Миллиарды в асфальт
Правительство решает судьбу платных дорог
Ожидается, что в середине мая правительство окончательно примет транспортную стратегию до 2020 года. Рассмотрению этого документа, которого так ждут и дорожные строители, и автомобилисты, было посвящено заседание кабинета министров, проходившее 28 апреля.
Как сообщил на заседании министр транспорта Игорь Левитин, для того, чтобы в нашей стране были нормальные дороги, необходимо ежегодно вкладывать в отрасль не менее 600 млрд. рублей. Для сравнения: по данным Росавтодора, в этом году на содержание, капитальный и восстановительный ремонт выделено всего 23, 7 млрд. рублей. При этом большая часть денег пойдет на строительство автотрасс, которые сдаются в эксплуатацию в 2005-м. Остальным стройкам остается 10, 3 млрд. рублей.
"Если мы получим необходимую сумму, то уже через десять лет заметно увеличится пропускная способность дорог, станет безопасно ездить по автомагистралям, - отметил Игорь Левитин. - Но с таким объемом финансирования государство самостоятельно не справится. Надеемся привлечь частных инвесторов, которые вкладывали бы деньги на строительство платных автобанов".
"Пойдет ли бизнес в этот сектор, учитывая, что строительство дорог - очень рискованное дело? - усомнился министр природных ресурсов Юрий Трутнев. - Если государство само не начнет строить платные дороги, никаких платных дорог в России не появится никогда".
Однако глава МПР остался в одиночестве. Игоря Левитина поддержал министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, при развитии транспортных систем страны необходимо опираться на партнерство между государством и бизнесом. "Доход от эффективного использования воздушного коридора, соединяющего Восток с Западом, может превысить 3-4 млрд. евро в год", - поделился своими расчетами Герман Греф.
В Минтрансе также полагают, что сегодня из-за плохих дорог отечественная экономика ежегодно теряет 450-500 млрд. руб., что составляет 3% от ВВП. Транспортники также напомнили слова президента, прозвучавшие два года назад на заседании Госсовета, где обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры. "Государство во все меньшей степени должно выступать как хозяйствующий субъект и монопольный собственник и во все большей - учиться работать с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы", - сказал тогда Владимир Путин.
На сегодняшний день самым реальным проектом по строительству платных дорог с участием государства и частных инвесторов может стать автотрасса Москва - Санкт-Петербург. Если удастся осуществить это начинание, то уже в скором времени добраться от первой столицы до второй можно будет в два раза быстрее. В будущем 5-6% федеральных автотрасс могут стать платными. Необходимо отметить, что у платных магистралей будут бесплатные "дублеры".
Это обговаривается и в транспортной стратегии до 2020 года. "Принимаем стратегию, и в течение двух недель ее следует доработать", - подытожил обсуждение документа на заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков.