FERRARI: НАЗАД В БУДУЩЕЕ
ДЛЯ МИХАЭЛЯ ШУМАХЕРА И ЕГО "КОНЮШНИ" СЕЗОН ПОЛУЧИЛСЯ ПРОВАЛЬНЫМ
Ну вот почти и все. В минувшие выходные в японской Сузуке был выигран предпоследний Гран-При Чемпионата мира Формулы-1. Последний - через два дня, в Шанхае, Китай. Но уже сейчас ясно кто есть кто и кто кем будет.
Когда прошлым воскресеньем - в Японии оно выдалось дождливым -Кими Райкконен ("Макларен") очень красиво победил, стартовав с 17-й позиции и выйдя вперед на последнем круге, Фернандо Алонсо, пришедший третьим, уже был чемпионом мира. А прежний чемпион, Михаэль Шумахер, лишь третий - пока - в общем зачете. И таковым, судя по всему, и останется.
Теперь до завершения очередного чемпионата Формулы-1 остается всего неделя. Борьба за Кубок конструкторов в самом разгаре, но многие команды уже сосредоточены на подготовке к сезону-2006. Экс-чемпионам из Ferrari вдвойне нелегко, ведь перед ними стоят две непростые задачи: возвращение к былым успехам и обеспечение высокого уровня работы в будущем. От Михаэля Шумахера всегда ждут только побед, а в нынешнем сезоне "красный барон" уступил чемпиону Фернандо Алонсо по всем статьям, что стало серьезным ударом по имиджу Шумахера в частности и Ferrari в целом.
Кризис застал Скудерию врасплох, хотя в начале этого года боссы и гонщики команды ожидали серьезного сопротивления со стороны конкурентов. "Мы не будем доминировать. Нас ждет очень-очень трудный чемпионат", - пророчил спортивный директор Ferrari Жан Тодт. Правда, тогда француз и его подопечные и представить себе не могли, что даже борьба за очки станет чрезвычайно тяжелой.
К середине сезона семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер вынужден был признать: "Мы не знаем, с чем конкретно связано наше отставание. Я бы не стал винить во всем покрышки, машина тоже требует доработки. Мы слишком сосредоточились на надежности, действовали консервативно, что позволило соперникам уйти вперед".
От гонки к гонке Михаэль и его напарник Рубенс Баррикелло ждали, что решение проблемы все-таки будет найдено. Но ни многочисленные тесты, ни усилия команды, ни потраченные деньги не помогли вернуть былую скорость. По-немецки рациональному Шумахеру, всегда считавшему упорную работу верной гарантией успеха, оставалось надеяться только на чудо. И действительно, иногда капризная Ferrari F2005 становилась по-настоящему быстрой, хотя уже через неделю могла недотягивать до первой десятки.
Как водится, свет в конце туннеля забрезжил, когда надежд у Скудерии и ее болельщиков практически не осталось. После нескольких провальных этапов, за которые Михаэль Шумахер долго извинялся перед тиффози, гонщики Ferrari стабильно выступили в бразильском Интерлагосе, завоевав четвертое и шестое места.
"Похоже, мы добились улучшений, - обнадежил семикратный чемпион. - Мы не могли претендовать на победу, но явно сделали шаг в верном направлении. До окончания сезона мы должны во всем разобраться".
Теперь Ferrari занимается сразу несколькими областями, радикально меняя философию своей работы. Раньше команда предпочитала последовательно доводить новую машину до ума, часто выставляла на первые гонки очередного чемпионата свой старый болид. На этот раз Скудерия рискует: поговаривают, что F2006 выйдет на тесты уже в ноябре этого года.
Итальянцы идут по стопам Renault, успешно рискнувшей подобным образом в прошлом году. Кроме этого, грядущий переход на восьмицилиндровые двигатели делает почти невозможным использование нынешнего болида F2005 в сезоне-2006. Наконец, раннее начало тестов дает больше времени на развитие машины и устранение ее "детских болезней".
