"Формула-1" под парусом
В Подмосковье открылся чемпионат мира по гонкам на суперсовременных яхтах
В субботу, 28 августа, на Клязьминском водохранилище открылся чемпионат мира в олимпийском классе яхт "49er". Эти гонки принято называть "Формулой-1" парусного спорта. Сейчас они собрали 67 команд из 21 страны мира, включая лидеров рейтинга - англичан. От России выступают 4 команды.
Олимпийским класс "49er" стал совсем недавно - дебютировал он на Олимпиаде 2000 года в Сиднее. Это рассчитанные на команду из двух человек яхты с регулируемыми крыльями по бокам и длиной корпуса 4 метра 90 см. Вес яхты строго регламентирован - он должен составлять не меньше 94 кг, в противном случае добавляют небольшой свинцовый грузик.
От индейцев к луноходам
Расклад такой: "49er" - это логическое продолжение класса "скиф", а "скифы" - это современная версия рыбачьих лодок, которые строили североамериканские индейцы. В 1970-х годах судостроители совершили прорыв в технологии, использовав разработанные для луноходов пластики. Свой вклад в дальнейшее усовершенствование этого класса яхт внес, в частности, в 1978 будущий премьер-министр штата Западная Австралия Ричард Корт, приспособив к своему "скифу" сиденье от каноэ.
В нынешнем виде "49er" для стороннего человека представляются этаким гибридом яхты и доски для виндсерфинга. К гибким мачтам крепятся прозрачные пластиковые паруса, управляют которыми два вставших друг за другом человека. Без команды яхта переворачивается - ложится мачтой на воду. Важно точно выдержать нагрузку - оптимальный вес двух вместе взятых спортсменов составляет 150 кг, и под каждую команду яхту настраивают индивидуально - добавляют на корпус утяжелитель, регулируют крылья.На ходу менять положение паруса помогают своеобразные мини-флюгеры - метки с красной и зеленой шерстяными ниточками по обе стороны паруса.
Кай и Герда на буксире
На подвижном деревянном помосте размером с футбольное поле творится невообразимое: такое количество красивых и загорелых атлетов сразу можно представить разве только на фотосессии для модного журнала. Красавцы сверкают белозубыми улыбками из-под солнечных очков и курсируют между расставленными рядком крошечными яхтами. Все это напоминает странный лес - в воздухе торчат десятки и десятки тонких невысоких мачт, а пластиковые выдвижные крылья неуловимо похожи на надкрылья жуков.
Теоретически для нынешнего чемпионата акваторию Клязьминского водохранилища не перекрывали, оставив ее судоходной. На практике же с 11 утра и часов до 5 вечера, пока идут гонки, движение прочих судов парализовано. Все смотрят, как в кольце оцепления из милицейских катеров петляют между оранжевыми пластиковыми буйками прозрачные паруса и клонятся на виражах яхтсмены. Скорость у них хорошая - под 50 км/час, но и ветер изрядный, и время от времени суденышки переворачиваются.
Во время соревнований спортсмены поднимают яхты в нормальное положение сами, но после официальной гонки дают себе послабление. Под серым подмосковным небом перевернувшиеся спортсмены садятся рядышком на борт лежащей яхты и смиренно ждут.
Картина разительно меняется, напоминая катание на водных лыжах где-нибудь на курорте: впереди катер с ухмыляющимся русским матросиком, сзади на тросе легонькая яхта, на которой, обнявшись, как Кай и Герда перед лицом Снежной королевы, нежно обнимая друг друга за талию, мчатся к причалу морские волки.
[Графические материалы:
Цены на услуги в московских яхт-клубах
Сколько стоят яхты и катера в Москве
Материал доступен в бумажной версии издания]