Перейти к основному содержанию

Главная      ДОКТОРСКИЙ МАКСИМУМ

ДОКТОРСКИЙ МАКСИМУМ

ВАЛЕНТИНО РОССИ ЗАЖДАЛИСЬ В "ФОРМУЛЕ-1"

В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ШОС-СЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫМ МОТОГОНКАМ. В ГЛАВНОМ КЛАССЕ - МОТО GP - ОН ЗАКОНЧИЛСЯ ТАК ЖЕ, КАК И ЧЕТЫРЕ ПРЕДЫДУЩИХ: ПОБЕДОЙ ВАЛЕНТИНО РОССИ. ОБ УНИКАЛЬНОМ ИТАЛЬЯНСКОМ МОТОЦИКЛИСТЕ РАССКАЗЫВАЕТ КОРРЕСПОНДЕНТ "Ъ-СПОРТА" АЛЕКСЕЙ ДОСПЕХОВ

Настоящий сумасшедший

В 2002 году на трассе в Доннингтоне во время свободной практики перед Гран-при Великобритании произошла страшная авария. Когда по телевидению прокручивали кадры падения на полной - за 200 км/ч - скорости гонщика на мотоцикле Honda, казалось, что у него нет шансов выжить. Гонщику повезло. В госпитале у него обнаружили множество травм - сотрясение мозга, перелом большого пальца правой руки, ушиб бедра - и порекомендовали до конца сезона воздержаться от мотогонок. Он, наплевав на советы врачей, вернулся уже спустя несколько недель, принялся выигрывать этап за этапом и стал чемпионом мира.

Именно втом году великий Мик Дуэн сказал про Валентине Росси: "Да он настоящий сумасшедший!" И эти слова итальянец до сих пор называет лучшим комплиментом, который ему когда-либо доводилось слышать. В чемпионате Moto GP - той же, по сути, "Формуле-1", но где вместо четырех колес всего два, а вместо хоть какой-то защиты в виде кокпита защита в виде шлема и наколенников - действительно способны ездить лишь сумасшедшие. Такие, как тот же Дуэн, который закончил в 1999 году карьеру с двумя скрепляющими пластинами и дюжиной винтов в костях ног плюс пластиной в предплечье. Металлоконструкции появились в его теле после аварии в Ассене в 1992-м. Она чуть не стоила австралийцу потери ноги (после операции он так и не научился толком заново ходить), но не заставила бросить гонки. И он закончил карьеру не только с винтами в разбитых костях, но и с пятью титулами чемпиона мира.

Был еще двукратный чемпион мира Барри Шин, который шутил о себе: "Мое тело наполовину состоит из железа". И был, надо сказать, недалек от истины, поскольку всяких шурупов после аварии на скорости 260 км/ч в 1982 году в нем было больше, чем в Дуэне.

Были еще два блестящих американца - Кении Роберте и Уэйн Рэйни. Они падали в своей карьере десятки раз. Многократно падали так, что все изумлялись: и как после этого можно было остаться живым?! Оба завязали с гонками после того, как получили переломы позвоночника и оказались прикованы к инвалидному креслу.

Было еще много таких же "смертников", добровольно обрекавших себя на риск куда больший, чем те, кто несется по асфальту за рулем автомобиля. И ни один из них - ни Дуэн, ни Роберте с Рэйни, ни кто-либо другой - так и не смог объяснить, что же заставляет людей подвергать себя такой опасности. А Шин незадолго до смерти (от рака, а не на дороге) сказал: "Сам не понимаю, зачем я занимался этими чертовыми гонками".

У Росси серьезная авария была пока всего одна - та самая, доннин-гтонская. По меркам элиты Moto GP он везучий человек. Но это по меркам Moto GP. Падений и травм он пережил множество.

Как-то Росси спросили, чувствует ли он страх, когда падает. "Конечно. Каждый раз. Очень сильный страх. И каждый раз асфальт кажется мне более жестким, чем он был до сих пор. Это жутко больно", - ответил он. Этих чемпионов главного мотоциклетного класса (раньше объем двигателя в нем ограничивался 500 "кубиками", сейчас не ограничивается никак) никому и никогда, наверное, не понять.

