Перейти к основному содержанию

Главная      ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ - УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ

ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ - УСТОЙЧИВОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ

Коллегия Минтранса РФ подвела итоги года и определила приоритеты развития отрасли на перспективу

Как мы уже сообщали, 30 марта состоялось расширенное заседание коллегии Минтранса РФ, на котором были подведены итоги работы транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2004 году и определены задачи по обеспечению эффективной и устойчивой работы в 2005 году.

С приветственным словом к участникам расширенного заседания коллегии обратился вице-премьер Правительства России Александр Жуков.

Транспортный комплекс в 2004 г., по словам Жукова, по темпам развития, уровню достигнутых показателей является одним из самых динамично развивающихся. И это несмотря на то, что его органы управления в ходе проводимой административной реформы претерпели существенные изменения.

Год работы нового министерства, федеральной службы и агентств показали, что управляемость на транспорте сохранена и современная структура управления в большей степени соответствует сформировавшейся в экономике рыночной среде.

Далее Александр Жуков определил представленный в правительство бюджет министерства на 2005-2007 гг. как один из самых лучших. Планирование деятельности транспортного комплекса на трехлетний период послужит, в свою очередь, основой составления среднесрочных программ развития народнохозяйственного комплекса страны и отдельных регионов.

Разработанная стратегия развития транспорта до 2010 г., представленная наряду с бюджетным докладом, позволит, по словам вице-премьера, сконцентрировать ресурсы транспортного комплекса на приоритетных направлениях. В ближайшее время (апрель 2005 г.) в Правительство РФ будет внесен проект стратегии развития транспорта до 2020 г., что даст возможность планировать его развитие на долгосрочную перспективу. В соответствии со стратегией развития транспортного комплекса в июне 2005 г. должна быть представлена скорректированная федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России".

Главными целями этих основополагающих документов являются создание опорной сети дорог в стране, удовлетворение растущих потребностей в транспортных услугах (увеличение их количества и улучшение их качества) , снижение уровня транспортных издержек в цене продукта, повышение конкурентоспособности транспортной системы. Все возможности для достижения этих стратегических целей у транспортного комплекса, по мнению заместителя премьера, есть.

Далее Александр Дмитриевич остановился на конкретных результатах в областях каждого вида транспорта в 2004 г. и задачах на 2005 г. Более подробно обо всем этом рассказал в своем докладе "Об итогах работы транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2004 г. и задачах по обеспечению устойчивой работы в 2005 г. " министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Прошедший год был непростым. Практически полностью изменилась структура управления, шли подбор и расстановка кадров, формировался новый порядок взаимодействия с подведомственными министерству новообразованными агентствами и службой. При этом нельзя было допустить потери управляемости и устойчивости работы транспортного комплекса. По мнению Игоря Левитина, министерство с этой задачей справилось, хотя и остается ряд нерешенных проблем.

Прежде всего предстоит завершить работу над документами, регламентирующими деятельность как самого министерства, так и подведомственных ему федеральных агентств и службы.

Помимо административной реформы, подчеркнул докладчик, серьезные изменения произошли в государственной транспортной политике. Их результатом стало появление ряда основополагающих программных документов, определяющих стратегию развития транспортной системы на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Кроме того, в прошедшем году в рамках отрасли был впервые осуществлен переход к новым принципам бюджетного планирования, ориентированным на программно-целевые показатели и конкретный измеряемый результат.

Кратко охарактеризовав итоги работы транспортной отрасли в 2004 году, министр подробно остановился на основных итогах работы, проблемах и задачах на этот год в отдельных отраслях транспорта.

Как отметил Игорь Левитин, важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование развитой и современной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы, интеграцию и укрепление позиций России на мировых рынках.

В прошлом году введено в строй несколько крупных инфраструктурных объектов. По другим - продолжились строительные работы. В стадии проектирования и разработки находится ряд новых масштабных проектов, к реализации которых планируется приступить в 2006-2007 годах. Несмотря на эти результаты, министр подчеркнул, что в целом министерство не удовлетворено ситуацией: инфраструктура транспорта сегодня развивается недостаточными темпами.

Главная причина - это недофинансирование отрасли. Но не только. Основные проблемные зоны можно видеть на примере того, как сегодня функционирует и развивается дорожный комплекс страны.

В прошлом году дорожниками было введено в строй и реконструировано 474 километра федеральной сети дорог и более 13 тысяч погонных метров мостов и путепроводов. Много это или мало? Для сравнения: в 2000 году было построено и реконструировано дорог в 2 раза больше - почти 955 километров.

Помимо недостаточного финансирования, к числу основных системных проблем развития дорожной отрасли сегодня относятся, низкая эффективность управления и расходования бюджетных средств; непрозрачность механизмов конкурсных торгов и закупок; "размазывание" бюджетных средств по множеству второстепенных объектов, в результате чего их строительство растягивается на долгие годы и ни на одном из участков мы не можем достичь быстрого и эффективного конечного результата. Наконец, еще одна серьезная проблема - это низкая инвестиционная привлекательность отрасли, из-за чего все расходы по содержанию и развитию дорожной сети сегодня ложатся исключительно на бюджет.

Пути преодоления сложившегося положения Минтранс видит в проведении комплексной структурной реформы дорожной отрасли, в активном привлечении внебюджетных средств на основе механизмов и принципов государственно-частного партнерства.

В 2004 году Минтрансом России начата подготовка к реализации ряда пилотных проектов создания платных автомобильных дорог, основанных на принципах проектного финансирования и привлечении финансовых и организационно-управленческих ресурсов частного капитала с использованием механизмов ГЧП.

Не менее важной задачей является проведение глубокой структурной реформы системы управления дорожным комплексом. К настоящему времени подготовлена программа первоочередных мер в этом направлении, а также план-график действий по разработке Концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации.

Планируется в октябре 2005 года рассмотреть данную концепцию на коллегии министерства, а в ноябре 2005 года представить ее в Правительство Российской Федерации.

Одним из основных направлений реформы должно стать сокращение избыточного числа предприятий в государственном секторе управления. Для реализации данной стратегической линии в план приватизации на 2004-2005 годы включены 62 предприятия дорожного хозяйства и 49 предприятий автомобильного транспорта.

Важнейшую роль в повышении эффективности управления транспортным комплексом министерство отводит внедрению новейших информационных, в том числе и геоинформационных, технологий. В дорожной отрасли такие системы уже используются либо создаются: на магистрали М-10 "Россия" , дороге М-7 "Волга" , а также ряде других объектов в Центральном округе Российской Федерации.

В этом году также будут продолжены работы и над проектом создания единой инфокоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса на основе магистральной цифровой сети ОАО "РЖД". Потребность в этой системе очень велика. В частности, она является базой и необходимым условием формирования национальной сети транспортно-логистических центров, выстраивания единой системы управления грузодвижением и оптимизации затрат грузоотправителей.

