Россияне сильны в Европе!
Автокросс иногда называют "колхозными гонками". Но, побывав на этапе чемпионата Европы по этому виду автоспорта, мы воочию убедились, что сейчас такое название неактуально!
Чемпионат Европы стал интересен для россиян с 1996 года, когда наши гонщики вышли на зарубежные трассы с конкурентоспособной техникой. К тому времени появились деньги на приличные машины, ведь с нашими "восьмерками" на соревнованиях такого уровня можно было лишь собирать "крохи с барского стола", о победах речи даже и не заходило. И когда в распоряжении у наших спортсменов появились мощнейшие (до 500 лошадиных сил) турбированные машины ("Фольксвагены", "Тойоты", "Пежо" и "Форды"), европейцы заговорили о русской силе в автокроссе.
Русская сила
В кроссе традиционно сильны чехи, немцы, и латыши. Россияне особенно мощно представлены в кузовном "Дивизионе-1" европейского первенства (в классе багги за призы пока бороться не удается - слишком сильны спортсмены из Чехии). Уже несколько лет чемпионами в "кузовах" становятся наши гонщики. На первых ролях пилоты из Татарстана. К примеру, за чемпионское звание этого года борется сын президента республики автогонщик Айрат Шаймиев. В прошлом году золотые медали "европейской" пробы завоевал его младший брат Радик. Не отстает от сыновей президента и премьер-министр Татарстана Рустем Миннеханов. От "сборной" Татарстана выступает народный артист республики Салават Фатхутдинов. Когда хорошо себя чувствует машина-зверь "Форд Пума", то на высшую ступень пьедестала не прочь подняться и Илья Резниченко, сын директора Дмитровского автополигона.
Кстати, о полигоне. На нем и разворачивались захватывающие события одного из этапов Европейского первенства, на котором мы побывали в прошедшие выходные. Полигон расположен недалеко от города Дмитров, что в Московской области. Замечательная, очень компактная трасса (с глинистым покрытием, песком и камешками) обнесена железными отбойниками, вокруг расположены зрительские трибуны. Старт дается из специального заасфальтированного "кармана" обычным светофором. На каждом повороте дежурят судьи с набором флагов для оперативного предупреждения пилотов об опасности. А они возникали на трассе очень часто!..
Гонки
На старте кроссовые машины разгоняются до бешеных скоростей! Думается, что такие разгоны не снились даже на дрэг-рейсинге - в автомобильном соревновании на ускорение. Вот машины с диким ревом и грохотом пронеслись, а за ними "идет" туча пыли. Но что это: машины вроде бы уже скрылись за поворотом, а тут какой-то стук нарастает?! Ой, ай!.. Да это же камешки, поднятые буксующими колесами, стучат по железной ограде и... по зрителям!
Машины несутся по трассе просто с сумасшедшей скоростью. Почти что "Формула-1" по гравию и холмам. Подлетая к виражу, гонщики ставят машину в занос и в боковом скольжении "заправляют" своих полноприводных коней в поворот. От этой езды "метлой" (когда задняя часть машины словно "метет" дорогу), поднимаются тучи пыли и град камней. Один раз после проезда нескольких багги нас накрыло такой плотной "тучкой", что все листы со списками участников покрылись песком. Интересно, как же себя чувствуют пилоты там, за ограждением, в кабине машин?
Из-за некоторой неразберихи на трассе борьба часто переходила в контактную. В квалификациях контактов было совсем мало, а в финалах пилоты вели машины на пределе и часто ошибались. Тем самым они подставляли или, наоборот, ударяли в бок соседней машины. Одним из самых "аварийных" заездов был финал "Дивизиона-3" на багги. В пылу борьбы за лидерство чех Ян Смрж переборщил со скоростью, и его машину боком вынесло на машину его соотечественника - Ярослава Гошека, старейшего, опытнейшего и пока лучшего баггиста. Гошека отбросило в отбойник, где машина и остановилась. Не все едущие сзади кроссмены смогли увернуться от стоящей машины и избежать столкновения. Цепная реакция затронула пятерых! Давно я не видывал такой "свалки" на гонках!
Болельщики
На трибунах вокруг трассы на Дмитровском полигоне собралось много зрителей. Все интересные эпизоды пилотирования машин - заносы, красивые прохождения поворотов, обгоны - горячо поддерживались пришедшими любителями автоспорта. Здорово смотрится борьба машин бок о бок, бампер в бампер. Особенно "болеют" за российских спортсменов в борьбе с "европейцами". Иногда складывается такое ощущение, что ты на футболе: гул дудок и свист присутствуют в таком же объеме, как и на матче, только фон рычания гоночных моторов дает понять, что ты на автогонках.
Хорошо была поставлена работа пресс-центра. Всем аккредитованным журналистам выдались белые жилетки и необходимые информационные материалы. Сами организаторы удивились, что в этот раз на кросс приехало очень много представителей прессы.
Соревнования по автокроссу любимы и у нас, в Твери. Гонки в карьере у деревни Николо-Малица собирают немало энтузиастов автоспорта. И как мы были удивлены, встретив в паддоке чемпиона СССР по ипподромным автогонкам, нашего земляка Владимира Пичка. Он увлечен автоспортом и частенько приезжает на гонки.Потом мы заметили на зрительской трибуне других наших известных кроссменов - Виктора Баринова и Юрия Лысова. В их компании был джиперский экипаж известного "Катка" Михаила Высотского и Сергея Лукина. А еще на стоянке около трассы стояло несколько машин с номерами региона 69. Все-таки автоспорт нашим землякам интересен, и они приезжают посмотреть на лучшие соревнования Европы.
***
В заключении хочется сказать, что такие гонки являются настоящим праздником для любителей автоспорта (в Европе подобные гонки собирают десятки тысяч поклонников). Вдоволь поболеть за гонщиков, покричать, насладиться красивым зрелищем (машины здесь управляются просто фантастически), впрыснуть в кровь изрядную дозу адреналина при опасных эпизодах на трассе - всегда здорово. В перерывах между заездами любопытно последить за профессиональной работой механиков - "чик-чик" и ремонт проведен. Атмосферу праздника дополняют развевающиеся флаги, музыка, "мороженое-пироженое-шашлыки". А борьба на треке только усиливает наслаждение автоспортом в наилучшем его проявлении...