Перейти к основному содержанию

Главная      Олигарх городов русских

Олигарх городов русских

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев: "Я убежден, что деньги, изымаемые у "доноров", нужно вкладывать в бедные регионы, создавая там такие условия, чтобы люди могли зарабатывать у себя дома и не рваться к нам. Москва этого не выдержит"

СЛОВО "МОСКВИЧ" ВСЕ ЧАЩЕ НЕСЕТ В себе негативный посыл: мол, денег в столице куры не клюют, жители с жиру бесятся. Даже головная боль, которая имеется у столицы, в глубинке вызывает не злорадство, а глухое раздражение: провинциалам трудно понять, зачем Лужков со товарищи вступает в борьбу "за всякие разные ЭКСПО и прочие Олимпийские игры", в то время как Корякия замерзает, а на Урале люди объявляют голодовки. Почему Москва живет богаче остальной России, "Итоги" решили узнать у вице-мэра столицы Валерия Шанцева, пригласив его в редакцию.

- Валерий Павлинович, Москва в последнее время реализует масштабные международные проекты, влияющие на имидж не только столицы, но и всей России. Кто в столице отвечает за такой креатив?

- Специальных мозговых центров у нас нет. Масштабные идеи возникают главным образом у мэра - это он основной двигатель развития Москвы. Концепции рождаются и у архитекторов, планировщиков города, префектов. Потом они осмысливаются, просчитываются. Но последнее слово - за мэром.

- Борьба Москвы за Олимпиаду-2012 тоже финансово просчитана?

- Безусловно. Ни один город мира не может просто взять и провести у себя Олимпиаду и уж тем более не может это оплатить из собственных средств. Существуют два бюджета по Олимпийским играм: бюджет оргкомитета и бюджет подготовки. Самый скромный - первый.Для Москвы он составит примерно 1 миллиард 800 миллионов долларов. Более половины нам предоставят МОК и его спонсоры. Еще около полумиллиарда дадут внутренние спонсорские кампании - на стадии заявки с нами работает более ста фирм России. Из бюджета города планируем выделить 197 миллионов долларов, включая 50 миллионов резервного фонда, который по требованию МОКа должен быть в каждом городе-кандидате на случай непредвиденных расходов. Плюс ко всему гарантии дал президент - он сказал, что если Москве будет тяжело, то Россия поможет подготовить и провести Игры. Но самые большие затраты нас ждут при подготовке к Играм: от 10 до 12 миллиардов долларов.

- Это больше, чем у других городов-кандидатов?

- У каждого города эти цифры свои, и они зависят от того, как развит город и в каком состоянии его инфраструктура. У нас основные затраты - 7, 8 миллиарда - это дорожное строительство. Но это только те деньги, на которые будут построены магистрали, примыкающие к спортивным объектам. Хотя весь город будет в это время "олимпийским", ведь даже какой-нибудь глухой переулок могут посетить туристы. Каждый год мы на дорожное строительство тратим 3-4 миллиарда долларов и будем это делать вплоть до начала Олимпиады. И если бы мы захотели раздуть олимпийский бюджет, то вписали бы в него все 28 "дорожных" миллиардов. Но это бюджет развития города, к Олимпиаде отношения не имеющий. У нас предусмотрено и бюджетное строительство целого ряда спортивных объектов, которые в любом случае необходимы городу. Надо же устранять диспропорцию, которая возникла при развале Союза: каток "Медео" остался в Казахстане, санная трасса - в Латвии. В бюджет подготовки к Играм мы включили только 15 объектов, хотя строить будем до 2010 года три сотни. Замечу, что в нашей заявке 80 процентов затрат - инвестиции частных компаний. Олимпийская деревня, например, - чисто инвестиционный проект: дома будут построены, проданы, но владельцы смогут поселиться там после Игр. Теннисный центр имени Самаранча - это тоже чисто инвестиционный проект. На гостиницы мы не тратим ни копейки, а построим 210 недорогих отелей. Я считаю, что эта инвестиционная программа - наша сильная сторона. Думаю, оценочная комиссия МОКа это не могла не заметить.