Говоря о железнодорожном транспорте, Игорь Левитин отметил, что в 2004 году основные усилия министерства были сфокусированы на реализации утвержденной Правительством Российской Федерации программы структурного реформирования отрасли, а также на вопросах ее нормативного обеспечения.

В целях дальнейшего совершенствования нормативно-правой базы железнодорожного транспорта в январе 2005 года в Минтрансе создана специальная рабочая группа по внесению изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" , в которую вошли представители Минтранса, ОАО "РЖД" , Ассоциации экспедиторов, Национальной ассоциации транспортников, ряда других некоммерческих объединений и частных операторских компаний.

Важнейшим направлением работы на предстоящий год, по мнению министра, является формирование условий для нормального развития и эффективного использования потенциала промышленного железнодорожного транспорта. Помимо износа фондов, серьезной проблемой здесь является неурегулированность вопросов обеспечения равного доступа к инфраструктуре общего пользования, а также применения экономически справедливой тарифной политики.

Для решения этих вопросов в конце 2004 года был образован Союз грузовладельцев и работников промышленного транспорта, с которым министерство заключило соглашение о сотрудничестве. Соглашением предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы в целях выстраивания эффективного взаимодействия предприятий промышленного железнодорожного транспорта с инфраструктурой ОАО "РЖД" , другими компаниями, работающими на рынке железнодорожных перевозок.

Основная зона ответственности государства в области морского транспорта, по мнению Игоря Левитина, это в первую очередь обеспечение безопасной работы, сохранности и развития опорной базовой инфраструктуры. Говоря о стратегических приоритетах в этой сфере, он выделяет две основных задачи. Первое - обеспечение условий развития и увеличения пропускной способности инфраструктуры морских портов Российской Федерации. Вторая задача направлена на формирование условий для увеличения численности и тоннажа судов, зарегистрированных под российским флагом.

В 2004 году было построено и введено в эксплуатацию перегрузочных комплексов суммарной мощностью 38, 4 млн тонн в год с длиной причальных стенок более 1800 погонных метров. Отечественными портами переработано 80 % российских внешнеторговых грузов.

Успешно развивались межгосударственные проекты. В частности, в прошлом году были подписаны соглашение с министерством транспорта и связи Украины об организации прямого паромного сообщения по маршруту Крым - порт Кавказ и соглашение с министерством экономического развития Грузии об организации прямого паромного сообщения между портами Кавказ и Поти. В настоящее время аналогичные проекты прорабатываются с транспортными ведомствами Федеративной Республики Германия, Болгарией, Республикой Казахстан и Туркменией.

Наряду с этими бесспорно положительными примерами международного сотрудничества сохранились отрицательные факторы, которые продолжали оказывать негативное влияние на развитие внешнего экспорта и работу предприятий морского транспорта. В этой связи докладчик особо отметил ситуацию вокруг черноморских проливов. Сегодня через черноморские порты проходит порядка 30 % российского экспорта нефти. Поэтому действия турецких властей, направленные на ограничения судоходства в Босфоре, не могут не вызывать серьезного беспокойства. Ситуация отслеживается, и Минтранс реагирует на все противоправные действия в отношении российских судовладельцев. Вместе с тем важно понимать, что проблема требует комплексного и системного подхода.

Энергичные меры должны быть предприняты и для урегулирования спорных экологических вопросов в отношении перевозок опасных грузов на Балтике. Здесь ситуация пока не столь критична, но необходимо помнить, что ее ухудшение может создать серьезные сложности для развития Балтийской трубопроводной системы и наращивания объемов перевалки нефти в порту Приморск. Для решения данной проблемы министерством разработана концепция создания Региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива, основанная на использовании новейших технологий спутниковой навигации, радиолокации и информатики с учетом последних рекомендаций ИМО.

В области морских перевозок первоочередной задачей является формирование экономической и правовой базы для развития судоходного бизнеса и возврата контролируемого им флота под российский флаг. Инструментом реализации данной задачи является принятие подготовленного Минтрансом законопроекта "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов".

Анализируя ситуацию и перспективы развития внутреннего водного транспорта, Игорь Левитин отметил, что навигация 2004 года в целом прошла при благоприятных условиях, за исключением реки Белая, где пришлось экстренно проводить дноуглубительные работы. Водным транспортом было перевезено почти 136, 1 млн тонн грузов, объем переработки в речных портах России составил около 150 млн тонн.

Основные проблемы развития внутренних водных путей связаны с недофинасированием и высокой степенью износа основных фондов. В прошлом году на реализацию подпрограммы "Внутренние водные пути" было выделено всего 506 млн рублей, что фактически в два раза меньше нормативных потребностей отрасли.

Возраст большинства гидротехнических сооружений превышает 50 лет, а, к примеру, инфраструктура канала имени Москвы была построена более 65 лет назад. Ухудшение технического состояния данных сооружений привело в последние годы к резкому снижению уровня их безопасности и увеличению рисков возникновения техногенных катастроф.

Для выправления сложившейся ситуации и, в частности, создания базы привлечения дополнительных внебюджетных инвестиций в строительство и модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей прорабатываются концепция и методика введения платы за пользование отдельными гидросооружениями, создаваемыми с участием средств частных инвесторов. Помимо этого, в числе первоочередных задач на 2005 год Минтрансом определены: доработка концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации; проработка вопросов по установлению обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварий гидротехнических сооружений; завершение разработки системы управления безопасностью судоходства на внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

Говоря об итогах работы воздушного транспорта, министр отметил, что основные усилия авиакомпаний были направлены на повышение конкурентоспособности, снижение издержек и повышение эффективности перевозочной деятельности. Необходимость таких шагов во многом была продиктована беспрецедентным ростом цен на авиационное топливо.

Предпринятые меры позволили не только сохранить высокую динамику роста авиаперевозок, но и значительно улучшить ситуацию в сфере управления воздушным движением, с обновлением парка воздушных судов, внедрением передовых информационных технологий. Важно отметить, что конкурентоспособность сектора в основном обеспечивалась не за счет роста тарифов, а за счет введения режима жесткой экономии. Дальнейшие шаги по укреплению и развитию рынка авиаперевозок связаны с продолжением консолидации авиакомпаний, повышением эффективности и финансовой стабильности их работы.

В области аэропортового хозяйства, где большинство объектов достаточно рентабельны, частный капитал активно участвует в строительстве и эксплуатации аэропортов. Модернизация и развитие аэропортовой инфраструктуры России является стратегическим приоритетом в сфере гражданской авиации. Важнейшим шагом в этом направлении должно стать создание сети высокотехнологических пересадочных узлов (хабов) . В настоящее время Минтрансом прорабатывается концепция их развития, формируется реестр приоритетных инвестиционных проектов.

