Перейти к основному содержанию

Главная      Предстоящее пятилетие должно стать пятилеткой созидания

Предстоящее пятилетие должно стать пятилеткой созидания

Выступление Р. Н. Минниханова на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 29 апреля 2005 года

Правительство Татарстана разработало проект программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы. Он был обсужден 28 апреля на заседании Правительства с участием Президента РТ. Эта программа является развитием основных направлений стратегии социально-экономического развития республики, которыми руководствовалось Правительство РТ в период с 2001 года до сегодняшнего дня и с основными направлениями и принципами которой я выступал на сессии Государственного Совета в апреле 2001 года. Значительное влияние на разработанную на предстоящие пять лет программу оказали процессы, происходящие в республике в связи с известным всем нам Федеральным законом N 122, реформой жилищно-коммунального хозяйства, введением нового Жилищного кодекса РФ. Это влияние выразилось в корректировке наших направлений как в области бюджетной политики и межбюджетных отношений внутри республики, так и в области социальной защиты населения и основных решений в области интеграции системы банков, почты, транспортных организаций, Пенсионного фонда, органов местной власти и республиканских органов власти, а также в области интеграции информационных ведомственных ресурсов и информационных технологий.

Назову несколько конкретных результатов, полученных на сегодняшний день. Около 11 тысяч путевок распределено льготным категориям граждан, введены социальные проездные билеты, в республику поступило лекарственных средств на сумму свыше 250 млн. рублей. При этом следует отметить, что если в первом квартале прошлого года медикаментов льготникам было отпущено на сумму 108 млн. рублей, то в первом квартале этого года - на 220, 6 млн. рублей. За четыре месяца текущего года получателями социальных выплат стали более 1, 2 млн. человек. Из бюджета республики на осуществление мер социальной поддержки этим категориям граждан было выделено более 1, 7 млрд. рублей. Из бюджета Российской Федерации - около 1 млрд. рублей. Дополнительно к принятым Правительством решениям по исполнению Закона РТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" был принят ряд решений, касающихся социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в части оплаты жилья и коммунальных услуг. Это коснулось работников ветеринарных, социальных служб, учителей, работников культуры, системы здравоохранения. На эти цели предусмотрено дополнительно 107, 8 млн. руб. Принят необходимый пакет документов, позволяющий в полном объеме развернуть программу социальной ипотеки. Напомню, что в целом на текущий год на все виды мер социальной поддержки в бюджете запланировано около 11 млрд. рублей. В проекте новой программы предусматривается развитие системы государственной социальной поддержки гражданам и их семьям.

Проинформирую об основных направлениях деятельности Правительства республики, заложенных в основу подготовленного проекта новой программы.

С 2002 года в Татарстане введена система ежеквартального мониторинга реализации всех принятых программ. По его результатам Правительством в зависимости от изменяющейся социально-экономической ситуации в республике и в стране принимаются решения о приостановке отдельных программ, о прекращении их действия или об их модификации.

Практически по всем основным макроэкономическим параметрам социально-экономического развития республики, полученным в рамках мониторинга действующей программы на начало 2005 года, мы идем в графике и даже по некоторым опережаем.

В истекшем году для оценки эффективности деятельности Правительства мы ввели важнейший интегральный индикатор "Качество жизни". По этому параметру планируем достичь нормативного уровня к 2010 году. Это означает, что к 2010 году средняя заработная плата работающих будет составлять 14 тысяч рублей. Продолжительность жизни увеличится до 69, 1 года. До 23 кв. м возрастет обеспеченность жильем. Уровень бедности населения не превысит 7 %. Валовой региональный продукт увеличится в два раза и составит 774 млрд. руб.

Посмотрим, как позиционируется Татарстан в целом по величине валового регионального продукта на душу населения. За последние десять лет, да и до этого периода тоже, мы ни разу не опускались ниже среднероссийского уровня. В расчете на одного занятого в экономике величина ВРП в 2010 году (а это, по сути, параметр, характеризующий производительность труда) составит 443 тыс. руб.

В общем объеме промышленного производства в целом по стране Татарстан имеет 3, 1 % при 2, 6 % численности населения.

По объему инвестиций в основной капитал республика находится на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа и на шестом - среди регионов России. По интегральному показателю социально-экономического развития и в 2004 году мы также занимали в округе первое место.