* * *

Шумахер мотогонок

Однажды в центре Лондона, прямо на Трафальгарской площади, проводилась какая-то презентация с участием Валентине Росси, который живет в британской столице. На нее пришли несколько тысяч человек, хотя мотогонки в Англии вообще-то не слишком популярны. Как и итальянцы. Росси, собственно, и переехал в Лондон, потому что, говорит, отдавал себе отчет: останься он на родине, в Италии, не смог бы ни за что осуществить свою мечту. Мечту эту, еще далекую от осуществления, он сформулировал так: "Пожить когда-нибудь нормальной жизнью. Иметь семью. В Италии, я знаю, мне это никогда не удастся - там каждый подходит за автографом".

Популярность Росси в Италии сегодня сравнима с популярностью футбольных звезд. А во многих спортивных опросах по итогам сезона он опережает и их. И итальянцам не надо напоминать эпизоды биографии этого еще совсем молодого парня.

Например, там все в курсе, что отец Валентине Джакомо Грациани был очень хорошим мотогонщиком и что лучшим годом в его карьере был как раз 1979-й - год рождения сына, когда папа будущей суперзвезды стал третьим в зачете чемпионата мира в категории до 250 куб. см. Все в курсе, что с детства Валентине Росси путешествовал с Гран-при на Гран-при вместе с отцом и с детства был знаком со всей кухней шоссейно-кольцевых мотогонок.

Многие в Италии слышали историю, после которой Джакомо Грациани, говорят, окончательно убедился в том, что его сын будет замечательным спортсменом. Валентине Росси было 14 лет, когда он, занимавшийся поначалу картингом, а потом уже пересевший на двухколесную машину, принял участие в первой более или менее серьезной гонке. Это была гонка в чемпионате Италии в классе до 125 "кубиков" на трассе в Маджоне. Росси на своей Cagiva упал в первом же повороте, но поднялся, продолжил сражаться и финишировал девятым. С тех соревнований, может быть, и началось его превращение в Михаэля Шумахера мотогонок.

Все в курсе, как стремительно и исключительно по нарастающей развивалась его карьера. Он стал чемпионом мира в самом младшем (до 125 куб. см) классе на второй сезон. В 250-сантиметровом - тоже. Со второй попытки выиграл и чемпионат в наиболее престижной категории, что по большому счету почти фантастика, поскольку в 2001 году состав участников серии был весьма приличным. А новый лидер Honda между тем выиграл 11 этапов из 16... В следующих четырех чемпионатах он побеждал со столь же явным преимуществом - таким, что иногда казалось, будто Росси учился чему-то совершенно иному, нежели другие.

Его, разумеется, сравнивали с Шумахером и, как и про Шумахера, говорили, что, мол, весь секрет этих бесконечных триумфов итальянца заключается в том, что просто Honda сумела создать невероятно быстрый, невероятно устойчивый и невероятно послушный в управлении мотоцикл, позволяющий так экономить время в поворотах. И особый талант здесь ни при чем.

Враги-соотечественники

Одним из тех, кто любил рассуждать на тему везения Росси, был Макс Бьяджи (Безумный Макс) - другой замечательный итальянский мотоциклист, которого обожали на родине и который пять лет назад как раз вступил в пору спортивного расцвета и наверняка стал бы чемпионом мира, не появись в шоссейно-кольцевых мотогонках вундеркинд Росси. Но Росси появился, и максимум, чего удалось добиться Бьяджи, - это стать вторым.

Они почему-то сразу невзлюбили друг друга, как в свое время почему-то сразу друг другу не понравились Айртон Сенна и Ален Прост. Росси вспоминал, как, еще будучи ребенком, смотрел мотогонки по телевизору и отчего-то испытывал безумную антипатию к Бьяджи: "Даже не знаю отчего, но мне ни разу не захотелось с ним заговорить. Тогда он начал говорить обо мне гадкие вещи в прессе".

В истории взаимоотношений двух кумиров Италии было немало любопытного. Была, скажем, гонка в Японии в 2001 году, когда оба ехали бок о бок, выталкивая друг друга за обочину, и Росси, по собственному признанию, ощутил себя мотокроссменом - только рубящимся на скорости не 60, а 220 км/ч. Он выиграл ту борьбу и, уезжая от Бьяджи, сделал неприличный жест рукой в его адрес.

Был еще круг почета Росси с привязанной куклой Клаудии Шиффер за спиной - намек на нашумевший роман противника с Наоми Кэмпбелл.

А в конце 2003 года в разгар разговоров о везении и мощи Honda он нашел для скептиков, в том числе для Бьяджи, такой ответ, про который никто и не думал, уйдя из процветающей Repsol Honda Team в команду Gauloises Fortuna Yamaha. Гонщики Yamaha до прихода Росси не выигрывали титул чемпиона мира 12 лет. Мало кто верил, что известной марке принесет его итальянец, потому что мотоцикл, подготовленный командой, считался чуть ли не худшим в серии и уж точно на порядок хуже, чем Honda. Росси выиграл чемпионат, одержав победы на девяти этапах.