Реализацию данных проектов необходимо осуществлять в увязке с рационализацией и повышением технического уровня системы управления воздушным движением, "либерализацией" воздушного пространства и другими мерами, направленными на привлечение транзитных грузо- и пассажиропотоков.

В области развития аэродромной инфраструктуры важнейшей приоритетной задачей является урегулирование вопросов, связанных с управлением и использованием не подлежащего приватизации государственного имущества, формирование правовой базы для передачи данного имущества в управление частным операторам на основе механизмов и принципов ГЧП. Преодоление существующих проблем в этой сфере требует проведения инвентаризации, регистрации прав и оценки не подлежащего приватизации государственного имущества, а также внесения в земельный кадастр расположенных под ним земельных участков.

В текущем году будет также продолжена работа по формированию необходимых условий для завершения процессов разделения деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов.

В области развития региональных перевозок планируется завершить разработку программы возрождения и развития малой авиации.

Жизненно необходимым для гражданской авиации станет решение вопросов поддержания летной годности воздушных судов, продолжение работы по переоснащению гражданской авиации новым поколением авиационной и наземной техники.

В области развития наземного пассажирского транспорта основные усилия Минтранса в этом году будут направлены на реализацию положений федерального закона N122. В этих целях министерство осуществляет постоянный мониторинг введения единого социального проездного билета в субъектах Российской Федерации, что позволяет своевременно выявлять проблемы, находить пути их решения, проводить анализ эффективности работы пассажирских предприятий в условиях монетизации льгот.

К числу других приоритетных направлений деятельности министерства в сфере регулирования пассажирских перевозок Игорь Левитин отнес прежде всего повышение качества работы и обслуживания населения предприятиями пассажирского транспорта; создание необходимой базы для обновления существующего парка транспортных средств, а также создания единой нормативно-правовой базы по регулированию допуска предприятий различных форм собственности к осуществлению перевозок пассажиров.

Как подчеркнул докладчик, важнейшую роль в становлении и развитии рыночной экономики, в повышении экономической мобильности субъектов рынка играет грузовой автомобильный транспорт.

Особенно динамично в прошлом году развивались международные автомобильные перевозки. Их рост составил 17, 6 %, при этом доля российских автоперевозчиков возросла до 38 %.

Дальнейшая политика в этом вопросе предполагает выработку комплекса эффективных мер, направленных на усиление позиций России на международном рынке автотранспортных услуг и повышение конкурентоспособности российских перевозчиков. В частности, планируется принятие правовых актов, устанавливающих возможность взимания платы с иностранных перевозчиков за пользование российской дорожной инфраструктурой. Данная практика уже давно получила широкое распространение во многих других странах мира.

Основным итогом работы Минтранса в области международного сотрудничества в 2004 году Игорь Левитин считает то, что, несмотря на известные сложности, связанные с реформированием федеральных органов исполнительной власти, в целом удалось сохранить динамику и преемственность контактов с иностранными партнерами, отстоять и даже упрочить позиции России в международных транспортных организациях.

Особый приоритет отводился вопросам развития сотрудничества с Евросоюзом. Сегодня на долю ЕС приходится более половины внешнеторгового оборота России, который нуждается в адекватном транспортном обеспечении. В 2004 году заложена основа для реализации крупных совместных проектов с Германией, Испанией, Италией, Польшей. Продолжена работа с целью запуска "транспортного диалога" между Россией и ЕС, в том числе в формате "1+25" , в качестве самостоятельной "опоры" развития торгово-экономического сотрудничества с евросообществом.

Более заметной становится роль России в транспортном сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе.Россия выступила с инициативой проведения заседания рабочей группы АТЭС по транспорту в Москве во второй половине 2005 года. Речь идет о масштабном мероприятии, дающем возможность весомо позиционировать Российскую Федерацию в системе евро-азиатских транспортных связей.

С июля 2004 года Российская Федерация председательствует в Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) . За этот период были организованы и проведены международная конференция "Реализация политики в области устойчивого развития городского транспорта. Опыт России и СНГ" , международный семинар по теме "Регуляторная реформа железных дорог в России". Однако главным событием года должно стать проведение 24-25 мая в Москве 89-й сессии совета министров ЕКМТ, которой завершается российское председательство.

Кроме того, отметил Игорь Левитин, Минтранс России самым активным образом включился в работу Группы высокого уровня (ГВУ) ЕС по формированию стратегии развития транспортных коммуникаций и связей между Евросоюзом и соседними странами на ближайшие 15-20 лет.

Говоря о государственной политике в области геодезии и картографии, министр подчеркнул, что стратегической целью здесь является создание условий для своевременного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и населения страны достоверными, информативными и точными геодезическими и картографическими материалами.

Реализация данной задачи требует пересмотра существующей нормативной базы, формирования нового порядка финансирования и выполнения государственного заказа на геодезические и картографические работы федерального назначения.

В настоящее время создается межотраслевая система получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования земли высокого и сверхвысокого разрешения, развивается инфраструктура пространственных данных Российской Федерации.

Отдельно Игорь Левитин отметил проблему выполнения картографических заказов для населения и коммерческих организаций. Потенциальная емкость данного рынка оценивается примерно в 2 млрд долларов США в год.Однако из-за режимных ограничений Министерства обороны он до сих пор не смог получить должного развития, хотя в большинстве других стран мира данные ограничения были давно сняты.

Подробно остановился министр на задачах в области реформирования отраслевой системы управления федеральным имуществом транспортного комплекса, геодезии и картографии.

Что сделано на сегодня? В течение 2004 года были приватизированы пакеты акций 49 акционерных обществ и 35 федеральных государственных унитарных предприятий транспортной отрасли. Доходы федерального бюджета за счет поступлений от приватизации на транспорте, по предварительным данным, составили 1 миллиард 200 миллионов рублей. Разработана программа дальнейших действий по приватизации и оптимизации системы управления федеральным имуществом. В рамках данной программы, во-первых, проведена инвентаризация всех отраслевых предприятий, учреждений и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Во-вторых, определен необходимый достаточный минимум предприятий и учреждений, который требуется для обеспечения эффективного управления федеральным имуществом. На сегодня принято решение о целесообразности сохранения в федеральной собственности только 306 организаций. То есть речь идет о почти десятикратном сокращении их количества.

И в-третьих, в соответствии с решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы принято предложение Минтранса, которым предусматривается, что в период до 2008 года подлежат приватизации 325, реорганизации - 108, ликвидации - 2143 предприятия и учреждения транспортной отрасли.

