Перейти к основному содержанию

Главная      У богатых свои дороги

У богатых свои дороги

Проезд на легковой машине по будущей скоростной трассе Петербург - Москва будет стоить 1 рубль за километр (в сегодняшнем масштабе цен), грузовиков - 6 - 8 рублей. Это западные цены, но именно они закладываются в проект русского автобана, потому что своего опыта проектирования и эксплуатации платных дорог у нас нет.

Конкурс на обоснование инвестиций в строительство этого автобана, который проводило федеральное государственное управление "Дороги России", вызвал интерес как российских, так и зарубежных фирм - в нем приняли участие 18 компаний. Победителем был признан российско-европейский консорциум, в котором в качестве генерального проектировщика выступит отечественный проектный институт "ГипродорНИИ", как финансовый консультант - компания "Эрнст энд Янг", юридические консультации будет осуществлять фирма "Фрешфилдс Брукхаус Дерингер", технические - компания "Рамболь Данмарк А/С". Срок на выполнение предварительных работ - до декабря 2005 года, из федерального бюджета на них выделено 254 млн руб. Окончательное формирование проекта должно завершиться к весне следующего года.

Снижение уровня бюрократической волокиты вокруг данной автомагистрали объясняется не только желанием побыстрее соединить три столицы (третья - Хельсинки) хорошей дорогой. Есть и другое соображение. На заседании правительства в этом году развитие скоростной платной автодорожной сети было названо одним из главных направлений государственной долгосрочной транспортной политики. Государство намерено одним выстрелом убить двух зайцев. Во-первых, снять с себя затраты на новые дороги - ясно, что платную трассу должен строить инвестор, а во-вторых, снизить затраты и на содержание и реконструкцию старых дорог. В ближайшие 20 лет, когда платные магистрали начнут стабильно окупаться, у них будут забирать от четверти до трети средств от транспортных сборов на реконструкцию бесплатных дорог. Если не получится, как в свое время с платными туалетами, - тоже ведь были планы, что за счет их прибыли будет расти туалетная сеть города.

Правда, этот оптимистичный (для государства) прогноз опирается на зарубежный опыт. Скоростные платные трассы, соединяющие крупные города, имеются в 30 странах. К примеру, в США их общее количество достигает 9 тыс., во Франции - 10 тыс., в Японии - 8 тыс., в Австралии - 4 тыс. Доля таких автобанов в общем объеме перевозок составляет в среднем 20%, а максимальный срок окупаемости не более 7 лет. Большинство скоростных платных трасс в мире строится на условиях государственно-частного партнерства (у нас эта форма сотрудничества власти и бизнеса пока только зарождается).

Впрочем, прокладка и эксплуатация магистрали Петербург - Москва, по словам главы департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олега Шахова, при любой организации дела является одним из самых интересных в стране проектов для частных инвесторов. В прошлом году после визита в Китай глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что китайская сторона готова вложить в эту трассу $1 млрд. Окончательное решение еще не принято, но предварительные документы подписаны. К автобану серьезно прицениваются предприниматели Германии и Южной Кореи.

Строительство может начаться уже в 2006 году - если к весне будет согласован окончательный проект. По словам руководителя "Росавтодора" Олега Белозерова, локальные участки трассы предстоит построить за 3 года, а прокладка всей автомагистрали должна завершиться через 7 лет. Строительство начнется с возведения отдельных участков длиной по 50 км на выездах из городов.

Каким же будет автобан Москва - Питер? Протяженность трассы на участке от МКАД до КАД Петербурга составит 650 км. Ширина проезжей части дороги на выходе из Москвы - 10 полос, на территории Ленинградской и Московской областей и на въезде в Питер - 8 полос, на территории Тверской и Новгородской областей - 6 полос. Новая дорога будет проложена в обход населенных пунктов Солнечногорск, Клин, Вышний Волочек и Тосно. Предусматриваемая разрешенная скорость движения - 150 км/ч, правда, с трудом верится, что ГАИ это согласует.

Тем не менее, по мнению генерального директора АО "Дороги России" Сергея Быстрова, с созданием этой трассы время сообщения между Москвой и Петербургом сократится почти вдвое, поскольку на автобане не будет ни переходов, ни светофоров. Правда, придется тормозить у пунктов оплаты.

Ориентировочная стоимость работ составляет, по словам заместителя министра транспорта РФ Александра Мишарина, 180,7 млрд руб. Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджетов Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей, но от 50 до 80% денег должны вложить инвесторы.

Может ли что-то помешать развитию событий по оптимистическому сценарию? Да, есть факторы, которые заранее трудно просчитать. Один из них - во сколько обойдется выкуп земли под новую дорогу. Хотя уже выпущено правительственное распоряжение о запрете сделок с землей в зоне автобана, у кого-то здесь давно уже угодья, а кто-то успел воспользоваться инсайдерской информацией. Отказаться от продажи своих участков владельцы не смогут - государство имеет право на отчуждение любых земель, но потребуют за свои участки рыночные цены.

И еще более важный вопрос - о цене проезда и количестве будущих пользователей трассы. Для автомобилистов Западной Европы и США заплатить рубль или шесть рублей (в пересчете на свои валюты) за километр проезда не проблема. У нас зарплаты другие. И 650 рублей за право доехать до Москвы на своей машине не так уж мало. А для владельца грузовика отдать почти полторы сотни долларов, не считая взяток инспекторам ГАИ, которые не обойдут своим вниманием и скоростную трассу, - вообще разорение. В общем, если действующая бесплатная трасса не будет брошена на произвол судьбы и не превратится в тракторный путь, большинство автовладельцев предпочтут бесплатный вариант.

Это не значит, что автобан не нужен - спрос на него будет расти вместе с ростом доходов населения. Не нужно только закладывать в проект слишком короткие сроки окупаемости. Ведь дороги оправдывают себя не только за счет платы за проезд. А попытки побыстрее вернуть вложенные деньги, установив "европейскую" плату, дадут обратный результат.