Перейти к основному содержанию

Главная      ТОТ ЕЩЕ "ЖУК"

ТОТ ЕЩЕ "ЖУК"

5 августа 1947 года после 22 месяцев исправительных работ на свободу вышел Фердинанд Порше. Наказание он отбывал на заводе Renault за сотрудничество с фашистским режимом. 71-летний Порше уже был знаменитым на весь мир конструктором и бизнесменом. Однако необходимость начинать все заново помогла ему окончательно обессмертить свое имя. Выйдя на свободу, Порше с радостью узнал, что самое масштабное его детище - народные автомобили "Фольксваген" - начали промышленно выпускаться. Однако оказалось, что завод в Вольфсбурге набрал штат конструкторов и в услугах создателя прототипа знаменитого "Жука" не нуждался. Однако Порше не был бы самим собой, если бы опустил руки и не создал самое значительное дело своей жизни.

Фердинанд Порше стал знаменитым задолго до начала Второй мировой. Осваивать технику он начал еще в детстве, а в 15 лет самостоятельно изготовил генератор, и дом его семьи стал вторым в городе, освещаемым электричеством. После университета он получил работу в компании Austro-Daimler, где к 34 годам дослужился до поста технического директора, затем на пять лет занял должность главного конструктора в "Даймлер-Бенц", недолго поработал в австрийской "Штейр". Таким образом Фердинанд Порше сделал себе имя и вместе с сыном в 1931 году открыл свое собственное конструкторское бюро. В заказах не было недостатка - два Фердинанда (сына великий изобретатель назвал своим именем) с неизменным успехом решали самые сложные задачи. В 1932 году Порше сконструировал элемент, который до сих пор используется в автомобильной промышленности, - торсионную подвеску на продольных рычагах, сделавшую езду комфортной.

Авторитет Фердинанда Порше был настолько велик, что заключить с ним контракт мечтали все крупные компании, а во время его визита в молодую советскую республику Сталин даже якобы пообещал ему министерское кресло и неограниченные полномочия и привилегии. Патриот Порше отверг это предложение и сделал другому диктатору собственное. Он предложил Гитлеру давно вынашиваемый проект народного автомобиля и вскоре получил правительственный заказ на его реализацию. Разгоревшаяся война свернула мирные инициативы, и Порше занялся разработкой танков и другой военной техники, а на базе "Жука" стали производить армейские джипы, штабные автомобили и амфибии.

После поражения Германии Порше с сыном оказались за решеткой. Оставшаяся на свободе дочь инженера Луиза начала борьбу за их освобождение и через шесть месяцев вытащила из тюрьмы брата. Он тут же принялся за постройку машины класса " Формула-1" для итальянской фирмы Cisitalia, и заработанные на этом заказе деньги позволили ему в 1947 году фактически "выкупить" у французов отца.

Воссоединившаяся семья обосновалась в австрийском городе Гмюнде, где и была создана компания Porsche AG. Там они приступили к проектированию первой собственной машины на узлах "Жука", и в 1950 году началось производство первого автомобиля под маркой Porsche - купе модели 356. Это было начало культовой марки, заставляющей учащенно биться сердца миллионов любителей скорости.

Фердинанд Порше скончался после перенесенного инсульта в январе 1951 года, и его дело продолжил младший Фердинанд. Незадолго до смерти великий конструктор побывал в Вольфсбурге и увидел на автобанах сотни "Жуков", которые он считал главным оправданием своей работы на военную машину Третьего рейха. Автомобили были для него превыше танков, а то, что один человек создал две принципиально разные марки, ставшие одинаково культовыми, лишний раз говорит о его конструкторском и маркетинговом гении.