Новые дороги потребуют новых законов
Закон "О платных автодорогах" в октябре 2005 г. может быть рассмотрен Правительством РФ, в ноябре его предполагается внести в Госдуму. Принятие этого закона должно дать старт проектам строительства платных автодорог. Однако представители дорожных организаций не исключают, что потребуются более серьезные изменения в российском законодательстве.
МНЕНИЕ
Олег Скворцов, генеральный директор ОАО "ГипродорНИИ" (компания выиграла конкурс на разработку обоснования инвестиций строительства автобана Москва - Петербург)
"Платные автодороги нужно строить там, где интенсивность движения составляет не менее 25 тыс. автомобилей в сутки. В США всего 1% платных автодорог, хотя их созданием занимаются около 100 лет, в Италии - около 10%-платных автодорог. В России платные дороги можно создавать в ограниченных масштабах. Это связано с тем, что интенсивность движения на наших дорогах в 3 раза ниже, чем в Европе.
Однако есть и другие причины.
Во-первых, это высокие ставки по кредитам. Сейчас при долгосрочном кредите они составляют около 15% годовых. Если их снизить хотя бы до 10%, то срок окупаемости проектов может сократиться в 2 раза.
Кроме того, компания-инвестор, начав получать доходы от взимания платы за проезд, будет вынуждена платить с этих доходов налоги. Такие факторы серьезно снижают инвестиционную привлекательность подобных проектов.
Инвесторам выгоднее сделать
платную стоянку в районе Шереметьево и брать 100 рублей в час, рентабельность такого проекта в 100 раз выше, чем рентабельность платной автодороги.
В Японии и Корее были созданы 100%-но государственные структуры, которые оперируют заемными средствами. При этом корейская дорожная корпорация уже имеет оборот в $2-$3 млрд и инвестирует в новые дороги".