Доля республики в общей сумме собранных налогов и сборов в России составляет 2, 8 %. (Для справки: Башкортостан - 2, 2 %, Самарская область - 2, 1 %, Свердловская область - 2, 2 %, Красноярский край - 2, 4 %. )

Интересно сравнение динамики производства ВРП республики в сопоставлении с другими странами. ВВП России в период с 2000 года по 2004 год возрастал темпами в 6, 8 %, ВВП Европы - 1, 7 %, США - 2, 8 %, Японии - 1, 9 %, Китая - 8, 5 %, СНГ - 7, 2 %. Но обращаю внимание, что по Татарстану взят ВРП. Если эту же методику применить не к ВВП, а к сумме ВРП регионов, то значения наших параметров будут выше примерно еще на 1 %. Татарстан по параметру ВРП - 6, 9 %, а без учета нефтяной составляющей - 7, 2 %.

По паритету покупательной способности ВРП на душу населения в республике составил 9307 долларов США, что выше, чем в целом в России, выше, чем в Китае, СНГ, но значительно ниже, чем в Европе.

Подробно говорю о ВРП потому, что мы должны обеспечить после 2006 года, когда завершится реализация Федеральной целевой программы, не только возмещение средств, поступающих в бюджет, но и обеспечить рост налогооблагаемой базы. Поэтому для достижения основной цели, на которую ориентирована деятельность Правительства, - повышение качества жизни населения, необходимо решить три задачи: обеспечить рост ВРП и увеличение доходной базы консолидированного бюджета; структурные изменения в экономике; сокращение уровня бедности населения.

Какими же способами можно решить эти взаимосвязанные задачи?

В основу планов деятельности Правительства на предстоящий период заложены сценарные условия, которые по существующей классификации являются характеристикой целевого сценария экономического роста, определяющего, в свою очередь, инновационно-активный сценарий развития. Базовый сценарий, а это второй из предложенной федеральным центром классификации, нам не подходит, так как он предполагает развитие в рамках сложившихся на сегодня тенденций, то есть речь в этом случае идет об эволюционном развитии и не предполагает структурных изменений экономики.

Увеличение ВРП до названного уровня требует в среднем семипроцентного ежегодного роста. Для этого нужен толчковый эффект развития экономики, что требует решений по структурным изменениям в ней.

В этой связи основными приоритетными направлениями станут нефтехимические и химические производства. Запланированное строительство нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства в Нижнекамске и модернизация "Казаньоргсинтеза" позволит к 2011 году получить дополнительно более 100 млрд. руб. ВРП. Уже в 2006 году будут созданы небольшие производства по переработке полимеров в десяти районах республики, и прежде всего в тех, где появились проблемы занятости населения. Эта большая работа выполняется совместно с главами администраций и руководителями наших крупных компаний. На первом этапе на этих производствах будет создано 1000 рабочих мест.

Имея в виду высокую потребность населения в улучшении жилищных условий, а также учитывая наличие значительного объема накоплений населения и текущих его расходов как инвестиционного ресурса, планируется увеличить масштабы жилищного строительства до 2 млн. кв. метров в год. В свою очередь это потребует развития всего строительного комплекса. Размещение производительных сил для развития этой отрасли потребует создания около 30 производств - как новых, так и на базе существующих мощностей. Это также позволит создать около 1000 рабочих мест.

Наряду с социальной ипотекой будут развиваться классическая ипотека и строительство индивидуального жилья.

Таким образом, реализация программ жилищного строительства, кроме социального эффекта, имеет еще и чисто экономический, связанный с развитием стройиндустрии, производства отделочных материалов, сантехнических изделий, развитием системы малой энергетики. Именно на это мы сейчас ориентируем наши предприятия и проектантов. Уже сегодня наши министерства начали активную работу в этом направлении. В большой и малой энергетике произойдут радикальные технологические и организационные преобразования. Стратегия энергосбережения станет магистральным направлением повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

У нас есть уверенность в том, что с поставленной задачей справимся. Хотел бы отметить один из важных мультипликативных эффектов - с появлением полноценного рынка жилья мы решим задачу территориальной миграции населения, что, в свою очередь, позволит балансировать рынок трудовых ресурсов и размещение производительных сил.

Чтобы не возвращаться к вопросам жилищного строительства, отмечу, что все работы будут вестись в рамках единой схемы территориального планирования республики, в основе которой лежит региональная политика, ориентированная на выравнивание социально-экономического развития территорий Татарстана.

