Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ

ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ

Дорогострой

ЮРИЙ ТРУТНЕВ, глава Минприроды, предлагает государству строить платные автодороги самостоятельно, не дожидаясь помощи бизнеса. "Если страна не начнет делать платные дороги, то они никогда не появятся", - заявил он на заседании правительства. Министр аргументировал свою позицию большим количеством рисков при строительстве платных шоссе, из-за которых бизнес может не осилить такие проекты.

Всерьез о платных дорогах в России заговорили еще в 1999 году, когда появилось соответствующее постановление правительства. Но дальше разговоров дело так и не пошло, несмотря на большое число потенциально интересных объектов: ими считаются дороги с интенсивностью движения свыше 10 тыс. автомобилей в сутки. В Федеральном дорожном агентстве таких насчитывают около 100. Проблема в долгой окупаемости, которая даже для наиболее выгодных объектов, таких как трасса Москва-Петербург или подъезд к аэропорту Домодедово, по любым расчетам составляет не менее 10 лет. А так как стоимость строительства одного километра шоссе обходится в $1 млн, такие проекты могут потянуть лишь крупные инвесторы. А их круг ограничивается российскими ФПГ, предпочитающими инвестировать за рубеж, и западными институтами, которые в Россию не особо стремятся из-за высоких политических рисков.

Конечно, министр прав. Правительству гораздо проще инвестировать самому, чем создавать благоприятные условия для работы инвесторов, обуздывать налоговые органы и реже менять законодательство. Постулат "государственные инвестиции - самые эффективные" остается незыблемым.

***

ТАКЖЕ ОТЛИЧИЛИСЬ...

АНАТОЛИЙ ЧУБАЙС, председатель правления РАО "ЕЭС России", предложил повысить цены на газ.

Реальной ценой он считает $50-60 за 1 тыс. кубометров -вдвое выше сегодняшнего уровня. По его словам, именно столько стоит газ, покупаемый энергетиками сверх лимита. "Ситуация с такой разницей цен на "лимитный" и "сверхлимитный" газ непрозрачна и создает условия для коррупции", - говорит Анатолий Чубайс. Странно слышать подобные предложения от главы компании, для которой газ является основным сырьем.

***

ВИКТОР ХРИСТЕНКО, глава Минпромэнерго, все-таки согласился с заключенным Михаилом Ходорковским. Чиновник подписал приказ "Об определении этапов строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"". Согласно ему, в первую очередь будет построена труба до города Сковородино, расположенного всего в 70 километрах от границы с Китаем. Вероятно, что после ответвления на Дацин строительство закончится: сроки реализации второго этапа даже не определены.

***

ВИКТОР ЮЩЕНКО, президент Украины, поручил кабинету министров составить "черный список" проблемных с точки зрения приватизации предприятий: "В ближайшее время мы должны завершить тему дооценки имущества". Также он собирается урегулировать взаимоотношения с иностранными инвесторами в экономику Украины. Предложение появилось на фоне паники настроений последних, взбудораженных решением суда о реприватизации Запорожского алюминиевого завода, принадлежащего "Суалу".

***

ФАРХАД АХМЕДОВ, сенатор от Краснодарского края (миллиардер N 34 в рейтинге "Ф."), берет пример с акционеров "Юкоса". Принадлежащий ему "Нортгаз" подал в Арбитражный суд Москвы иск к Министерству финансов на 119, 6 млрд рублей. В компании считают, что госорганы виноваты в потере "Нортгазом" лицензии на пользование недрами Северо-Уренгойского месторождения, что принесло ему баснословные убытки.

иллюстрация: Владимир Кузнецов