*Дороги Содружества*
БУДЕМ ПЛАТИТЬ?
"Круглый стол" на тему "Реформа государственного регулирования автотранспорта и дорожного хозяйства" состоялся в Москве
Состояние дорог - проблема всегда актуальная, и не только для России. Анализ дорожной инфраструктуры в странах СНГ говорит, что в последние годы при увеличении интенсивности движения эксплуатационные показатели резко ухудшаются во всех государствах Содружества. Причина понятна - недофинансирование дорожной отрасли. И ситуация накаляется: через 5 лет в СНГ может остаться только 15 % дорог в хорошем состоянии. Исключение, пожалуй, составляет Казахстан, в котором сейчас президентом объявлена "пятилетка дорог".
Один из способов увеличения финансирования дорожного хозяйства - строительство платных дорог. Как привлечь сюда инвесторов, не ущемляя потребителей и автоперевозчиков, обсуждали в Москве в ходе "круглого стола" , организованного Министерством транспорта РФ, посольством Люксембурга в России и представительством IRU (Всемирная организация автомобильного транспорта) в СНГ.
В России уже есть некоторый опыт строительства и эксплуатации платных автодорожных объектов. И пока, скорее, отрицательный. По международным нормам любые платные дороги или объекты должны иметь альтернативу в виде, возможно, менее удобных, но бесплатных. В результате все открывавшиеся у нас разъезды или платные участки дорог вскоре закрывались или переставали быть платными. Исключение составляет лишь один объект - объездной путь "Хлебный" на трассе М4 под Новороссийском. И это уже интересно - то есть в принципе, если выгода пользователям реальна, строительство платных дорожных объектов может быть рентабельным.
Чтобы привлечь частных инвесторов в дорожную отрасль, должна существовать четкая нормативная база в этой сфере, в первую очередь - концессиональное законодательство. В России первые шаги в этом направлении уже сделаны - принят ряд указов президента и постановлений правительства. Присутствовавшим на "круглом столе" потенциальным инвесторам были перечислены конкретные объекты для вложений, в частности, скоростная автотрасса "Москва - Санкт-Петербург" , обоснования инвестиций по которой уже рассчитываются в ГипроДорНИИ.
Как считает министр транспорта РФ Игорь Левитин, если подойти разумно, эксплуатация платных дорог может стать делом прибыльнее, чем добыча нефти. Посмотрим, приживутся ли такие подходы на постсоветском пространстве.