Интенсивно будут развиваться машиностроение, пищепереработка, информатизация и связь. К 2010 году объем промышленного производства планируется довести до 707, 6 млрд. рублей.

В основе прогнозов лежит детальный анализ стратегии развития ведущих бюджетообразующих предприятий. Такой анализ был проведен по всем отраслям в разрезе видов продукции. Работа выполнялась совместно с руководителями и специалистами предприятий.

В машиностроении и приборостроении на значительное повышение результатов своей деятельности сориентированы наши крупные, системообразующие предприятия - КамАЗ, КМПО, КВЗ, КАПО, "Казанькомпрессормаш" , "Радиоприбор" , "Электроприбор" , "Элекон" и ряд других. В основе их развития будут лежать применение инновационных технологий и создание на этой основе конкурентоспособной продукции, а также расширение рынков сбыта. Здесь Правительство, как и в предыдущие годы, берет на себя в том числе роль менеджера в продвижении их продукции на российский и международный рынки.

В этой связи хотелось бы остановиться на ряде вопросов, связанных с развитием инвестиционной деятельности.

К 2010 году мы планируем выйти по объему инвестиций на 159 млрд. руб. , что соответствует темпам роста ВРП.

Динамика инвестиционной активности в республике характеризуется смещением ее в нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую и машиностроительную отрасли. То есть наибольшая активность наблюдалась в отраслях, ориентированных на экспорт.

При слабости механизма межотраслевого перелива капитала в этих отраслях наблюдается высокая концентрация доходов (более 50 % всех инвестиций), а в ряде других отраслей образуется их дефицит. Это означает, что любое замедление или ускорение темпов капитальных вложений в высокодоходных отраслях приводит к замедлению или ускорению динамики инвестиций в целом по республике. Наша ближайшая задача состоит в обеспечении превышения темпов изменения инвестиционного спроса относительно динамики промышленного производства.

Сегодня можно уже говорить и об эффективности проводимой работы по межотраслевому переливу капитала крупных компаний в отрасль сельского хозяйства. Есть основания считать, что подобные запланированные направления деятельности Правительства позволят увеличить инвестиционный спрос и в целом увеличить объем инвестиций. Уже сейчас мы привлекаем накопившие свой капитал "Ак барс"-банк, Татфондбанк, "Зенит" , а также ресурсы западных банков. Кроме того, для активизации инвестиционной деятельности созданы два республиканских фонда - Инвестиционно-венчурный и Стабилизационный залогово-страховой, средства которых будут использованы для государственной поддержки инвестиционных проектов.

Что касается заработной платы, то здесь мы планируем в предстоящие пять лет решение следующих задач: доведение средней заработной платы по республике до среднероссийской в 2010 году; доведение среднеотраслевой заработной платы по республике до среднероссийской отраслевой; приведение межотраслевой дифференциации заработной платы в соответствие с приоритетами отраслевого и кластерного развития; изменение системы оплаты труда работников бюджетной сферы с целью ее повышения.

Правительство подготовило план мероприятий по решению этих задач. Основными направлениями здесь будут увеличение доли оплаты труда в структуре добавленной стоимости и обеспечение работодателями требований по недопущению величины заработной платы ниже установленного стандарта. При этом должно быть соблюдено условие опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Но здесь хотелось бы отметить одно обстоятельство. Дело в том, что два основных макроэкономических параметра, которые мы используем в прогнозах нашего социально-экономического развития, перестают играть ключевую роль в этих вопросах. Речь идет о фонде оплаты труда и налоге на доходы физических лиц.

Может сложиться ситуация, а к ней мы идем сознательно, когда при росте заработной платы и при неизменном числе занятых в экономике фонд оплаты труда может не увеличиваться. То есть чем больше работающих будет перемещаться в сферу малого бизнеса и чем больше занятых в этом секторе будут переходить от традиционной схемы налогообложения на "вмененку" и "упрощенку" , тем меньше будет налог на доходы физических лиц. Индивидуальный частный предприниматель, получая доход от своей деятельности или, другими словами, получая оплату за свой труд, не формирует налог на доходы физических лиц и фонд оплаты труда. Средства, поступающие в бюджет, по существующим правилам, не относятся к названным фондам.