Вместе с тем вопрос об осуществлении отраслевыми федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника в отношении данных предприятий до настоящего времени остается нерешенным. Как следствие, потеряно отраслевое управление в отношении 306 предприятий, что составляет порядка 74 % от общего числа ФГУПов, реально вовлеченных в финансово-хозяйственную деятельность в транспортной отрасли.В этой связи необходимо в кратчайшие сроки внести изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 03. 12. 2004 N 739, предусматривающее наделение отраслевых федеральных органов исполнительной власти полномочиями собственника в отношении подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий.

В заключение Игорь Левитин выделил основные задачи на 2005 год. Это прежде всего разработка критериев эффективности выполнения предприятиями и учреждениями государственных функций; установление четких принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; обеспечение максимально эффективного участия представителей государства в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ транспортного комплекса.

Наша основная задача, подчеркнул министр, - получить развитую, гармонично функционирующую, единую транспортную сеть государства, которая сможет обеспечить стабильный рост экономики, укрепление надежности, повышение уровня доступности и экологической безопасности.

Об итогах исполнения федерального бюджета в сфере транспорта, дорожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности за 2004 год и о мерах по повышению результативности бюджетных расходов в 2005 году коллегии доложил заместитель министра Александр Мишарин.

Он отметил, что в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" министерству как субъекту бюджетного планирования были выделены лимиты бюджетных обязательств в размере 114, 1 млрд рублей. Фактический объем финансирования составил 110, 6 млрд рублей, или 96, 9 % от выделенных лимитов.

Проведенный анализ позволил выделить две основные причины неосвоения средств. Первое: переоценка своих возможностей Росавтодором в освоении дополнительно запрошенных средств федерального бюджета привела к неиспользованию Выделенных в соответствии с федеральным законом от 10 ноября

2004 г. N 136-ФЗ 2, 7 млрд рублей на строительство автодороги "Амур" Чита - Хабаровск и строительство участков первой очереди транспортного обхода Санкт-Петербурга.

Второе - несвоевременное внесение предложений по изменениям в сводную бюджетную роспись.

В качестве примера Александр Мишарин привел Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое своевременно не внесло предложения по перераспределению бюджетных ассигнований в объеме 0, 7 млрд рублей, выделенных на финансирование дошкольных и общеобразовательных учреждений, находившихся в ведении упраздненного МПС России и переданных затем в муниципальную собственность.

В 2005 году мы не должны допускать подобных ошибок, подчеркнул замминистра.

Далее он остановился на вопросе взаимодействия министерства, службы и агентств по исполнению федерального бюджета 2005 года.

Бюджет министерства как субъекта бюджетного планирования на 2005 год составляет 119, 4 млрд рублей, что на 8 % выше уровня бюджетного финансирования транспортного комплекса в 2004 году. Этих средств недостаточно. Только в области автодорожного хозяйства объем бюджетных ассигнований, выделенных в 2005 году, в сопоставимых ценах ниже объема фактического финансирования дорожной отрасли в 2000 году на 12 %.

Поэтому при корректировке федерального бюджета 2005 года министерство внесло предложения учесть дополнительные потребности на финансирование дорожного хозяйства в

2005 году, которые без учета индексации составляют 16, 2 млрд рублей. Из них 6 млрд рублей - на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог, 7, 2 млрд рублей субсидий субъектам Российской Федерации на строительство и реконструкцию дорог общего пользования и 3 млрд рублей - на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог.

Необходимость осуществления такой корректировки определена постановлениями Государственной Думы и Совета Федерации по утверждению федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Эти корректировки оптимально провести уже по итогам первого квартала 2005 года.

Важнейшим направлением работы министерства, службы и агентств, как отметил Александр Мишарин, является переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами.

В этой связи в 2004 году во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" министерством при активном участии службы и агентств была проведена работа по формированию доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России как субъекта бюджетного планирования.

Проведена значительная аналитическая работа по определению стратегических целей и тактических задач министерства, формированию бюджетных целевых программ, системы показателей, позволяющих в последующем оценить результаты нашей работы.

Доклад был одобрен Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов.

Кроме того, Минтранс России принял участие в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты при формировании проектов федерального бюджета на 2005 и 2006 годы, и был признан лучшим из 9 федеральных органов исполнительной власти.

Полученный нами опыт составления доклада следует оценить положительно.

При разработке доклада удалось распределить по бюджетным программам 99 % объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых министерству как субъекту бюджетного планирования. В докладе сформулированы 5 целей, 32 задачи, выделены федеральные целевые программы, основной из которых является ФЦП "Модернизация транспортной системы России" и 8 ее подпрограмм, 27 ведомственных программ.

Сформулированы межведомственные задачи перед другими субъектами бюджетного планирования.

В заключение заместитель министра остановился на основных направлениях реформирования бюджетного процесса, которые должны быть реализованы в ближайшее время.

1. Актуализация выбранных целевых показателей.

Проведенная в 2004 году работа по определению показателей продемонстрировала очевидные слабости нашей статистической системы. Нам предстоит актуализировать круг показателей, отражаемых в статистике, уточнить методики их расчета на основе самых современных методов.

2. Перевод ведомственных программ из аналитических в реально утвержденные, со своими целями, задачами, мероприятиями, четкими критериями и индикаторами оценки их достижения.

Сегодня процесс сдерживается отсутствием ясной и доступной для применения методики формирования ведомственных целевых программ.

Кроме того, процесс перехода на программно-целевой метод бюджетирования потребует исключения из существующих законодательных и нормативных правовых актов требования о возврате в федеральный бюджет средств, остающихся по окончанию финансового года на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета. Такое решение принято в большинстве развитых стран, перешедших на принцип управления по результатам.

3. Разработка отраслевых стандартов обоснованности затрат на выполнение определенных работ для целей бюджетного планирования.

В целях повышения эффективности программно-целевых методов бюджетного планирования, а также контроля за расходованием бюджетных средств департамент финансов, департамент развития инфраструктуры и инвестиций совместно с профильными департаментами министерства, подведомственными федеральными агентствами и службой с обязательным привлечением научного потенциала должны разработать такие стандарты.

4. Привлечение внебюджетных средств. Следует видеть задачи министерства, агентств и службы исключительно как распределителей бюджетных ресурсов, понимая, что в составе федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на период до 2010 г. " только 10-17 % от потребных инвестиций приходится на долю федерального бюджета.

5. Формирование целевой финансовой основы для дорожных фондов.

Должны быть сформированы гарантированные целевые источники формирования средств за счет целевых сборов для содержания дорожного хозяйства как федерального, так и регионального уровней.

6. Формирование приоритетов при распределении бюджета принимаемых обязательств по программам исходя из бюджетных ограничений.

7. Разделение факторов, на которые мы оказываем непосредственное и косвенное влияние.

В дальнейшем необходима постановка перед органами власти четких задач, направленных на устранение факторов, препятствующих нашему достижению целевого значения показателей.

