Нам любые дороги дороги
К концу года к главной достопримечательности города Боровичи Новгородской области - уникальному арочному мосту русского мостостроителя Н. Белелюбского, построенному в 1904 году, прибавится еще одна. Тоже мост, и тоже уникальный. Его особенность в том, что он косой, реку пересекает не поперек, а под углом 45°. Под тем же углом сдвинуты и все его конструкции
Для генерального заказчика строительства - ГУ "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" новый мост в Боровичах - один из главных курируемых объектов. Начав строительство в июле 2002 года, его планировали завершить к лету 2004-го, но из-за проблем с финансированием реализация проекта затянулась.
Деньги на возведение моста (стоимость которого в ценах 2002 года - 196 млн руб.) поступают из областного Дорожного фонда, но их катастрофически не хватает. Имеющиеся в фонде 600 млн "дорожных" рублей составляют лишь четверть необходимых средств.
В Новгородской области более 90% дорожной сети находятся на балансе "Новгородавтодора". Это 8,5 тыс. км дорог и 585 мостов. Их ежегодное содержание обходится в 200 млн руб. Средства мизерные, если учесть, что многие дороги пролегают в болотистых, лесных зонах со слабыми торфяными грунтами, в условиях сырого климата быстро разрушаются и требуют постоянного внимания специалистов. А ведь нужны еще деньги на реконструкцию старых и постройку новых объектов. По данным замначальника "Новгородавтодора" Дмитрия Насонова, около 80 стоящих на балансе предприятия мостов требуют ремонта или реконструкции. Из 8,5 тыс. км дорог 2 тыс. км надо срочно реконструировать. При ежегодной потребности в ремонте около 500 км дорог реально ремонтируют около 5 км. "Недоремонт" (один раз в 8-10 лет каждый километр дороги должны полностью обновлять) составляет 4,5 тыс. км.
Недостаток финансирования - главная беда новгородских дорог, состояние и развитие которых напрямую зависят от объемов поступлений в Дорожный фонд. За последние несколько лет объем этих поступлений сократился почти в 3 раза. "В прежние годы было много денег, но не хватало мощностей, современных материалов, технологий. Выделенные средства не успевали осваивать. Теперь все наоборот. Интенсивное развитие строительной отрасли позволяет вывести российскую дорожную сеть на современный уровень, но, похоже, государству это не слишком нужно. Оно рассчитывает на инвесторов, которые придут строить платные дороги. Идея неплохая, но вряд ли осуществима в ближайшей перспективе", - сказал Дмитрий Насонов.
Срок окупаемости инвестиций в дорожную сеть - 20-30 лет, для отечественного бизнеса этот срок почти мифический. Найдутся ли в России желающие зарыть огромные состояния в мосты и дороги с перспективой на плохо обозримое будущее? Обретающий реальность проект платного автобана Москва - Санкт-Петербург (с участком в Новгородской области) - лишь исключение из правил.
Специалисты уверены, что главным инвестором в дорожном строительстве по-прежнему должно выступать заинтересованное государство. Благодаря такой заинтересованности в 2004 году в Валдайском районе введена в эксплуатацию новая дорога и реконструированы два моста на подъезде к Иверскому монастырю. Проходящую недалеко от резиденции российского президента дорогу, строительство которой финансировалось из федерального бюджета, сразу же окрестили президентской.
На федеральные деньги строят дорогу Долгие Бороды - Угловка. И все же разовые финансовые вливания федерального центра не решают проблемы развития дорожной отрасли в регионах. В разработанном "Новгородавтодором" плане-перечне территориальных автодорог и мостов, рекомендуемых к строительству и реконструкции до 2010 года, значится 87 объектов. Кто их профинансирует?