Чтобы разрешить эту ситуацию в межбюджетных отношениях с федеральным центром, мы подготовили предложения об изменении методики расчета величины оплаты за труд. Подготовили и саму методику. В этой связи просил бы Государственный Совет рассмотреть и поддержать наши предложения и обратиться с соответствующей инициативой в Федеральное Собрание.

Коротко о планах развития отраслей социальной сферы.

Политика в области здравоохранения будет ориентирована на увеличение продолжительности жизни как основного параметра, характеризующего качество жизни. По нашим прогнозам, к 2010 году значение этого параметра увеличится на 1, 5 года и достигнет 69, 1 года. Основными задачами этой отрасли станут инновационное развитие здравоохранения и повышение эффективности использования технологий, оборудования и кадрового потенциала.

Существующая на сегодня сеть учреждений здравоохранения достаточна для предоставления медицинских услуг населению. Вместе с тем есть проблемы с состоянием и оснащением этих учреждений современным оборудованием. Поэтому в ближайшее время сеть учреждений планируем модернизировать, а на базе крупных многопрофильных медицинских центров будет сконцентрировано современное медицинское оборудование.

Нас очень беспокоит структура смертности. По-прежнему на первом месте находятся сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, поэтому государственная поддержка будет в первую очередь направлена на профилактику и лечение этих заболеваний. С целью улучшения демографической ситуации государственная поддержка будет также направляться в сферу охраны материнства и детства.

Будет расширена сеть дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических медицинских учреждениях и больницах, стационары на дому. Получит развитие организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Правительство будет также поддерживать развитие сети частных клиник.

В области образования в 2006 году будет создана комплексная система общественного контроля за качеством обучения. В 2005 году будет введен государственный заказ на образовательные услуги. К 2008 году система дополнительного профессионального образования будет полностью интегрирована с системами корпоративного управления. С 2006 года выпускники средних школ получат возможность поступления в республиканские высшие учебные заведения на основании общего рейтинга учащегося, полученного в том числе в результате участия в олимпиадах, конкурсах и т. д. , будет развиваться сеть частных школ. К 2006 году все школы республики получат выход в Интернет, обеспеченность ученическими местами к 2010 году достигнет нормативного уровня. Получит развитие система дистанционного обучения, в 2005 году будет реализован первый этап оптимизации сети бюджетных учреждений.

По-прежнему одной из приоритетных отраслей останется жилищно-коммунальное хозяйство. Цель его функционирования - обеспечение предоставления услуг нормативного качества.

Главная задача реформирования отрасли заключается в создании конкурентной среды и эффективной тарифной политики. Уже к 2006 году отрасль будет в основном демонополизирована за счет привлечения инвесторов. Выбор форм управления жилым домом, а также выбор управляющих компаний будут производиться жильцами. Правительство заинтересовано в развитии товариществ собственников жилья и будет оказывать государственную поддержку в виде участия в работах по капитальному ремонту домов, лизинге оборудования и реализации ряда других мер.

Тарифная политика будет построена на системе независимого аудита обоснованности тарифов, полной и обязательной паспортизации всех объектов жилого фонда, объектов благоустройства, на развитой системе претензионной деятельности.

С целью модернизации основных фондов отрасли будут задействованы лизинговые схемы.

Модернизация отрасли позволит к 2010 году снизить сетевые потери в коммуникациях по теплоснабжению до 6-8 %, водоснабжению - до 15-17 %, электроснабжению - до 3 %.

Большая работа предстоит по реализации положений нового Жилищного кодекса, вступившего в действие с 1 марта текущего года. Правительство активно ведет работу по разработке необходимых нормативных документов, регулирующих выполнение полномочий, возложенных на республику этим законом.

Большое значение для Правительства по-прежнему будет иметь развитие культуры. Практически по всем видам объектов инфраструктуры этой отрасли достигнут нормативный уровень обеспеченности. Государственная политика в области культуры будет базироваться на признании основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, сохранении национальной самобытности народов, проживающих на территории республики.

В связи с введением на территории республики с 1 января 2006 года Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" будет завершена работа по разграничению полномочий между республиканским уровнем и муниципальными образованиями.

На базе центральных библиотек будет развиваться система современных инфокоммуникационных технологий.

Уже в текущем году ряд учреждений культуры, вышедших на уровень самоокупаемости, будет акционирован.