8. Финансирование мер, направленных на реализацию структурных и институциональных преобразований в сфере транспорта, геодезии и картографии. В стоимостном выражении эти затраты невелики, но известно, какой эффект они могут дать для экономики страны и общества в целом.

Таким образом, реализация обозначенных задач позволит сделать бюджетный доклад Минтранса полноценным среднесрочным планом, направленным на реализацию целей Правительства Российской Федерации.

С докладом о ходе реализации Плана законопроектной деятельности Минтранса России в 2004 г. и основных направлениях законопроектной деятельности Минтранса России в 2005 г. выступил заместитель министра Сергей Аристов.

Он отметил, что Министерством транспорта Российской Федерации в 2004 г. в части совершенствования нормативной правовой базы в сфере деятельности транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и Минтранса России на 2004 год проводилась следующая работа.

В 2004 году были приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации два федеральных закона о ратификации, разработка которых осуществляло Министерство транспорта Российской Федерации:

1. "О ратификации Конвенции о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах (Конвенция N 137) ".

Закон принят Государственной Думой 24 марта 2004 г., одобрен Советом Федерации 14. 04. 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 26. 04. 2004 г. N 27-ФЗ;

2. "О ратификации Конвенции о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах (Конвенция N 152) ".

Закон принят Государственной Думой 24 марта 2004 г., одобрен Советом Федерации 14. 04. 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 26. 04. 2004 г. N 28-ФЗ.

В 2004 году в Правительство Российской Федерации представлены законопроекты, предусмотренные планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации:

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов";

"Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования";

"О платных автомобильных дорогах". Данный законопроект в связи с вступлением в силу ряда федеральных законов, разработкой законопроектов, затрагивающих ключевые для дорожного хозяйства земельные отношения, и возникновением необходимости проведения дополнительного согласования законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложен Минтрансом России для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации 2005 года.

Кроме того, осуществлялось сопровождение двух законопроектов, находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе:

"О внесении изменений и дополнений в приложение II к закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (о подведомственности споров Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) . Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 23 мая 2003 года. Рассмотрение законопроекта во втором чтении Государственной Думой предполагается в весеннюю сессию 2005 года;

"О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 28 апреля 2004 года. Рассмотрение законопроекта во втором чтении Государственной Думой запланировано на весеннюю сессию 2005 года. В настоящее время в Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству проводится работа по рассмотрению поправок к законопроекту.

В ходе реализации плана законопроектной деятельности Минтранса России шесть законопроектов, подготовленных Министерством, внесены в Правительство Российской Федерации:

1. "О внесении изменений и дополнений в статьи 21, 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации";

2. "О морских портах Российской Федерации";

3. "Устав автомобильного транспорта Российской Федерации";

4. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

5. "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испании о морском судоходстве от 22 мая 2001 года";

6. "О ратификации протоколов, касающихся изменения Конвенции о международной гражданской авиации (статья 50 а) , (статья 56) ".

Вне плана в 2004 году разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N Пр-1449 и поручением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N МФ-П 9-5078 проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте". Основной целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для усиления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

Законопроект внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от 12. 11. 2004 г. N 1443-р, принят Государственной Думой 4 марта 2005 г., одобрен Советом Федерации 11 марта 2005 г. и подписан Президентом Российской Федерации 21.03. 2005 г. (N20-ФЗ) .

Министерство тесно взаимодействовало в законопроектной работе с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, с Комитетом Совета Федерации по промышленной политике и другими комитетами палат Федерального Собрания.

В феврале 2004 г. в Минтрансе России проведено совместное заседание коллегии Министерства транспорта и Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи по вопросам законопроектной работы Министерства транспорта, основных направлениях транспортной стратегии России и законодательного обеспечения создания Российского международного реестра судов.

Осуществлялся мониторинг и участие в подготовке материалов для 15 парламентских слушаний, 3 "круглых столов" , одного совещания, проведенных в Государственной Думе по вопросам, затрагивающим деятельность транспортного комплекса.

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2004 году специалисты министерства принимали участие в 12 парламентских слушаниях, 15 "круглых столах" , 5 заседаниях Комитета Совета Федерации по промышленной политике, 2 заседаниях Комитета Совета Федерации по естественным монополиям, в 3 заседаниях различных рабочих групп Совета Федерации по вопросам, затрагивающим сферу деятельности транспортного комплекса.

В министерстве проработаны 12 обращений членов Совета Федерации и 81 обращение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Распоряжением Минтранса России от 14. 02. 2005 г. N ИЛ-20-р утвержден план законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2005 год.

Сергей Аристов доложил коллегии, что планом законопроектной деятельности министерства в 2005 году предусмотрено:

а) Подготовка и внесение в Государственную Думу десяти законопроектов:

В области железнодорожного транспорта:

1. "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования". Законопроект предусматривает регулирование вопросов дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и железнодорожного подвижного состава.

В области морского транспорта:

2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов". Целью образования Российского международного реестра судов является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий, способствующих возврату судов под российский флаг, получению дополнительных инвестиций для развития российского торгового флота на международном рынке транспортных услуг.

3. "О морских портах Российской Федерации". Законопроект восполняет правовые пробелы в законодательном регулировании деятельности в морских портах, устанавливает пределы вмешательства государства в хозяйственные и имущественные отношения только с целью обеспечения гарантий, защиты прав и законных интересов граждан и иных лиц, обеспечения. С принятием закона будут установлены правовые, организационные, экономические принципы деятельности морских портов, урегулированы вопросы собственности, структуры управления портами, обеспечения безопасности мореплавания, а также будут закреплены законодательно основы деятельности наземной инфрастуктуры, обеспечивающей морское судоходство.

4. "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Королевством Испании о морском судоходстве от 22 мая 2001 года". Соглашение создает договорную основу для дальнейшего развития сотрудничества в области морского судоходства между двумя странами, их компетентными органами и судоходными организациями и обусловлено необходимостью замены устаревшего соглашения между правительствами СССР и Испании от 30. 05. 1983 г.

В области воздушного транспорта: 5. "О внесении изменений и дополнений в статьи 21, 36 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации". Законопроект разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26. 09. 2002 г. N МК-П 10-13847 о реализации плана первоочередных мероприятий по государственному регулированию деятельности авиации общего назначения. Законопроектом предполагается устранить недостатки и несоответствия, которые сдерживают развитие авиации общего назначения.

6. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект содержит изменения и дополнения, предусматривающие ответственность за эксплуатацию воздушных судов, летная годность которых не удостоверена уполномоченными органами, удостоверяющими летную годность воздушных судов, за нарушения порядка использования воздушного пространства и порядка эксплуатации воздушных судов, а также предложения, касающиеся ответственности за нарушение норм авиационной безопасности.

