Перейти к основному содержанию

Главная      Китай глазами пенсионера

Китай глазами пенсионера

Итак, решено. Еду. После некоторых размышлений, сомнений, подсчетов скромных финансовых возможностей тяга к путешествию все же взяла верх.

Коротко о себе: полгода как пенсионер, не молод, но и не слишком стар. Ранее мне приходилось путешествовать. Туристом и в командировках побывал в Греции, Италии, на Мальте, в Турции, Австрии, США, Японии, Филиппинах. Поездил по бывшему СССР, побывал почти во всех уголках Якутии. Но последние десять лет никуда дальше Чурапчи не выезжал.

Купил в кредит путевку в одной из турфирм Якутска и через несколько дней уже был в аэропорту. Здание аэропорта и порядки в нем за последнее время сильно изменились. Спросив в справочной, где проходит регистрация пассажиров на чартерный рейс Якутск - Муданцзян, прохожу в так называемый международный сектор. Тут поджидает первый и, увы, неприятный сюрприз. Собирают по 25 долларов "на обслуживание самолета". Разве это не входит в стоимость билета или путевки? Почему не дают никаких квитанций? Эти вопросы приходят в голову уже после расставания с деньгами. Впрочем, остальные тоже безо всяких вопросов совершенно спокойно отдают свои деньги. Кажется, явись какой-нибудь потомок великого комбинатора, сына турецко-подданного и, глядя честными глазами, начни собирать деньги на "очистку аэропорта" или "на поддержание плотности воздуха", то люди так же безропотно отдали бы свои деньги, с которыми при других обстоятельствах так просто не расстались бы.

С большим сожалением обнаруживаю, что отношение к пассажирам в нашем аэропорту за последние годы если и изменилось, то не в лучшую сторону. Час-полтора нас продержали на лестнице-отстойнике. Назад не пускают, наверху утыкаешься в дверь, в которую тоже не пускают. Никаких стульев, скамеек и в помине нет. Кто-то пробует садиться на ступени. Попить воды, покурить, в туалет сходить возможностей нет. Время от времени мимо проходят мужчины и женщины в униформе, служащие аэропорта. У кого есть проблемы с ногами или с сердцем, о возможности полетов стоит подумать. Наконец, пошли на посадку.

Строгие, с каменным выражением лица стюардессы авиакомпании "Якутия" рассаживают нас по местам. Можете представить их отношение к пассажирам, если когда-либо были нежеланным гостем у неласковой хозяйки. Но из самолета, хлопнув дверью, не уйдешь. Во время полета попросил у стюардессы Елены дополнительно кусок сахара - отказ, чуть попозже попросил одну зубочистку - снова отказ. Справедливости ради скажу, что не везде в гражданском воздушном флоте так. Когда одиннадцатью днями позже мы летели рейсом Владивосток - Якутск, стюарды и стюардессы были доброжелательны, охотно отзывались на просьбы пассажиров.

Примерно через три с половиной часа подлетаем к городу Муданцзян и начинаем снижение. В иллюминатор видны работающие в поле люди. То тут, то там над городом реют красные флаги, как раньше у нас. Муданцзян имеет средние размеры. Приземляемся. На здании аэропорта посреди иероглифов висит плакат на русском "Добро пожаловать!" Видимо, наши самолеты здесь частые гости. Нас встречают китайские партнеры: два брата, оба Миши. Их китайские имена, конечно, разные, но весьма труднопроизносимые, а написать и вовсе невозможно. Пассажиры этого чартерного рейса - группы клиентов нескольких турфирм, а также есть прибывшие сами по себе. Довольно много китайцев, торгующих или работающих в Якутии. В толпе узнаю женщину, с которой в одной тургруппе 11 лет назад летал в Манилу, на Филиппины. Разговорились. Она предприниматель, прилетела по делам. Наша группа садится в большой комфортабельный автобус марки "Мерседес". Нам предстоит проделать четырехчасовой путь в Харбин, затем вечерним поездом ехать в Пекин. К утру должны быть там. При выезде из города въезжаем на платную дорогу, водители оплачивают ее, не выходя из кабины. Первый раз я видел подобное в Италии, на дороге Рим - Чивитавеккья. Асфальт дороги довольно хорош, но до европейских или, скажем, японских недотягивает. Прямо у городской черты начинаются возделываемые поля.

Путь лежит по местности из покрытых лесами сопок и равнин. То тут, то там видны работающие люди, в основном, мужчины. Первый раз вижу, как пашут на лошадях, на быках. Вообще тягловая сила здесь используется самая разнообразная. Есть малюсенькие трактора с одним водителем, есть моторы на колесах, которые тянут плуг или борону и управляются человеком, идущим за плугом; есть быки, лошади, пары лошадей и даже ослы. В одном месте видели человека, тащившего на себе борону. Не видели только больших тракторов с многолемешными плугами. Населенные пункты - деревни, небольшие городки и такие группы домов, коим на русском языке и названия-то подобрать трудно, расположены недалеко друг от друга. Не успевает один исчезнуть из вида, как впереди возникает другой. Между ними сплошь возделываемые поля. Никаких изгородей или вех не видать. Как разбираются, где начинается поле одного хозяина или артели, и где оно кончается, непонятно. Интересно, бывают ли у них драки на меже? Дома, в основном, одноэтажные, из кирпича двух видов: обожженного красного и сырого серого. Судя по строящимся домам, стены домов не толстые, толщиной всего в один кирпич. Множество труб торчит из домов. Парового отопления у них нет. Встречаются и большие дома. Около них высятся трубы котельных. Дома заборами или дувалами, как в Средней Азии, не огорожены. Есть производственные сооружения, в частности, деревообрабатывающие, внутри заборов которых высятся штабеля бревен. Думаю, что это необработанный лес, вывезенный из российских Дальнего Востока и Сибири, про который как-то показывали по телевизору. Активно ведутся дорожные работы. Множество людей строят новые и ремонтируют старые дороги. Машины самых разнообразных марок. Я в них не разбираюсь. В одном месте видел любопытную картину: на участке дорожных работ мужчина средних лет, видать, бригадир или прораб, говорил по сотовому телефону, а в десяти метрах от него крестьянин пахал землю на быке, как столетия назад. Такого близкого соседства веков вряд ли где еще увидишь.

В Харбине нас встретили якутяне - девушка, дочь руководительницы группы, и молодой парень. Они учатся в местном университете. Говорят, что в Китае им очень нравится. На китайском говорят совершенно свободно. Поужинали в небольшом ресторане. Первое знакомство с китайской кухней превзошло мои ожидания. Вкусно, обильно и в то же время желудку не в тягость.Много мясного: говядины, свинины, курятины, много рыбного, много овощей, фруктов и еще чего-то непонятного. Понравилось, что в ресторане нет оркестра. Можно спокойно поговорить. С Харбином знакомились из окна автобуса. С давних времен сохранились православные церкви. Проводятся ли в них богослужения, не знаю.

Вечерним поездом отправились в Пекин. Плацкартный вагон весьма опрятен. Молодые проводники и проводницы одеты в новенькие униформы. Их много, умудряются проходить по вагону быстро, никого и ничего не задевая. На койках белоснежные постели. В термосах горячая вода. Заварил взятый черный чай в пакетике. Ничего, уютно. Звона стаканов, гитарного перебора и разговоров теплых компаний не слышно. Традиций вагонных возлияний у них нет. Утром, проснувшись в пять часов, посмотрел в окно. На полях работа давно кипит. Китайский гид-переводчик Миша, встретив нас, уверенно вывел из вокзальной толчеи на автобусную остановку для арендованных автобусов. Едем по утреннему Пекину. Час пик уже прошел. На улицах движение не столь интенсивное, как в Москве. Есть специальные полосы для велосипедов и велорикш. Облик Пекина весьма своеобразен. Есть старые китайские дома с загнутыми крышами, есть и суперсовременные небоскребы. Приехали в гостиницу "Гуотай". В номерах на двоих человек душ, туалет, телефон, телевизор. Мне понравилось. Телевизор принимает 60 каналов, в том числе канал "Россия" и пять каналов на английском. Россиян в отеле много, в основном из Приморья. Группа наша женская - из 22 человек только два мужика. Подавляющее большинство - это челноки, приехавшие за товаром. Говорят, в начале девяностых мужчины-челноки составляли чуть ли не 80%, но постепенно в силу подверженности наших мужчин роковой слабости и отсутствия у них чутья на главный вид товара - женскую одежду, число их сократилось до минимума. Проникся глубоким уважением к женщинам-челнокам. Как правило, это матери семейств среднего возраста, хотя есть и молодые бабушки, и девушки 20-25 лет. Их знание товаров и умение торговаться (о, это дипломатия тонкая!) и убеждать, их недюжинная выносливость, точность и честность по отношению к партнерам и друг к другу (расчеты меж собой, авансы партнерам - все исключительно на доверии) вызвали неподдельное восхищение. Многие из них бывали в Пекине по нескольку раз.

