Перейти к основному содержанию

Главная      "команда для нас - актив, такой же, как и другие"

"команда для нас - актив, такой же, как и другие"

АЛЕКС ШНАЙДЕР О ПЕРВОМ ГОДЕ В "ФОРМУЛЕ-1"

Команда "Формулы-1" Midland завершила процесс преобразования из английской в российскую, получив лицензию в Российской федерации автоспорта, а заодно сменив имя на MF1 Racing. О перспективах команды корреспонденту "Ъ-Спортз" Афсати Джу-сойти рассказал глава Midland Group Алекс Шнайдер

- Прошел год с тех пор, как вы стали владельцем собственной команды. Не пришлось пожалеть, что решились на такой шаг?

- Нет. То, что первый год в "Формуле-1" будет трудным, для меня было очевидно с самого начала. На самом деле я предполагал, что все будет гораздо труднее. Но каких-то особенных сложностей или неразрешимых неожиданных ситуаций не было. И в целом я доволен тем, как все сложилось. В отдельных случаях мы даже показали результат, на который не рассчитывали. Например, в Бельгии и США. Хотя и неприятных моментов хватало.

- Насколько отличается управление бизнесом в классическом смысле этого слова от управления командой? Сколько времени у вас отнимает "конюшня"?

- Я не занимаюсь текущими делами команды. Меня, конечно, держат в курсе дел, но основная работа ложится непосредственно на руководство команды, расквартированное в Сильверстоуне. В основном я принимаю стратегические решения - бюджет, ключевые кадровые назначения и т. д. А отличие от обычного бизнеса в том, что обычно мы деньги зарабатываем, а тут, наоборот, одни расходы.

- Вы предполагали уложиться в бюджет $100-150 млн. за год. Удалось?

- Потратили даже меньше $100 млн. Больше вкладывать в дебютном сезоне просто не имело смысла. Но в дальнейшем, конечно, будем стремиться к тому, чтобы обеспечить бюджет в те самые $100-150 млн. Но чтобы реализовать эту задачу, нужно привлекать новых партнеров. Согласитесь, было бы неразумно нести все расходы самостоятельно.

- В течение года в команде произошло довольно много изменений: отказ от сотрудничества с компанией Dallara, уход Тревора Карлика поста спортивного директора.

- Тревора никто, естественно, не выгонял, просто он решил заняться собственными делами. Может, в определенной мере не выдержал давления, которое в "Формуле-1" чрезвычайно высоко. Что касается сотрудничества с Dallara, то хочу напомнить, что по первоначальной договоренности - еще до того, как мы приобрели Jordan - эта компания должна была построить для нас машину. Точнее, у нас была договоренность, что Dallara сделает автомобиль, если ее об этом попросят. Опцион, если хотите. Но потом мы купили Jordan, у которого есть своя производственная база, весь необходимый персонал, чтобы построить машину, и, конечно, было бы неразумно не использовать имеющиеся возможности. Но сотрудничество с Dallara все же продолжается. Мы вместе работаем над усовершенствованием машины. Скажем, помимо собственной аэродинамической трубы мы используем и их трубу. Плюс инженерные наработки, имеющиеся у Dallara.

- Техническое оснащение команды вас устраивает?

- В целом да. Но в скором времени мы намерены реконструировать аэродинамическую трубу так, чтобы в ней можно было обдувать модели автомобилей в пропорции 50% - против 40% сейчас.

- Как оцениваете работу босса команды Колина Коллеса?

- Единственная его проблема в том, что он пытается все делать сам. Вон даже зубы Тиагу Монтейру лечил, вспомнив, что по образованию он дантист. Но в целом все нормально. Особенно учитывая, что Колину тоже нужно было время на адаптацию. Не только к "Формуле-1". Нужно было время, чтобы притереться с персоналом. Что бы ни говорили, а менталитет в Германии, где Коллес провел большую часть жизни, и в Англии различный.

- Вы определились с пилотами на будущий год?

- С одним - да. Это Кристиан Альберс. Кроме того, контракт тест-пилота подписан с Ники Пасторелли. Пока идут переговоры с Тиагу Монтейру. Он главный претендент на оставшееся место. Вскоре мы проведем тесты в Хересе и после этого, вероятно, подпишем с португальцем контракт.

- Почему покинул команду Нараин Картикейан, который, уходя, обвинил руководство команды в жадности и непрофессионализме? Он утверждал, что за место в команде с него требовали $10 млн.

- Нараин весьма импонирует мне как человек. Он к тому же быстрый гонщик. Но у него есть проблемы с концентрацией. Кроме того, много проблем ему создают менеджеры, которые ведут его дела.

- Вы намеревались привести в команду российского гонщика. Упоминалось, в частности, имя Романа Русинова.

- С ним постоянно поддерживается контакт. Мы назначили ему тесты в Хересе 10 декабря, но потом оказалось, что туда он приехать не сможет - просто на следующий день он выступает в Дубае в гонке А1 Grand Prix. Но мы предоставим ему шанс проявить себя. Оттого, как он покажет себя на тестах, будет зависеть его будущее в команде. Пока он основной претендент от России на контракт тест-пилота.

- Кто-то еще из российских гонщиков вас интересует?

- Нет. Других пилотов такого уровня в стране пока нет.

- Как восприняли старожилы "Формулы-1", другие команды ваш приход в серию?

- Абсолютно нормально. Хотя, может, этот вопрос лучше было бы адресовать Колину Кол-лесу, который постоянно контактировал с представителями соперников. Но то, что видел я, меня совершенно устроило. Никакого высокомерия, ничего такого. Люди из Ferrari, к примеру, были очень приветливы.

- Год назад широкой публике вы не были известны. Помогает ли вам статус владельца команды "Формулы-1" вести дела?

- Год назад за пределами тех отраслей, в которых сосредоточен основной бизнес Midland, о нашей компании мало кто знал. Сейчас, даже несмотря на то, что в 2005 году мы выступали под именем Jordan, о Midland Group знают во всем мире. Это главное достижение, которого нам удалось добиться благодаря "Формуле-1", и теперь перед нами открываются новые возможности для развития нашего бизнеса. Вообще, предложений по бизнесу много. Хорошие они или плохие - другой вопрос. Факт - их стало больше. И рейтинг компании возрос. Хотелось бы, конечно, чтобы и российские компании проявляли больше интереса. К сожалению, пока крупные российские компании, располагающие средствами, позволяющими им спонсировать команду "Формулы-1", не оценили преимущества глобального маркетинга, который обеспечивают гонки. Но мы продолжаем работать в этом направлении - определяем компании, целям и задачам которых отвечал бы охват "Формулы-1", ведем с ними переговоры, стараемся разъяснить преимущества маркетинга на базе "Формулы-1" в сравнении с более традиционными маркетинговыми инструментами. По сути, мы продаем российским компаниям принципиально новую услугу, которой прежде никто из них никогда не пользовался.

- Как идет подготовка к новому сезону? Появится ли у команды новая машина?

- Машина будет совершенно новая. Ее создание должно быть завершено к началу января. Вообще, сезон будет необычным: слишком серьезные изменения внесены в технический регламент. Те же моторы, которые теперь станут восьмицилиндровыми. Непонятно еще, как все будет работать.

- Нынешний технический регламент вас устраивает?

- Надо все же принять меры к тому, чтобы ограничить бюджеты команд. Те расходы, которые сейчас несут команды, просто непомерны. Ведь если мы говорим о $100 млн. в год, то другие тратят в разы больше. Это просто бессмыслица с точки зрения бизнеса. Такие затраты невозможно окупить, особенно если речь идет о независимых командах, за которыми не стоят автоконцерны. Положение последних облегчается хотя бы тем, что от них никто и не ждет прибыли или окупаемости, для автоконцернов "Формула-1" - это способ продвинуть свою продукцию на рынке. Даже у Red Bull в силу того, что компания, владеющая командой, производит напитки под той же маркой, есть определенный смысл вкладываться. Для остальных - нет. Я уверен, что регламент надо изменить таким образом, чтобы просто невозможно было потратить больше, скажем, $150 млн. Этого более чем достаточно.

- И какими должны быть изменения?

- Вот в NHL ввели потолок зарплат, чтобы оздоровить лигу. Я не говорю, что "Формула-1" должна скопировать эту систему, но что-то в этом роде не помешало бы. Или, например, неплохо было бы оставить только одного поставщика шин. Ведь бесконечные тесты, которые мы проводим, нужны именно для проверки и совершенствования покрышек. Это очень дорого: надо вывезти на тесты порядка 60 человек персонала, тонны грузов, платить за проживание людей, питание и т. д., нести расходы на запчасти, расходные материалы и прочее. Один день тестов с учетом платы за аренду автодрома обходится почти в $500 тыс., а таких тестовых дней в этом году у нас было 30. Теперь просто перемножьте.

- Если вы говорите, что нет экономического смысла владеть командой "Формулы-1", то тогда возникает вопрос, зачем вам это все нужно. Можно ли ожидать, что с командой вы вскоре расстанетесь?

- Вообще, любая команда "Формулы-1" стремится к тому, чтобы существовать не за счет своих владельцев, а на средства спонсоров, и мы в этом смысле не исключение. И я надеюсь, что эту задачу нам решить удастся. Что до расставания с командой, то тут я не возьмусь загадывать. Команда для нашей компании - актив, такой же, как и другие. Если завтра последует хорошее предложение о продаже за огромные деньги, то мы его, естественно, как минимум рассмотрим.

- Вам вроде бы уже предлагали продать команду.

- Разговоры об этом пошли после того, как мы получили предложение от одного из потенциальных спонсоров продать им часть команды

- только при таком раскладе они соглашались сотрудничать. Но я ответил "нет".

- Вы одними из первых подписали новый договор о согласии с Берни Экклстоуном. Большинство же команд отказываются к нему присоединяться и грозят создать вскоре собственную серию. Не боитесь оказаться у разбитого корыта, если в "Формуле-1" все же произойдет раскол?

- Все может случиться. Но я уверен, что Берни Экклстоун и команды, еще не подписавшие договор, в итоге придут к соглашению. А с Экклстоуном мы подписали договор потому, что от него поступили конкретные предложения. От другой стороны, кроме разговоров, мы ничего не слышали, предложений не было и нет. Как бизнесмен, я боссов других команд понимаю. Они выторговывают себе более выгодные условия - и правильно делают. Хотя должен сказать, что от раскола никто не выиграет В

* * *

Во внешнем облике машины так или иначе будет отражена ее причастность к России

* * *

Пробираться через дикую местность, где ранее не ступала нога человека... Уверенно покорять горные вершины... Смело идти навстречу снежной буре... Оцените непревзойденный комфорт модели X-Treme Viking от ЕССО, выполненной с использованием запатентованной технологии Receptor. Почувствуйте настоящую уверенность в любых условиях.

* * *

К Нараину Картикейану не было претензий как к гонщику. Претензии были к тем, кто его окружал

* * *

Точка в истории команды Jordan была поставлена в Шанхае. Там же началась самостоятельная история Midland F1

* * *

Дальнейшая судьба Тиагу Монтейру определится после тестов в Хересе

* * *

Роман Русинов может вскоре получить контракт тест-пилота