7. "О ратификации протоколов, касающихся изменения Конвенции о международной гражданской авиации (статья 50 а) , (статья 56) ". Ратификация протоколов позволит усилить позиции России в ИКАО и способствовать унификации международных норм.

В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

8. "О платных автомобильных дорогах". Законопроект призван урегулировать отношения в процессе планирования, создания и эксплуатации платных автомобильных дорог.

9. "Устав автомобильного транспорта Российской Федерации". Закон призван составить основу правового регулирования деятельности автомобильного транспорта и регламентировать взаимоотношения автотранспортных организаций (перевозчиков) с грузоотправителями и грузополучателями, пользующимися этим видом транспорта.

В области обеспечения транспортной безопасности:

10. "О транспортной безопасности". Законопроект направлен на создание правовых и организационных основ для осуществления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.

б) Обеспечение сопровождения трех законопроектов в Государственной Думе:

1. "О внесении изменений и дополнений в приложение II к закону Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (о подведомственности споров Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) . Государственной Думой законопроект принят в первом чтении. Рассмотрение законопроекта во втором чтении предполагается в весеннюю сессию 2005 года.

2. "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Законопроект направлен на формирование законодательной базы гражданского оборота воздушных судов и создание системы государственной регистрации прав на воздушные суда. Законопроект 28 апреля 2004 г. принят Государственной Думой в первом чтении.

3. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте". Основной целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для усиления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и служб авиационной безопасности по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации. Законопроект принят Государственной Думой 4 марта 2005 и одобрен Советом Федерации 11 марта 2005 г.

Кроме того, Планом законопроектной деятельности Минтранса России в 2005 г. предусматривается подготовка около двадцати законопроектов, направленных на регулирование вопросов функционирования транспортного комплекса.

Основной задачей в 2005 году является своевременное выполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и Минтранса России на 2005 год, и в частности, приоритетное рассмотрение Государственной Думой в период весенней сессии 2005 года законопроектов:

"О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства Российской Федерации от

13. 08. 2003 г. N 1128-р, принят в первом чтении

28. 04. 02004 г.) ;

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов" (представлен Минтрансом России в Правительство Российской Федерации 10. 11. 2004 г.) .

В целях совершенствования правового обеспечения функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства, геодезии и картографии в министерстве образован Координационный совет по законотворческой деятельности Минтранса России.

В заключение замминистра еще раз подчеркнул, что функционирование транспортной системы России и проблемы, которые предстоит решить, во многом зависят от результативной и целенаправленной работы министерства в законодательном процессе с участием федеральной службы и федеральных агентств.

Свой взгляд на работу Минтранса в 2004 г. высказал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По его словам, МЭРТ скорее удовлетворяет уровень сотрудничества с транспортным ведомством, а не результаты его работы. И дело здесь, по мнению Шаронова, заключается в уникальной роли транспорта в экономике России. Плечо перевозки груза на несколько тысяч километров, что для России совсем не редкость, автоматически влечет за собой высокие транспортные издержки в цене любого товара, а отсюда и высока цена ошибки при принятии не правильного управленческого решения.

Меньше оптимизма выразил заместитель министра экономики и в отношении утверждения стратегии развития транспорта в ближайшее время, что связано с претензиями к ее ресурсному обеспечению.

Минтранс должен играть более активную роль в проведении геополитики на стадии реформирования железнодорожного транспорта, когда конфликт интересов государства и бизнеса неизбежен. Действительно, выделение конкурентоспособных секторов из ОАО "РЖД" - процесс, противоречащий интересам монополии, но необходимый с точки зрения соблюдения государственных интересов. Следовательно, этот процесс должен протекать под активным наблюдением Минтранса.

Опережение темпов роста инфляции по сравнению с планируемыми, как в 2004 г., так и по факту I квартала 2005 г., во многом связано с повышением тарифов на транспорте. Рост цен на транспортные услуги, в свою очередь, обусловлен резким ростом цен на топливо. По словам Шаронова, по ряду продуктов, цены на которые не регулируются (прежде всего это касается нефти) , можно с полным основанием говорить о сговоре. И только принятие закона

"О защите конкуренции" позволит уже в законодательном порядке пресекать подобные действия. Этому будут способствовать установление понятий "монопольно низкая" и "монопольно высокая цена" , введение действенных штрафов за нарушение законодательства в определенном проценте от оборота компании (до 4 %) .

Особое внимание в своем докладе Шаронов уделил состоянию дел в геодезии и картографии, относящихся к ведению Минтранса. Без точной информации, получаемой от этих структур, нельзя произвести оценку земельных участков, недвижимости. А ведь речь идет о налогооблагаемой базе, которой в отличие от той же прибыли или объема производства, трудно манипулировать. Пора наконец, считает Шаронов, снять те ханжеские запреты, которые существуют на доступ к получению такого рода информации, тем более что в век высоких технологий необходимые сведения могут быть получены через спутниковые системы связи.

МЭРТ, конечно, по словам Шаронова, несет часть вины за задержку в принятии законов по концессионным соглашениям по платным дорогам. Тем не менее без увязки новых законов с действующим Гражданским кодексом и земельным законодательством их реализация на практике невозможна. Как и нельзя начать работу в рамках ГЧП применительно к платным дорогам без установления момента возникновения права собственности на платную дорогу, без определения статуса управляющей компании на этой дороге.

МЭРТ - в ответе за создание благоприятной инвестиционной среды в стране, в том числе и за счет привлечения иностранных инвестиций. Не снимая с себя ответственности, Шаронов заметил, что очень трудно убедить потенциального инвестора в надежности и безопасности экономики в масштабах страны, если порядка нет на площади в три квадратных километра, понимая под ними международные ворота нашей страны - аэропорт Шереметьево.

На этой, прямо скажем, минорной ноте заместитель министра закончил свое выступление.

Министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Трутнев, остановился на том, что Россия имеет богатые природные ресурсы. Однако они не используются рационально. Если наша страна обладает 25 % мировых запасов леса, то 70 % из них сгнивает на корню. И в этом виновато отсутствие всякого вида дорог, и автомобильных, и железных. По его утверждению, если только увеличить протяженность дорог для использования лесного богатства на 3 тыс. км, то Россия может увеличить переработку древесины в 1, 5 раза. Трутнев также посетовал на то, что ряд наших автомобильных дорог может себе позволить только "вероятностный проезд" , то есть можно проехать, а можно и нет.

Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев говорил о том, что теперешнее состояние транспорта требует решения многих вопросов. Одна из важнейших задач заключается в создании конкурентного сектора в сфере железнодорожного транспорта, в совершенствовании тарифов, выделении пассажирских компаний, но они должны решаться так, чтобы этот вид транспорта не потерял доступности для населения.