В Пекине первым делом пошли на знаменитую площадь Тяньаньмэнь, говорят, самую большую площадь в мире. Мавзолей Мао Цзэдуна высокий, больше нашего, функций трибуны не выполняет. Мао, оказывается, мужик крупный. Посещение мавзолея заняло всего полчаса с небольшим. Помню, в 1971-м к Ленину простоял с девяти утра до часу дня.

Были в Пекинском парке. В одном месте сфотографировался в одежде не то богдыхана, не то мандарина. Посетили Закрытый Город, где расположены императорские дворцы. Они поражают помпезностью и нефункциональностью. Позже были в Парке Мира, где выставлены уменьшенные копии достопримечательностей мира. Плата за вход для средних китайцев дороговата. В Парк Мира поехали на метро. Метро в Пекине открыто в 1995 году. Судя по схеме, имеются только две линии: прямая и кольцевая. Станции не такие впечатляющие, как в Москве, но все очень достойно. Ждать поезда пришлось чуток подольше, чем в Москве. Эскалаторы работают только вверх. Нередко приходилось пользоваться услугами велорикш. Это довольно распространенный вид транспорта. Есть девушки-велорикши. Велорикши - народ худощавый, но жилистый, крепкий и веселый. Изможденных и бледных нет. Приходилось видеть, как велорикша катит, одной рукой придерживая руль, а другой прижимая к уху сотовый телефон. Так что они не очень-то и бедны, или сотовая связь у них дешевая.

Целый день посвятили посещению Великой Китайской Стены. Народу много, иностранцев больше, чем китайцев. Толстенные стены пролегают по горам, в точности повторяя рельеф местности. Пришлось много идти вверх. Ни в коем случае не нужно ходить на Стену в подпитии или с похмелья. Грохнуться и повредить себе конечности возможностей хоть отбавляй.

Ходил с челноками на рынок Ябалу. Там большое количество магазинов оптовой и розничной торговли. Продавцы довольно сносно говорят по-русски. Здесь отваривается народ со всего бывшего СССР. Видели даже немцев из бывшей ГДР. На улице велорикши и таксисты кричат: "Поехали!" Такси дешевое, и таксисты - честные люди. Девушка-челнок зашла в холл гостиницы и минут десять обсуждала что-то с подругой. Вдруг спохватилась: нет сумочки с деньгами. Ревя в три ручья, выскочила на улицу и через минуту вбежала, подпрыгивая от радости. Таксист обнаружил сумочку и терпеливо дожидался ее. Встречалось и жулье. В одном месте мне на сдачу вместо 60 юаней всучили белорусские рубли. Люди сказали, что они почти чистая макулатура.

Назад ехали сперва на поезде и автобусе через китайский пограничный город Суйфэньхэ до Владивостока, оттуда самолетом до Якутска. Поездкой своей в Поднебесную, несмотря на огорчения в начале, я чрезвычайно доволен. Если бы позволяли обстоятельства, можно было рассказать более подробно и развернуто про чудесную страну с древней культурой и историей. Кладя руку на сердце, могу заверить, что съездить туда очень даже стоит.