Мероприятия, реализованные в рамках действующей программы социально-экономического развития республики, позволили значительно развить материальную базу физической культуры и спорта. Это позволило почти в два раза увеличить охват населения занятиями физкультурой и спортом. Практически по всем направлениям отрасль вышла на нормативный уровень инфраструктурной обеспеченности.

На период до 2010 года предполагается решить следующие задачи. В 2005 году будет завершена работа по закреплению подведомственной сети строго по функциональному признаку. Это прежде всего касается взаимодействия министерств по делам молодежи и спорту, образования и науки, социальной защиты, труда и занятости. Каждый ведущий спортивный клуб будет иметь свою детско-юношескую спортивную школу. Скоординированная политика этой отрасли с направлениями развития культуры и инфраструктурного развития республики сделает возможным формирование конкурентоспособного туристического комплекса Татарстана.

Существенно возросла роль социальной защиты населения. Это обусловлено необходимостью решения сложного комплекса проблем, связанных с реформой жилищно-коммунального хозяйства и монетизацией льгот.

Целью государственной политики в области социальной защиты населения является обеспечение государственных гарантий категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с федеральным законодательством Госсоветом РТ принят Закон "О мерах адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан" , который сконцентрировал в себе все виды государственных социальных гарантий, а также определил меры адресной социальной поддержки населения. Населению гарантируются ежемесячные денежные выплаты, предоставление различных компенсационных выплат, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, безвозмездное питание детей через детские молочные кухни, социально-психологическая реабилитация.

Предусмотрена серьезная поддержка работников бюджетной сферы, молодых семей, пожилых, одиноко проживающих граждан через программу социальной ипотеки.

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры будет доведена до нормативного уровня.

Нас беспокоит качество и набор предоставляемых населению услуг. К сожалению, в этой отрасли менее всего развита конкурентная среда. Поэтому мы планируем привлечение бизнеса к развитию системы социальной защиты населения на основе соглашений между государством и бизнесом.

Очень важно развивать систему негосударственного пенсионного обеспечения. В этой связи готовится пакет предложений по участию средств негосударственных пенсионных фондов в экономике республики.

Целью государственной политики в области развития предпринимательства является увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в ВРП. К 2010 году эта доля составит 30 %. Будет создано дополнительно 27 тысяч рабочих мест. Доля налоговых платежей от субъектов предпринимательской деятельности к 2010 году составит 18 %.

Задача Правительства - обеспечить необходимую инфраструктуру для развития этого сектора экономики. На эти цели планируется выделение необходимых ресурсов, включая корпоративные финансовые ресурсы. Будет поддерживаться кооперация крупных и средних предприятий с малым бизнесом, для чего будут задействованы существующие механизмы государственных преференций.

Развитие предпринимательского сектора будет интегрировано с развитием инновационной деятельности.

Большое значение Правительство придает вопросам создания благоприятной среды обитания населения.

Экологическая обстановка в республике отмечается как более благополучная, чем во многих субъектах Федерации. Татарстан по совокупному рейтингу экономического благополучия находится в первом десятке регионов страны. Вместе с тем состояние окружающей среды по отдельным факторам ее оценки остается неблагополучным. Отрицательными факторами являются качество питьевой воды, загрязнение воздуха, прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязненных стоков.

Предстоит ввести в действие систему рационального использования очищенной питьевой и хозяйственно-питьевой воды. Должны быть изменены подходы к проектированию водообеспечивающих инженерных коммуникаций. Нельзя допускать, чтобы на хозяйственные нужды (типа полива огорода) использовалась питьевая вода. Вода будет отнесена к продуктам питания.

К 2010 году будет завершена работа по экологическому районированию территории республики.

Особого внимания к решению экологических проблем требует также подписание Киотского соглашения. Нужно будет решать и вопросы координации взаимодействия всех органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в связи с образованием на территории республики новых федеральных территориальных органов. В текущем году будет подготовлен пакет необходимых нормативных документов, обеспечивающих эффективное функционирование этих органов в интересах республики.

В области инновационной деятельности и развития приоритетных направлений науки в качестве цели определено увеличение в объеме ВРП доли инновационной продукции темпами не менее 2 % в год. Задача государства - развивать инновационную инфраструктуру, готовить кадры для инновационной деятельности.