В развитии морского транспорта есть два аспекта: это морские порты, которые развиваются, несмотря на отсутствие закона о них, а также увеличение судов, плавающих под российским флагом. Последний аспект связан с принятием закона о российском международном реестре судов. Он пока не появился, хотя год назад о нем говорили на коллегии.

Что касается международного автомобильного сообщения, то доля российских автоперевозчиков увеличилась, однако необходимо внести в налоговый кодекс нормы о ставках НДС на перевозку экспортных, импортных и транзитных грузов.

По поводу состояния дорожного хозяйства Валерий Язев отметил, что в несколько раз увеличился ввод в строй новых дорог, развивается капитальное строительство, возрастают объемы ремонта и содержания дорог. Но проблем здесь по-прежнему много.

Есть свои проблемы и в авиатранспортном комплексе и городском транспорте и их надо решать.

Председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников остановился на двух моментах, которые, по его мнению, препятствуют законопроектной деятельности в отношении транспорта. Это определение границы между полномочиями власти и бизнеса, а также проблема оценки возможностей инфраструктуры с точки зрения продажи ее провозных мощностей. Без определения общей методологии при разработке и утверждении каждого закона эти вопросы приходится решать, что существенно удлиняет процесс прохождения и утверждения правовых документов. В результате за последние два года через Совет Федерации не прошло ни одного транспортного закона, за исключением пакета законов, касающихся железнодорожного транспорта. Минтранс, по мнению Завадникова, уклонился от активной работы над законом о техническом регламенте, хотя должен быть заинтересован в его скорейшем принятии.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ Александр Нерадько напомнил об особенности работы на транспорте. Он заявил о том, что в 2004 г. по всем видам транспорта увеличилось количество происшествий. И наибольшая аварийность наблюдалась в автомобильном транспорте. Одной из причин этого являются серьезные проблемы в области его лицензирования. Рынок стал неуправляемым базаром в этой области. Он не способствует появлению добросовестных перевозчиков.

При высокой степени авиабезопасности на регулярных авиалиниях отмечался в 2004 г. резкий рост авиапроисшествий на вертолетах в результате ошибок экипажей и так называемого человеческого фактора. Для решения этих проблем необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу.

Есть определенные проблемы и в работе системы поиска и спасания пассажиров на морском и авиационном транспорте. Необходима их координация и создание единой службы.

Слабым звеном является отсутствие государственных территориальных органов надзора за безопасностью на морском транспорте. Необходимо внести коррективы в систему транспортного образования. Там, где нет связи его с транспортом, то есть высокая аварийность, как на автомобильном транспорте.

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Вячеслав Рукша предложил как можно быстрее предусмотреть новый стандарт оплаты труда профессорско-преподавательского состава отраслевых учебных заведений. "Сегодня сложилась критическая ситуация, - сказал он. - В нашей системе средний возраст преподавателей - 63 года, причем с очень низкой заработной платой. Если ситуация не изменится, мы не получим желаемого результата в плане подготовки квалифицированных специалистов".

Вячеслав Рукша обратил также внимание на необходимость решения важной системной проблемы. Если показатели всех других видов транспорта растут, то морской флот в очередной раз их снизил на 25 %. Это, по мнению руководителя агентства, типичный пример того, что российские законодатели нарушают конституционное право отечественных судовладельцев на равные конкурентные условия работы в Мировом океане. С середины 90-х годов и до сих пор ведутся разговоры о международном реестре судов. В результате мы можем полностью потерять профессиональный состав наших моряков, которые привыкнут работать на западные компании. И это все только потому, что кто-то желает иметь одно унифицированное налоговое законодательство, игнорируя при этом основной закон страны.

О плачевном состоянии автомобильных дорог России говорилось столько, что главный дорожник страны, руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Олег Белозеров сразу же указал главную причину столь бедственного положения дел - отсутствие стабильного источника финансирования. Итог всех проходивших в последнее время на очень высоком уровне мероприятий, касающихся состояния автомобильных дорог, - вывод о том, что необходимо вернуться к целевым источникам финансирования.

Ближайшими задачами своего ведомства Олег Белозеров считает прежде всего изменение структуры затрат на эксплуатацию, основной упор при этом будет делаться на содержание дорог. С большей ответственностью агентство будет подходить к утверждению НИОКР - 80 % выбранных тем являются важнейшими для дорожной отрасли. В 2005 году из недостроенных планируется ввести в эксплуатацию два дорожных объекта, в Мурманской и Пермской областях. Агентство исходя из специфики деятельности дорожных предприятий как никто другой нуждается в трехлетнем планировании, поскольку такой порядок финансирования дает гарантии в работе на более длительный срок. На сегодняшний день ужесточаются требования к качеству поставляемого сырья, прежде всего битума. На повестке дня - формирование бюджета 2006 г. - из 139 млрд руб. 43 предполагается направить на субсидирование территорий. Необходимо ускорить утверждение скорректированной ФЦП "Модернизация транспортной системы России" , а также активизировать поиск новых источников финансирования.

"Наш регион известен как мощная сырьевая база, где сосредоточены большие запасы углеводородного сырья, - сказал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов. - Ежегодно мы поставляем стране 540 млрд куб. м газа и 50 млн т нефти вместе с газоконденсатом. Ежегодный прирост валового регионального продукта составляет 15 %. Как ни парадоксально, но, имея такой мощный экономический потенциал, сегодня в округе практически отсутствует транспортная инфраструктура. На нашем примере я хотел бы показать, как по-новому могут работать федеральные министерства с регионами, объединяя свои усилия".

По словам Неелова, благодаря созданию Ямальской железнодорожной компании за истекшие 2 года было сделано столько, сколько не удалось сделать за 12 лет. Полностью восстановили участок от Нового Уренгоя до Карачаево. В Карачаево построили современный железнодорожный вокзал. По направлению Новый Уренгой - Москва пустили 3 фирменных поезда "Ямал". По заданию Минтранса РФ в минувшем году Ямальской железнодорожной компанией было разработано технико-экономическое обоснование развития транспортной инфраструктуры в округе. По итогам этой работы в Минтрансе приоритетными проектами сегодня признаны два: строительство железной дороги на Уренгой - Ямбург и на Уренгой-Надым. А как было раньше? Регион просит деньги, министерство отказывает - на этом все и завершается". Нам бы очень хотелось, - отметил Неелов, - чтобы этот позитивный опыт нашей плодотворной работы с железной дорогой был перенесен и в область автомобильных дорог. Ведь по сей день в Ямало-Ненецком автономном округе практически отсутствуют автодороги общего пользования". Все существующие дороги - или промысловые, или сезонные. Единственную федеральную магистраль Салехард - Сургут начали было строить, но сейчас финансирование работ прекращено, и она даже не вошла в перечень федеральных дорог.