- Не просчитаетесь?

- Москва в любом случае будет в плюсе: город, получивший Олимпийские игры, за 7 лет проходит путь, который равен 30 годам "мирного" развития. Начиная с Лос-Анджелеса все Игры прибыльные, а самые успешные прошли в Сиднее. Есть методика, которая позволяет рассчитать коэффициент повышения валового продукта в результате развития инфраструктуры, экономики, дополнительных рабочих мест и так далее. В Сиднее этот коэффициент равнялся 2, 78. У нас, думаю, будет выше.

- Почему же Москву на Западе считают олимпийским аутсайдером?

- Мы проанализировали ведущие западные СМИ за прошлый год. Москва была в них упомянута 23 раза, а Лондон - 2840. Потому за рубежом многие все еще думают, что у нас тут медведи по улицам ходят. Но наша заявка объективно лучшая. Мы впервые строим медиадеревню для журнал истов, например. А спортсмены будут жить по два человека в отдельных квартирах почти в центре города, а не в бывших гаражах и тюрьмах. Потом, мы же единственные, кто выполнил Олимпийскую хартию - проводить Игры в черте одного города. У нас есть даже 5-6 футбольных стадионов, чего нет нигде. Кроме того, мы разместили все виды спорта в соответствии с пожеланием каждой международной федерации. Федерация бокса запросила зал на 12 тысяч человек, хотя никогда столько на олимпийский бокс народу раньше не собиралось. Мы отдали под него дворец спорта на 12 тысяч зрителей. Оценочной комиссии и концепция "Олимпийской реки" понравилась. Это потом у нас глупость написали: мол, комиссия не одобрила идею возить спортсменов по реке. Да никто и не собирался: для атлетов будут автобусы, а для туристов и зрителей при желании -речные трамвайчики. Это город разгрузит, да и людям интересно. В общем, на вопрос одного из западных журналистов об аутсайдерстве Москвы председатель комиссии Наваль эль-Мутавакель ответила: "У Москвы очень сильная заявка, профессиональная молодая команда, и никаких оснований считать ее аутсайдером нет".

- Но выбор олимпийской столицы может оказаться политическим...

- По Олимпийской хартии политика в спорт не вмешивается. Париж же проиграл ПекинуОлимпиаду-2008. Вы думаете, что страны с развитой демократией очень хотели, чтобы Китай провел Игры? Просто китайцы смогли показать товар лицом и доказать, что их заявка самая лучшая. Вернувшись из Москвы, оценочная комиссия напишет акт, разошлет его за месяц до голосования членам МОКа. Голосовать будут более ста человек. И для того чтобы победить, надо набрать 50 процентов плюс один голос.

- А есть ли у нас в МОКе друзья? Тот самый один голос...

- У нас есть не только друзья, но и большое преимущество. Мы за последние 25 лет провели более ста чемпионатов мира и Европы, Кубков мира и так далее. И ни разу не получили негативной оценки. После последнего чемпионата мира по фигурному катанию президент союза конькобежцев сказал: сто лет не проводились чемпионаты в Москве, но за сто лет истории - это лучший чемпионат. То же самое у нас было по конькобежному спорту, по пятиборью. Мы же этот вид спорта просто вытащили, его уже хотели с олимпийской программы снимать, потому что никто не мог провести этот чемпионат без больших затрат. Там уже лошадей на мотоциклы хотели заменить. А мы провели, предоставили сертифицированных лошадей, чтобы не везти их со всего мира. А наши шоу на открытиях и закрытиях вообще самые яркие, об этом даже Самаранч говорил. Нет у нас повода в себе сомневаться. К тому же мы умеем безопасно проводить крупные политические, общественные и спортивные форумы - за всю историю ни одного серьезного происшествия.

- Если Олимпиада все же не состоится, что из вашей программы будет реализовано?