В 2006 году в республике начнет функционировать инновационный технопарк инфокоммуникационных технологий. Причем, исходя из разработанной концепции, этот проект может претендовать на статус особой экономической зоны. В ближайшее время мы проведем необходимые мероприятия, чтобы внести этот проект в федеральный центр как заявку на получение такого статуса. К 2010 году в Набережных Челнах будет запущен проект технополиса как территории, на которой все предприятия, НИИ, вузы, муниципальные власти будут интегрированы в единую систему развития города, как инновационно ориентированного.

Целью развития науки является обеспечение потребностей общества в новых знаниях на основе выполнения актуальных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, наращивания научного потенциала республики и его реализации для социально-экономического, интеллектуально-духовного и культурного развития Татарстана.

Важное место займет целенаправленная работа по формированию комплексных многодисциплинарных научно-производственных отраслевых и межотраслевых центров создания и реализации актуальных технико-технологических разработок, включая привлечение докторантов, аспирантов, молодых специалистов и студентов ко всем ее этапам - от научного обоснования до производства, поставок и сервисного обслуживания наукоемкой продукции.

Планируется привлечение в науку РТ федеральных и зарубежных инвестиций, в 2-3 раза превышающих объемы, достигнутые в 2004 году.

Будет обеспечено развитие научного и научно-технического потенциала РТ на уровне мировых и общероссийских критериев как основы долгосрочной перспективы развития республики, в том числе путем создания стимулов привлечения в науку и наукоемкое производство молодых ученых. Их доля увеличится с 17 % в 2004 году до 23-25 %.

Будет развиваться сеть инжиниринговых центров при крупных наукоемких производственных компаниях. При ведущих вузах будут образованы "малые академии наук" для талантливых школьников и студентов.

Трудно представить развитие любого сектора экономики, социальной сферы и общественной жизни без информатизации.

Основной целью развития этой отрасли является удовлетворение и формирование информационных потребностей экономики и населения на основе масштабного использования современных инфокоммуникационных технологий. Для достижения этой цели будут решены задачи опережающего развития систем телекоммуникаций, применения современных информационных технологий, систематизации государственных и публичных информационных ресурсов.

В результате решения этих задач станут возможными создание единого информационного пространства в республике и ее интеграция в глобальное информационное общество.

В 2005 году будет сдана в эксплуатацию первая очередь информационно-аналитической системы принятия управленческих решений как подсистема интегрированной системы "Электронное правительство". Полностью система заработает с 2006 года после введения в действие электронных административных регламентов.

Будет создана электронная торговая площадка с использованием имеющихся уже сегодня достаточных государственных информационных ресурсов, а также корпоративных информационных ресурсов.

Особого внимания требует система организации мониторинга социально-экономического развития республики и ее муниципальных образований, что обусловлено передачей им в соответствии с федеральным законодательством полномочий по муниципальной статистике. Необходимые проекты предложений в настоящее время готовятся в Правительстве. Вместе с тем потребуется ряд организационных решений, связанных с закреплением функций мониторинга за органами государственного управления. Проекты соответствующих решений в Правительстве также подготовлены.

В ближайшие два года будет решена задача электронного документооборота между налоговыми органами, органами статотчетности, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, регистрационными, паспортно-визовой службы, хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти и другими участниками информационного обмена.

Развитие экономики республики в значительной степени зависит от уровня инфраструктурного развития. В этой связи важными направлениями нашей деятельности будут развитие транспортного комплекса и средств связи.

Обеспечение среды жизнедеятельности людей и хозяйствования предприятий на уровне параметров минимального транспортного стандарта является главной целью реформирования транспортного комплекса республики.

К 2010 году плотность автомобильных дорог в республике составит 0, 22 км/кв. км. Будет развиваться система платных дорог, на строительство которых станут привлекаться негосударственные финансовые ресурсы. В два раза уменьшится число населенных пунктов, не имеющих связи дорогами с асфальтобетонным покрытием с магистральными дорогами. Особое внимание будет уделено качеству дорожного покрытия и его ремонта. Вдвое будет увеличен объем грузоперевозок, выполняемых нашим транспортом.

Будет обеспечено полное покрытие территории республики радио и телесигналом. По обеспеченности мобильной связью республика уже в текущем году выйдет на уровень развитых стран.

В области внешнеэкономической деятельности основное внимание будет уделено изменению товарной структуры экспорта и привлечению иностранных инвестиций. Товарная структура экспорта в дальнее зарубежье характеризуется значительной долей продаж сырой нефти - более 60 %. Примерно аналогичная товарная структура экспорта и в ближнее зарубежье.