Раньше с окончанием гоночного чемпионата начинался традиционно долгий отпуск Михаэля Шумахера. В этом году немцу вряд ли придется долго отдыхать. Не до каникул и Жану Тодту, в адрес которого уже звучит критика: некоторым кажется, что босс Ferrari слишком много внимания уделяет своей личной жизни в ущерб работе. Если раньше Жан допоздна сидел в своем офисе в Маранелло, теперь он предпочитает проводить время в компании своей возлюбленной, известной актрисы Мишель Йео. К критике в команде относятся спокойно, понимая, что эмоциональные болельщики уже отчаялись дождаться перемен к лучшему. Порция негативных отзывов достается и Альдо Косте, конструктору, под руководством которого создана F2005. В Ferrari не дают Альдо в обиду, хотя ждут помощи от его предшественника Рори Берна, уже было собравшегося на пенсию.
Серьезно поработать придется и техническому партнеру команды, шинной компании Bridgestone. Еще в период межсезонья стало понятно, что японцы отстают от соперников из Michelin. Ход чемпионата подтвердил прогнозы: сначала покрышки Bridgestone уступали на одном квалификационном круге, потом перестали держать дистанцию гонки.
"У нас нет претензий к Bridgestone, -в один голос говорили Шумахер, Тодт и технический директор команды Росс Браун, - Мы много раз побеждали вместе, а теперь вместе проигрываем".
Собственно, японские шинники тоже слишком консервативно подготовились к новому сезону. Ставка на надежность и стабильность оправдала себя лишь в Индианаполисе, а гонка в Бельгии выявила: теперь у Bridgestone нет преимущества даже в своих любимых дождевых условиях.
Именно покрышки считают главной причиной отставания Ferrari в этом сезоне. Косвенно это подтвердил этап в Бразилии, где Ferrari использовала шины прошлогодней спецификации. Специалистам Bridgestone пришлось признать: "обутая" в старые покрышки F2005 внезапно поехала очень быстро. Возможно, к этому решению команда прибегнет и на двух последних гонках сезона.
Скоро Bridgestone и Ferrari станет легче, ведь работу по развитию покрышек с ними разделят Toyota и Williams, переходящие из стана Michelin. "Теперь мы сможем обмениваться информацией, - радуется Тодт. - В этом сезоне на Bridgestone вместе с нами выступают лишь
Jordan и Toyota. При всем уважении к этим командам могу сказать, что из-за маленьких бюджетов они не могут работать на равном с нами уровне".
Еще одна забота Ferrari - ее будущее. Михаэля Шумахера отправляют на пенсию вот уже несколько лет, но на этот раз пресса как никогда полна слухов о скором уходе семикратного чемпиона. Видимо, журналисты считают, что гонщик такого ранга не будет выступать, не имея возможности бороться за победу. Масла в огонь подлил шеф чемпионата Берни Экклстоун, заявивший недавно, что немец покинет гонки в конце 2006 года. Но хорошо знающие Михаэля люди уверяют: он не уйдет побежденным.
Тем не менее, рано или поздно Ferrari придется выбирать наследника Шумахера. В числе претендентов на это звание пока не числится Фелипе Масса, который в будущем году заменит Рубенса Баррикелло. Недоброжелатели говорят, что Фелипе удалось подписать контракт только потому, что его менеджером является Николя Тодт, сын босса Ferrari. Разумеется, Жан Тодт категорически отвергает обвинения в "семейственности", говоря о таланте Массы, но о долгосрочном сотрудничестве молодого бразильца со Скудерией речи не идет.
Более высокие шансы со временем стать лидером команды есть у трех пилотов. Прежде всего, у нового чемпиона Фернандо Алонсо, который, по слухам, еще год назад вел серьезные переговоры о переходе в Ferrari. Но испанец связан контрактом с Renault, поэтому сменить команду сможет только через пару лет.
Другой претендент - знаменитый мотогонщик Валентино Росси, яркий и харизматичный. Итальянские болельщики мечтают увидеть своего соотечественника за рулем Ferrari, да и в Ferrari, похоже, не прочь начать работу с "Шумахером от мотогонок".
По слухам, Скудерия готова предложить Валентино 60 миллионов евро за переход в Формулу-1. Росси уже впечатлил команду на тестах, но окончательного решения пока не принял. И Ferrari, и самого Валентино заботит то, насколько успешным окажется переход с двух колес на четыре.