- Построим гостиницы и возведем Олимпийскую деревню. Вы посмотрите только на то место, где деревня будет строиться: это ныне сплошные промзоны, находящиеся почти в центре Москвы. В любом случае там будет 2 миллиона квадратных метров жилья. Это уже одобрено всеми инстанциями, инвесторы уже вложили миллионы в предпроектные проработки.

- К слову, об инвесторах. Говорят, что инвестиционный климат в Москве в последнее время заметно ухудшился. Правда ли это?

- Говорят те, кто привык к рентабельности в 300 процентов, а когда 15 - их это не устраивает. Хотя инвесторы во всем мире мечтают о таких процентах, готовы за 1 -2 процента работать, лишь бы бизнес не потерять. Инвестиционный климат в Москве один из самых лучших в мире: в прошлом году привлечено более 15 миллиардов, в 2005-м мы ожидаем 20. Да и потом, инфраструктура не на одном жилье развивается. Захотели бы мы построить платные дороги-дублеры - стояла бы очередь. А что касается инвестиционного заемного рейтинга, то по методике расчета у города он не может быть выше, чем у государства. Могли бы иметь свой, он был бы куда выше. Потому что долговые обязательства наши составляют 30 процентов от годового дохода - такие цифры немногие могут предъявить.

- А Олимпийская деревня предусмотрена Генпланом развития города? И когда он, кстати, будет утвержден на федеральном уровне?

- Мы все строим согласно Генплану. А что касается утверждения документа на федеральном уровне, то есть проблема.

Но она является частным случаем более глубокой проблемы - вопроса взаимоотношений (федерации и ее субъектов. До сих пор нет ясности, что и на каком уровне должно быть утверждено. Например, нужно ли доверять городским властям развивать свою Москву или Генплан должен быть навязан сверху? Мы считаем, что такие вопросы надо решать в пользу субъектов РФ. Одним словом, у нас Генплан утвержден, принят, мы по нему работаем. По Конституции все, что не урегулировано федеральными законами, регулируется местными законодательствами. ...Знаете, в чем феномен бурного развития Москвы? В 1991 году Москва стала самостоятельной. Избранный мэр создавал правительство, принял программы развития города и отвечал за их исполнение перед населением своим следующим сроком. Мы сами принимали решения, и Москва развивалась. Ведь раньше как было - на любой чих требовалось постановление ЦК и Совмина. Я в бытность председателем райисполкома строил в Москве первый крытый каток. Деньги были, но требовались постановления ЦК и Совмина - года на три волокиты. Для строительства же открытого катка нужно было только решение райисполкома. Принимаем решение, начинаем строить. Потом ставим вопрос: а если дождик пойдет? Надо крышу делать на столбах. Сделали, но столбы спроектировали так, чтобы на них можно было крепить стеновую панель. Снова ставим вопрос: а ветер подует? Стеновые панели установили. И так тихой сапой построили крытый каток. Стали сдавать его госкомиссии. Принесли документы в архконтроль, где сидят три милые женщины. Вот, говорят, если бы не перестройка, запаковали бы эти бумажки - и к прокурору. Вам тюрьма, а нам ничего не нужно делать... Поймите, что, если человек хочет что-то сделать, он это берет и делает, а если не хочет - то годами согласовывает...

- Но разве не из этого выросли конфликты Москвы и федерального центра? Вот памятники, например...

- Когда памятники разваливались, никто вопрос об их перераспределении не ставил. Когда их привели в порядок, посадили туда арендаторов, которые продолжают вкладывать деньги, наверху тут же задают вопрос: а почему это не наши арендаторы? А что же раньше об этом не думали? Вот сгорел Манеж. Сказали бы: ребята, не лезьте, мы сами его отремонтируем и сдадим в аренду. Все промолчали, зато когда восстановление подошло к финалу, требуют Манеж отдать. Взяли бы его сгоревшим! Сейчас федеральная власть а нам говорит: не нужны нам ваши столичные функции, субвенции мы платить больше не будем и перейдем на рыночные отношения. Мы - за. Приходит к нам федеральная структура продлять договор аренды помещения, которое у города на балансе. Мы выставляем рыночную стоимость аренды, а этой структуре таких денег наверху не дают. Нам ее выгонять? Если уж рынок, то давайте для всех...