До 2010 года будут решены следующие задачи. В республике будет создана торговая электронная биржа на базе ресурсов Агентства по госзаказу, делового портала Tatcenter. ru и ряда других маркетинговых республиканских, городских и корпоративных электронных площадок. В практику организации закупок по линии государственного и корпоративного заказов будут введены конкурсные торги и редукционы с использованием рыночных цен. В целом по стране нет функционирующих региональных торговых площадок, где аккумулировались бы все потребности и возможности (спрос и предложение) товаропроизводителей. Учитывая тесные кооперационные взаимосвязи предприятий, а также испытывая потребность региональных товаропроизводителей в экспансии на товарные рынки других регионов, нужна федеральная торговая площадка. Татарстан планирует стать системным интегратором этого процесса, создать такую площадку и обслуживать всех клиентов. Приоритетными направлениями поддержки проектов средствами созданных Инвестиционно-венчурного и Стабилизационного залогово-страхового фондов должны стать создание экспортно ориентированных и импортозамещающих производств.

Бюджетный процесс, который начинается в республике со следующей недели, принципиально изменился в связи с изменением федерального законодательства. Речь идет прежде всего об изменениях в Бюджетном кодексе РФ и принятии Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В республике были также внесены изменения в наш Бюджетный кодекс. Будут введены новые механизмы расчета расходных полномочий муниципальных образований, выравнивания бюджетной обеспеченности и софинансирования программ с использованием образованных для этих целей пяти специализированных фондов, предусмотренных названными выше законами.

Целью реформирования бюджетного процесса станет повышение эффективности бюджетных расходов.

Бюджетное планирование будет переведено на принцип трехлетнего скользящего планирования с ежегодным уточнением его основных параметров.

Процесс бюджетного планирования будет упорядочен на основе полной интеграции его с системой индикативного управления, что означает изменение последовательности и порядка выполнения отдельных технологических операций этого процесса, построенного на учете реального положения дел в экономике и намерений по реализации всего комплекса инвестиционных и инновационных программ.

В 2006 году будет введено программно-целевое бюджетное планирование, ориентированное на достижение измеряемых результатов деятельности администраторов бюджетных средств. Система бюджетного планирования будет также предусматривать разработку и введение докладов администраторов бюджетных средств о результатах и основных направлениях своей деятельности.

Серьезные задачи Правительство ставит в области регионального развития. В основе государственной политики в этом направлении лежит единая система территориального развития республики, городов и районов.

Разработке программ комплексного развития населенных пунктов будет предшествовать разработка территориальной схемы развития республики, предусматривающей как решение задачи размещения производительных сил, так и задачи инфраструктурного развития, жилищного и производственного строительства, объектов природопользования и природоохраны.

Предложения по социально-экономическому выравниванию районов были основаны на детальном анализе (в разрезе городов и районов) рынка трудовых ресурсов, демографической ситуации, наличия ресурсной базы, свободных производственных мощностей и прогнозов размещения общего объема производства в отраслях промышленности.

На основании информации и учитывая перспективы развития отраслей экономики, структурные изменения в ней, доходы и занятость населения в семи городах и трех районах планируется размещение производства в области химии и нефтехимии, в двух городах и двух районах - текстильных производств.

Совокупно на всех вновь создаваемых производствах малой химии и нефтехимии на первом этапе (2006-2007 годы) будет занято более 1 тысячи человек с годовым объемом производства около 300 млн. рублей и наращиванием объема продаж в последующие годы.

Для развития производительных сил в отрасли стройиндустрии были также детально проанализированы объемы планируемого строительства жилых и производственных зданий, а также объектов социальной и инженерной инфраструктуры. На основании этого были рассчитаны потребности продукции стройиндустрии и планируется размещение около тридцати производств.

В области государственного управления в экономике будут сделаны акценты на создании системообразующих компаний с участием государства.

В реальном секторе экономики приоритетными направлениями будут поддержка сильных товаропроизводителей, выпускающих товары-лидеры (к ним относятся продукция всех переделов переработки нефти, а также нефть, авиатехника, автомобили, продукция деревообработки), а также развитие направлений, являющихся точками экономического роста (химия и нефтехимия, пищевая промышленность, производство строительных материалов, информатизация и связь), развитие межотраслевых кластеров.