Он сам никогда не мог объяснить, почему у него получается все время выигрывать. Почему получается выигрывать какими угодно способами - и отрываясь на самом старте, и пробиваясь вперед из глубины пелотона (и такое, как ни странно, ему время от времени приходится делать). Росси однажды выразился в том духе, что ездит не лучше других, зато лучше других (то есть, надо полагать, позже других) тормозит. И за счет этого экономит сотые доли секунды. А еще он говорил, что отец научил его главному: никогда во время гонки, как бы она его ни захватывала, не выключать мозг, просчитывать ситуацию. Просчитывать у него получается здорово. Не случайно к нему давно приклеилась кличка Доктор Росси.

С мотоцикла на Ferrari апреле 2004 года несколько механиков на легендарной трассе в Фьорано, домашнем автодроме Ferrari, устроили своеобразный тотализатор. Ставки делались на молодого человека, который впервые сел за руль самой знаменитой машины мира. Они прекрасно знали, что тот гонщик, которому удастся с первого раза проехать круг по трассе быстрее 60 секунд, может стать звездой. Тот, кто в минуту не уложится, никогда не будет гоняться в "Формуле-1". Валентине Росси, приглашенный в Ferrari на тесты, проехал этот свой дебютный круг за 59, 1 секунды. Тогда и поползли слухи, что скоро с мотогонками у итальянца будет покончено. Слухи, родившиеся не на пустом месте. В главной итальянской команде уже очень долго не было итальянского гонщика. Михаэль Шумахер - это здорово, но президент "Скудерии" Лука ди Монтедземоло ведь не мог не понимать, что публике придется по душе, если за рулем ярко-красного автомобиля будет побеждать "свой" пилот.

Росси опровергал информацию о том, что уходит из Moto GP, но недавно еще раз приехал на тесты. Результату мотогонщика - 57, 5 - могли бы позавидовать даже пилоты, много лет проведшие в "Формуле-1". И неудивительно, что разговоры о смене специализации возобновились - даже несмотря на то, что Ferrari успела поменять Рубенса Баррикелло на молодого Фелипе Массу, а Михаэль Шумахер заявить, что, невзирая на слухи о своем уходе, остается.

Росси опять все отрицает. Опять говорит, что "Формула-1" была бы для него, как он выразился, "сильнейшим вызовом". Опять говорит, что привык делать в жизни "сумасшедшие вещи" - вроде перехода из Honda в Yamaha или участия в этапе чемпионата мира по ралли на Peugeot в 2002 году (он закончился для него печально - аварией на втором спецучастке). И опять говорит, что в мотогонках пока получает достаточное количество адреналина, чтобы жить нормальной - по его, конечно, понятиям - жизнью и не думать о том, чтобы как можно скорее перебраться в "Формулу-1". Хотя ведь от него никогда не знаешь, чего ждать.

Как никто не ожидал, как ответит Валентине Росси на вопрос, чем бы он занимался, не стань знаменитым мотогонщиком. "Я, наверное, угонял бы машины, - сказал он абсолютно серьезно.- Ведь это риск и адреналин" О

* * *

Валентине Росси

Родился 16 февраля 1979 года.

Карьера в чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам

1996 год. Дебюте чемпионате мира в классе 125 куб. смнаАргШа. Девятое место по итогам сезона, один выигранный этап.

1997 год. Чемпион мира в классе 125 куб. см на Aprilia. 11 побед на этапах, 321 очко.

1998 год. Дебют в классе 250 куб. см на Aprilia. Второе место в чемпионате.

1999 год. Чемпион мира в классе 250 куб. см. Девять побед на этапах, 309 очков.

2000 год. Дебют в классе

500 куб. см на Honda в составе команды Nastro Azurro Team. Второе место в чемпионате. Две победы на этапах.

2001 год. Чемпион мира. 11 побед на этапах, 325 очков.

2002 год. Чемпион мира в классе Moto GP в команде Repsol Honda. 11 побед на этапах, 355 очков.

2003 год. Чемпион мира. Девять побед на этапах, 357 очков.

2004 год. Чемпион мира в команде Gauloises Fortuna Yamaha. Девять побед на этапах, 304 очка.

2005 год. Чемпион мира. Девять побед на этапах, 281 очко (не считая заключительной гонки сезона).