- Вы чувствуете, что к Москве в стране относятся как к олигарху?

- По законодательству доходы должны распределяться 50 на 50. У нас 62 -Центру и 38 - Москве. Но мы понимаем, что есть госпрограммы, есть бедные субъекты. Возьмите деньги, но не уравнивайте Москву с нищими регионами. Иначе в стране вообще никто не захочет работать - все будут лишь требовать дотаций.

А что касается отношения... Я часто в регионах бываю, говорю: мы у вас ничего не берем - наоборот, зарабатываем и с вами делимся. Смотрите, 15 процентов внутреннего валового продукта производит Москва, 12 процентов товаров повседневного спроса производит Москва, а население-то у нас меньше б процентов. Значит, среднестатистический москвич как минимум в два раза эффективнее работает, чем среднестатистический россиянин. Так за что нас не любить? Говорят, 85 процентов финансовых ресурсов России вращается в столице. Но разве оттого, что через руки сотрудников Гознака проходят все деньги, они больше получают? Банки и финансовый сектор дают всего 7 процентов наших доходов. Если уравнять доходы тех, кто умеет работать, и тех, кто не умеет, быть краху. Первый потеряет мотивацию: а зачем работать лучше, если заработанное все равно отберут? Надо не отбирать у того, кто имеет хорошую бюджетную обеспеченность, а думать, почему этого нет в других местах, создавать там новые производства, помогать бизнесу. Допустим, в Костромской области лес перезревает. Его никто не рубит, потому что деревообработку не запустить - нет газа. Кто трубу должен тянуть? Государство! Дотянут - начнет область развиваться. Я убежден, что деньги, изымаемые у "доноров", нужно вкладывать в бедные регионы, создавая там такие условия, чтобы люди могли зарабатывать у себя дома и не рваться к нам. Москва этого не выдержит.

- Но все-таки Москва слишком дорогой для жизни город...

- Я был в одном НИИ на собрании, начал рассказывать нашу программу социальной защиты: детям платим, кормим их до 4-го класса бесплатно в школах, многодетным помогаем, пятое, десятое, все перечислил. Смотрю, а контакта с аудиторией нет, потом один встает и говорит: "Валерий Павлинович, мы вас уважаем, но на мое место встаньте. У меня зарплата не хочу даже говорить какая низкая. Я должен прийти к жене, старику отцу, сыну и сказать, что Шанцев рассказывал предоплаты? Заработать мне дайте - платите столько, сколько моя работа стоит реально, и я сам детей и отца накормлю!" Это и есть главная задача любой власти - обеспечить нормальный доход людям. Мы в Москве подсчитывали, что в середине 90-х у нас каждый работающий по среднему душевому доходу мог прокормить еще только одного человека, а должен -трех иждивенцев. Думаю, если лет десять мы будем развиваться в хорошем темпе, то в Москве это станет реальностью. Особенно если у нас пройдет Олимпиада...

- ...И поменьше бюрократии. Вот "одно окно" все еще на замке...

- Конечно, система еще только отрабатывается: многие вопросы должны решаться на нижних уровнях власти, но на местах люди еще к этому не готовы. Да и некоторые бизнесмены ко мне приходили, говорили: давайте не будем внедрять этот режим "одного окна". У нас и так все хорошо было построено - мы знали, кому сколько дать, чтобы получить свои документы через два дня, а теперь надо ждать месяц. То есть люди потеряли свое конкурентное незаконное преимущество: пока честный предприниматель ждет, его пронырливый конкурент уже все дела решил. Не будет этого больше!

- Почему Москва встретила в штыки монетизацию?

- На наш взгляд, главная проблема монетизации в том, что в каждом городе своя экономика и свои условия. Даже прожиточный минимум по России утверждается по поясам. А тут - общая для всех компенсация по льготам! В деревне, конечно, доплате рады, а в городах, где метро и троллейбусы? В Москве в отличие от других регионов работали все виды льгот, по всем двум десяткам законов, принятых по этому поводу. Хотя принимались они по политическим мотивам, никто их не просчитывал экономически. Вводились они тоже не рыночными методами. Допустим, мы говорили транспортникам, что будем гасить их убытки, но за это наши пенсионеры должны ездить бесплатно. Это не рынок. Рыночная схема такая: каждый льготник должен быть учтен - сколько раз он проехал, столько мы и заплатили. Поэтому вопрос о бесплатном проезде подмосковных пенсионеров и встал так остро: мы не можем из московского бюджета платить за немосквичей метрополитену или автопредприятиям - казначейство это просто не пропустит. В итоге за них заплатило государство. Мы всегда говорили: речь не о неправильности решения ввести монетизацию, а о том, что у каждого региона, особенно у Москвы, должен быть свой "шаг". Будем заменять льготы деньгами поэтапно, когда появятся на это средства.

- Реформировать ЖКХ тоже будете "своим путем"?

- Все воспринимают эту реформу механистически: мол, запустим финпотоки через жителей, а не через ДЕЗы, и все дела. А качество жилья? А качество услуг по эксплуатации? Это никого не интересует. А ведь сегодня эта жилищная реформа проводится самими жителями. Те, кто за свои деньги построил себе квартиры, создают кондоминиумы, приглашают эксплуатирующие организации. У них в подъездах чисто, все работает, есть охрана. Люди хотят хорошо жить и живут, поскольку имеют на это средства. Нужно и всех остальных, у кого нет средств, подтянуть по уровню комфортности жилья. Мы для этого и пятиэтажки сносим, которые еще сто лет бы простояли. Немцов с нами воевал в самом начале этой жилищно-коммунальной реформы, дескать, у нас очень высокая стоимость эксплуатации одного квадратного метра. А когда я приехал в Нижний, понял, почему там стоимость эксплуатации меньше: половина домов - вросшие в землю избы. А у нас в Москве сосредоточено 70 процентов от всего лифтового хозяйства России. Цены должны быть реальными, иначе мы так и будем иметь ЖЭКи, ДЕЗы. И они нас все время будут обслуживать так, как обслуживают. Поэтому мы говорим: мы вынуждены будем каждый год в связи с инфляцией, с целым рядом других объективных факторов повышать тарифы на коммунальные платежи. Но, уважаемые москвичи, не беспокойтесь! Закон города Москвы говорит о том, что, как только платежи превысят 10 процентов от вашего дохода, получите дотацию. Кстати, по федеральным нормам дотация платится только тогда, когда стоимость платежей превышает 22 процента. Но у нас более дорогое жилье, выше тарифы, поэтому мы понизили этот порог, чтобы защитить население.

- То есть выселять людей за неоплату коммунальных услуг в Москве не планируется?

- Почему это не планируется? Если человек уклоняется от уплаты даже тех разумных, утвержденных нашими законами платежей, нам придется принимать законные меры. Выделен спецфонд с нормальными, но менее комфортабельными условиями, нежели у законопослушных плательщиков. Но эта проблема не слишком актуальна - собираемость платежей составляет 93 процента.

- У команды, которая создавалась Юрием Лужковым, есть шансы поработать в "постлужковский период"?

- А почему нет? В Москве, как я понимаю, есть достаточно высокопрофессиональных руководителей, способных решать задачи любой сложности. Но в декабре 2007 года решение будут принимать президент и Московская городская дума. Чья кандидатура будет предложена, вам сейчас никто не ответит, думаю, что и президент тоже. Еще есть время определить достойные кандидатуры. Предложат мне, буду рад доверию.