тесты. Но в "Формуле-1" для победы нужны три составляющие: хорошая машина, быстрый пилот и богатый спонсор.
ГОНКА
Вопросы журналистов
ОЧЕНЬ БЫСТРАЯ МАШИНА
- Роман, признайтесь, был мандраж перед тестами?
- Нет, я был абсолютно спокоен. Единственное, не терпелось узнать, что же это за машина. Так получилось, что на тесты приехал мой бывший напарник по команде в "Формуле-3000" Фабрицио Дель Монте. Он уже тестировался в "Формуле-1". И перед заездами я подошел к нему, спросил: "Фабрицио, какая она, эта машина?" Он постоял, подумал и сказал: "Ну какая? Быстрая!" После того как я протестировался сам, понял, что к этому нельзя больше ничего добавить. Словами всех ощущений не передать.
- Как проходила работа в Хересе?
- В восемь утра мы распределили обязанности и время. Мне достался последний час тестов, поэтому, когда пришла моя очередь, нужно было торопиться. Для начала я проехал два круга, чтобы почувствовать машину, проверить, удобно ли мне в ней сидеть. Оказалось, не очень. Был легкий дискомфорт, и стоило бы по-другому расположить ремни безопасности. Но на это ушло бы много времени, а оставалось всего минут сорок пять. Поэтому было решено ничего не менять, и я проехал еще несколько сессий по шесть кругов. Вот в принципе и все.
- Как готовились физически?
- Очень серьезно. Два месяца до этого почти каждый день по два-три часа проводил в тренажерном зале, много бегал. Но в итоге этого все равно оказалось недостаточно. Непосредственно после тестов ничего не болело, но наутро шею сложно было поворачивать.
МЫ - РОССИЙСКАЯ КОМАНДА
- Многие говорят, что команда "Мидланд" такая же российская, как "Челси"...
- И зря говорят. На пустом месте создать команду "Формулы-1" невозможно. Тем более в нашей стране, которая никогда не участвовала в гонках подобного рода. Российских инженеров, механиков взять просто неоткуда. Нужны профессионалы. А их тоже надо растить, как и пилотов, которые до "Формулы-1" проходят школу очень многих гоночных серий. Но я знаю, и мистер Алекс, и Колин Коллес уже ведут работу в этом направлении. Уверен, скоро в "Мидланд" будут работать и механики, и инженеры из России.
Ну а то, что база "Мидланд" находится в Англии, - тоже логично. Там же все команды, за исключением, пожалуй, "Феррари". Только в Англии есть заводы, которые обслуживают "Формулу-1". И, скажем, если вам вечером срочно понадобилась какая-то деталь, вы просто можете заказать ее по телефону, к утру она будет доставлена. Можно, конечно, расположить завод в Москве, но процесс будет протекать раза в три медленнее.
- Каким сейчас вам видится будущее "Мидланд Ф1"?
- Оно должно быть светлым. И я говорю это не просто так. Не секрет, что когда мистер Алекс купил "Джордан", у нее были очень серьезные проблемы. И я вижу, как ведется работа сейчас. Даже в мелочах. Приведу маленький пример. Летом пол на заводе команды в Сильверстоуне был каким-то непонятным. Неровным, заляпанным. Сейчас он там просто шикарный. Уложен плиточка к плиточке. Хоть балет танцевать можно.
Да и в целом работа идет полным ходом. Постоянно набираются люди, совершенствуется машина. Коллес проделал огромную работу. Иногда кажется, что этот человек вообще не спит.
- Чем отличаются работа команд в "Формуле-1" и в младших классах?
- Это просто нельзя сравнивать. Начиная с того, что в команде "Формулы-1" работает чуть ли не в десять раз больше людей. Изменения в настройки машины по сравнению с другими классами вносятся буквально с космической скоростью.
НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ
- Три года назад у вас уже была возможность протестировать болид "Формулы-1"...
- Да, была. У "Минарди" был в то время российский спонсор, и я вполне мог занять место за рулем ее болида. Я как раз начал выступать в "Формуле-3000" за команду, которую поддерживала та же компания. Но с первой же гонки все пошло не так. Я выиграл квалификацию, а вечером после этого пришло не очень хорошее известие из "Минарди". Спонсор отказывался продлевать контракт...
Наутро на старте гонки машина просто не тронулась с места. Я пропустил весь пелотон, кое-как завел болид, догнал соперников, финишировал шестым. Но все было напрасно. Команда, по сути, перестала работать над моей машиной. Тем не менее я проехал еще несколько гонок, продолжал набирать очки, но когда на одном из этапов мой автомобиль оказался банально несобранным, пришлось уйти из чемпионата. Даже несмотря на это в итоговом протоколе я стал седьмым, проехав лишь половину гонок. Но, естественно, ни о каких тестах в "Формуле-1" речь уже не шла. Все это еще раз доказывает, насколько важно иметь за спиной солидного спонсора.
- А если бы тогда все сложилось по-другому и испытания удалось провести? Как думаете, были готовы тогда к "Формуле-1"?
- Наверное, не совсем. По крайней мере, не так, как сейчас. Тогда мне было всего двадцать лет. Тот опыт, что я успел набрать за три года в "Формуле-3000", а потом и в гонках "Гранд Туризмо", очень пригодился. В плане работы с командой, с инженерами. И в "Мидланд" это отметили. Посмотрите, в один день со мной тестировался Дель Монте. Он до сессии в Хересе уже гонялся за рулем "Формулы-1". И что же? Я опередил его почти на три секунды...
КУДА ЖЕ БЕЗ АВАРИЙ!
- Роман, сейчас вы уже тест-пилот команды "Формулы-1". Но ведь немногое знают, с чего все начиналось...
- Сколько себя помню, всегда хотел стать гонщиком. И поэтому, когда мне было лет десять, я пришел во Дворец пионеров и попросил дать мне покататься на картинге. На это мне ответили, что для того, чтобы кататься на нем, надо сначала научиться его мыть, потом собирать, затем смотреть, как ездят другие, а уж после всего этого, может быть, самому разок проехать по кругу. После такого, естественно, от своей мечты пришлось ненадолго отказаться.
- Потом вы уехали учиться во Францию...
- Да.И уже там в первый раз сел за руль карта, потом за руль настоящего гоночного болида. Это была "Формула-Кампус", в которой от каждой страны должен был участвовать один гонщик. Был жесткий отбор, но так как от России пилотов больше не было, мне надо было отбираться с французами.
- Как они сами к этому отнеслись? Не стали протестовать, что, мол, вы из другой страны?
- Да нет, они же не думали, что я их всех обгоню...
- А в самом чемпионате?
- Это было еще очень мало похоже на профессиональные гонки. Я гнал на все деньги и поэтому большинство гонок заканчивал в отбойниках или на гравии.
- Были серьезные аварии?
- Куда же без них! (Смеется.) В самой же первой гонке, в первом же повороте. Помню, я решил обогнать всех прямо на старте. План был прост. Я прикинул, что все будут тормозить в одном месте, а сам решил сделать это на двадцать метров позже. Самое странное, что все получилось бы именно так, как я и задумывал, если бы не один умник, который решил затормозить позже на тридцать метров... В итоге он задел мое заднее колесо своим передним и я три раза перевернулся.
- В итоге получилось так, что вы в основном гонялись в европейских чемпионатах, а в России провели всего две гонки. Многие за это открыто называют вас "французский гонщик Роман Русинов"...
- Что ж, тогда можно сказать, например, "английский гонщик Кими Райкконен" (финн, вице-чемпион мира, выступает за команду "Макларен". - Прим. ред.) или "итальянский гонщик Фелипе Масса" (бразилец, второй пилот "Феррари". - Прим. ред.). Почти никто не выступает в национальных чемпионатах. Все предпочитают соревноваться в Европе, чтобы быть на виду у менеджеров сильнейших команд.
- А можно ли в чемпионате России стать хорошим пилотом?
- В нем можно дебютировать. Проехать один сезон. Но потом лучше как можно скорее уезжать в Европу, чтобы учить трассы, знать в лицо соперников, с которыми потом, возможно, придется встретиться в "Формуле-1".
КТО ТАКОЙ АЛОНСО?
- В августе в Москву приезжали пилоты "Рено" Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелла, и тогда мы с коллегами спросили у них, знают ли они такого пилота Романа Русинова. Они ответили, что какого-то гонщика из России помнят, но фамилии не назвали...
- Извините, не расслышал... Как вы сказали? Фернанадо Алонсо? Кто это? (Смеется.)
- Чемпион мира в "Формуле-1"...
- Ах да! Припоминаю. Если без шуток, все вполне объяснимо. Они живут в мире "Формулы-1" и знают только коллег по паддоку. Я, к примеру, тоже не назвал бы всех пилотов, которые гоняются сейчас в "Формуле-3000". Но думаю, если бы вы задали тот вопрос Фернандо сейчас, он бы ответил "да".
- Другие виды спорта, кроме гонок, любите смотреть?
- Нет, смотрю я только гонки. Есть один французский канал, на котором показывают только их. Ну а если он не работает, у меня дома есть множество кассет с записями "Формулы-1". Так что мне всегда есть что посмотреть.
- Вы пробовали как-то даже комментировать гонки...
- Да, пытался делать это так, как хотел бы сам, чтобы их комментировали. Понравилось, может, попробую еще раз.