Заплати и проезжай
И российские, и белорусские водители знают: один из самых неприятных участков на Можайском шоссе (автомагистрали М-1 "Беларусь") - въезд в российскую столицу со стороны подмосковного городка Одинцова. В пробках там можно толкаться часами: свернуть с шоссе нельзя - кругом деревни; припарковаться негде - нет ни платных, ни бесплатных стоянок, объездного пути тоже нет. Трудно не только въехать, но и выехать из города. Российское правительство решило облегчить водителям жизнь - построить новую дорогу и сделать ее платной.
Уже известно, что строительство первой скоростной платной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки начнется в этом году. И, видимо, продлится 5 лет. В планах транспортников - такая же скоростная магистраль Москва-Минск-Берлин. Но это, что называется план-максимум, минимум - оборудование участка, который пойдет в обход злополучного Одинцова до города Голицына.
Есть и другие обнадеживающие проекты: дорога от МКАД до Ногинска спасет от перегрузки Носовихинское и Горьковское шоссе. Трасса от МКАД до Тверской области продублирует вечно загруженное Ленинградское шоссе. Двухкилометровый отрезок пути соединит Волоколамское и Новорижское шоссе в районе города Красногорска. Все эти маршруты прописаны в программе модернизации транспортной системы, которую приняло правительство России. Предполагается, что через 20 лет в России от 2 до 5 процентов всех дорог будут платными, так же как и в других странах мира. Платными станут не прежние трассы, а вновь построенные и оборудованные по последнему слову дорожного хозяйства - с хорошим покрытием, разметкой, инфраструктурой. Собственно, по мысли чиновников, ради этой самой инфраструктуры - бензоколонок, магазинов, кафе - частные инвесторы и должны дать денег на стройку. Взамен они получат право управлять магистралью в течение определенного времени, допустим, от 9 до 20 лет. После чего власти решат, продлить право пользования или отобрать дорогу в государственное управление. Но как бы то ни было, собственник у дороги будет один - государство.
Теперь о цене. Устанавливать "потолок" - привилегия государства, на сегодняшний день это 1 рубль за 1 километр пути. Причем особо оговаривается, что водителям грузовиков придется выкладывать больше денег, чем владельцам "легковушек". За счет "тяжеловесов" и предполагается получать львиную долю прибыли, ведь они составляют 60-80 процентов всего потока автомобилей. Собирать плату будут и автоматы, и "живые" контролеры - в зависимости от нагрузки трассы. Судя по всему, при съезде с трассы талончики придется предъявлять для контроля так, как это делается сейчас на стоянках многих столичных аэропортов.
"Что делать тем, для кого рубль - слишком высокая цена?" На этот вопрос заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин ответил так: "Если человек не хочет платить за проезд по дороге с хорошим покрытием, пусть пользуется старой". Сейчас власти клянутся, что их качество не пострадает, они будут так же ремонтироваться и содержаться в приличном состоянии. Что окажется на деле - покажет время.
Кстати, в России уже есть 900 километров платных дорог - в Воронежской и Псковской областях, на Алтае. В Псковской области за два года трасса принесла бюджету прибыль в 60 миллионов рублей. Деньги вроде бы немалые. Но их едва хватает на то, чтобы чинить дорогу.
А власти тем временем собираются бороться с помощью рубля с пробками в Новосибирске, Красноярске, Владивостоке...
***
Платные дороги есть во многих странах мира - Аргентине, Великобритании, Венгрии, Италии, Мексике, США, ЮАР, Японии и даже в Мозамбике. На их долю приходится примерно 5% всех дорог. Кроме того, в некоторых странах взимается плата за проезд по мостам, туннелям, за пользование паромами. Цена везде разная, колеблется от 3 до 6 центов за километр, в Аргентине в начале этого эксперимента она составляла всего 1 цент. Зато в США превышает $1. Первое время магистралями управляют инвесторы, они качают денежки с дороги 20-30 лет, после чего она возвращается государству. Считается, что дорога окупает себя при загруженности 10-15 тысяч автомобилей в сутки. К трассе, за которую надо платить, предъявляются очень высокие требования: она должна быть оборудована не только бензоколонками и кафе, но и станциями техобслуживания, мотелями, кемпингами.