Последние спекуляции связывают с командой Кими Райкконена, поклонником таланта которого является Жан Тодт. Контракт финна с McLaren-Mercedes истекает как раз в конце 2006 года, британская пресса уже видит гонщика в Скудерии, причем с огромным гонораром в 70 миллионов евро.
Сам Кими не исключает смены команды, хотя его активно отговаривают от этого шага. "С McLaren Кими будет выигрывать гонки и чемпионаты, -обещает глава "серебряных стрел" Рон Деннис. - Конечно, каждый гонщик сам принимает решения. Но нужно помнить, что отвечать за это решение придется тоже самому".
Бывший напарник Райкконена по McLaren-Mercedes Дэвид Култхард советует все как следует взвесить: "Я слышал, что работа Кими может стоить очень дорого. Но еще дороже обойдется ему ошибочный выбор. Я пока не вижу признаков возрождения Ferrari".
Интересно, что отчетливые признаки выхода команды из кризиса видит Фернандо Алонсо. Чемпион-2005 считает Шумахера чуть ли не главным фаворитом будущего сезона: "Михаэль остается Михаэлем, он вновь будет бороться за победу в первенстве".
Семикратный чемпион готов бросить вызов соперникам: "Фернандо заслужил титул в этом году. Я поздравляю его и надеюсь, что в следующем году он поздравит с чемпионским званием меня. Неудачи не повлияли на мотивацию нашей команды, мы продолжаем бороться".
Уверенность Михаэля передается его коллегам по Ferrari. Возможно, "красные" уже вступили на верный путь, который поможет выйти из кризиса длиной в целый сезон и вернуться назад, к былым победам.
ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ: 1. Алонсо -123 очка. 2. Райкконен - 104. 3. М. Шумахер - 61. 4. Монтойя - 60. 5. Физикелла - 53. 6. Трулли - 43. 7. Р. Шумахер - 40. 8. Барикелло -38. 9. Баттон - 36. 10. Уэббер - 34. 11. Хайдфельд (Германия, Уильямс) - 28. 12. Култхард - 24. 13. Вильнев - 9. 14. Масса - 8. 15. Монтейро - 7. 16. Вурц (Австрия, Макларен) - 6. 17. Картикейян - 5. 18. Клин - 5. 19. Альберс - 4. 20. Де ла Роса (Испания, Макларен) - 4. 21. Фризахер (Австрия, Минарди) - 3. 22. Пиццония - 2. 23. Сато - 1. 24. Лиуцци (Италия, Ред Булл) - 1.
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ: 1. Рено - 176. 2. Макларен - 174. 3. Феррари - 100. 4. Тойота - 82. 5. Уильямс - 64. 6. БАР - 37. 7. Ред Булл - 30. 8. Заубер - 17. 9. Джордан - 12. 10. Минарди - 7.
***
ОТ РЕДАКЦИИ
"Формульный" мир сегодня - это уже не только и не столько чистый спорт. Это бизнес, в котором ворочаются миллиарды долларов. В нем сталкиваются интересы команд, гонщиков, производителей смазочных материалов и, конечно, "сликов". И в такой ситуации Михаэль Шумахер, прошу прощения, уже всем поднадоел. Шутка ли - семижды чемпион мира! Сколько можно, Шумми! Дай внести в чемпионат свежую струю! Как кажется автору этих строк, развитие событий вполне могло пойти и по такому сценарию. Не будь немецкий гонщик бизнесменом до мозга костей, он не получал бы десятки миллионов долларов. Возможно, и в этот раз на самом деле не проиграл, говоря языком гонораров. Вполне вероятно, что владельцев "Феррари" очень попросили в этом году... попридержать своего конька. И чемпионат получился небезынтересным, хотя изюминки ему все еще не хватает. Когда чемпиона мира от основной массы гонщиков отделяют 50 процентов очков (у Алонсо - 123, у Шумахера (3-е место) - 61) - это все еще не очень интересно. А владельцам Формулы нужен накал страстей, потому что доходы там, где страсти.
...А Скудерия еще вернется на пьедестал. Хотя, возможно, не в 2006 году.
Дмитрий СЕМЕНОВ, ведущий "Автоклуба"