"Необходимо исправить ситуацию, - подчеркнул губернатор. - Со своей стороны мы готовы подключиться и активно участвовать в строительстве этой дороги".

Далее Неелов обратил внимание на исключительно большое значение авиации в регионе, территория которого составляет 750 тыс. кв. км. "Для нас северные аэропорты имеют не только экономическое, но и социальное значение, - сказал он. - Более 50 % населения не имеют иной транспортной структуры, и для них альтернативы авиации сегодня нет. Камнем преткновения являются наши северные аэропорты. Это собственность федеральная, но построенная за счет местных бюджетов. Самое интересное, что со вступлением в силу Федерального закона N 184 мы не сможем привлекать на их содержание и строительство ни бюджетные средства, ни инвестиции. Поэтому в докладе министра было абсолютно правильно отмечено, что необходимо внести изменения в федеральное законодательство в части снятия ограничений по закреплению объектов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности. Думаю, что Министерству транспорта надо принять решение о безвозмездной передаче северных аэропортов, имеющих региональное значение, субъектам Федерации. Мы быстрее и гораздо эффективнее найдем способы привести их в божеский вид, и будем их нормально эксплуатировать".

"Наши отношения с Минтрансом, его федеральными подразделениями мы выстраиваем на взаимовыгодной, взаимоуважительной и очень деловой основе, - сказал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. - Поэтому я абсолютно убежден, что успешно решим проблему ввода в текущем году мостового перехода через Кольский залив, обязательно начнем реконструкцию взлетно-посадочной полосы в городе-герое Мурманске".

И все же главными приоритетами, по мнению губернатора, являются Мурманский морской порт, морской транспорт в Арктике, включая Северный морской путь. "Мы разработали генеральную схему Мурманского морского порта и полгода назад представили ее в Минтранс, - сказал Евдокимов. - Мы очень рассчитываем, что она в ближайшее время будет утверждена и включена в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России до 2010 г. ". В результате для нашей страны будет открыто "северное окно" в мир, и мы не будем связаны по рукам и ногам ни датскими, ни турецкими проливами".

Сегодня через Мурманский порт проходит 28, 5 млн т грузов, к 2010 г. - 57 млн т, к 2015 г. - 75 млн т. И это без учета трубопровода, который должен прийти на берег Баренцева моря. Портовое хозяйство растет, однако железнодорожное катастрофически отстает. Порой забиваются все железнодорожные пути от Мурманска до Петрозаводска. Причины разные: неготовность перегрузочных мощностей, несовершенство технологий выгрузки, неразвитость путевого хозяйства и т. д. Необходимо как можно быстрее решить проблему железнодорожных развязок и подходов к Мурманскому морскому порту. К 2015 г. железная дорога должна в сутки пропускать 82 пары поездов (расчетные показатели на сегодняшний день - 34 пары) .

Губернатор Мурманской области выразил крайнюю озабоченность по поводу возможной реорганизации управления атомными ледоколами в Арктике. "Нельзя сегодня менять то, что хорошо себя зарекомендовало, - подчеркнул он. - В противном случае будет разрушена уникальная транспортно-технологическая система, что, в свою очередь, приведет к потере Россией своих позиций в Арктике".

Более 40 % внешнеторговых грузов, проходящих через морские порты РФ, перерабатываются стивидорными компаниями портов Краснодарского края, сказал заместитель главы администрации Краснодарского края Александр Гаврилов. Третья часть экспортируемой нефти и нефтепродуктов отгружается через порты Новороссийск и Туапсе. Грузооборот морских портов Краснодарского края только за последние 5 лет увеличился в 2 раза и в 2004 г. превысил 133 млн т. В настоящее время реализуются инвестиционные проекты по наращиванию мощностей портов Новороссийска, Туапсе, Кавказ, Темрюк.

По словам Гаврилова, вступление России в ВТО может обернуться для российских портов частичной потерей грузооборота. А это соответственно вызовет сокращение рабочих мест и снижение поступлений в бюджеты всех уровней. Ведь в соответствии с правилами ВТО России придется унифицировать железнодорожные тарифы. В настоящее время тарифы на экспортные перевозки через сухопутные погранпереходы отличаются от тарифов на внутригосударственное сообщение, в т. ч. и перевозку грузов, следующих через российские морские порты. Действующие тарифы на железнодорожные перевозки дают конкурентные преимущества российским морским портам по отношению к иностранным, что абсолютно оправданно. Однако, если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты Балтии и Украины, где имеются незагруженные портовые мощности и значительно упрощенные таможенные процедуры. Для России это будет означать, что рынок портовых услуг юга страны будет открыт для полномасштабной конкуренции со стороны украинских портов, обладающих огромным производственным потенциалом. Специализированные перегрузочные комплексы только начинают строиться в портах Краснодарского края. Уход значительной части грузопотоков из российских портов поставят под угрозу целесообразность их дальнейшего развития. Кроме того, повышение тарифов на перевозку железнодорожным транспортом грузов для внутригосударственного потребления вызовет очередной виток инфляции, снижение жизненного уровня граждан. В связи с этим, считает Александр Гаврилов, необходимо принять комплекс мер, обеспечивающих предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть в портах России в результате вступления нашей страны в ВТО.

Президент АСМАП Юрий Сухин напомнил присутствующим, что дорога Москва - Симферополь была построена за три года, и это в послевоенное время. А сейчас мы, к своему стыду, имеем длиннющий список недостроенных дорожных объектов, мостовых переходов и т. д. Четырехлетняя практика работы при ныне ликвидированных дорожных фондах довела отрасль до критического состояния. Дорожники в этих условиях вынуждены были обращаться в международные финансовые организации за кредитами на невыгодных для себя условиях.

Начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Воробьев отметил, что 2004 г. был благоприятным для всех транспортников Южного федерального округа. Однако этого нельзя сказать о первых месяцах 2005 года.

В период 2002-2004 гг. перевалка железнодорожных грузов в Новороссийском морском порту увеличена в 2 раза. Раньше выгружали 643 вагона, сегодня - 1100-1300. И это не предел. "В летне-осенний период текущего года мы выйдем на 1, 5 тысячи вагонов в сутки, - сказал он. - На складских причалах порт сегодня может принять 800 тыс. т (два года назад этот показатель был равен 500 тыс. т) . Но это в нынешних условиях максимально возможный уровень. Губернатор Мурманской области посетовал, что поезда стоят от Мурманска до Петрозаводска. Но они стоят потому, что им некуда идти, негде выгружаться. Основная проблема - отсутствие в достаточном количестве складских площадей. Этот вопрос касается всех портов, за исключением Санкт-Петербурга, где созданы необходимые условия для выгрузки "с колес" или на склад, или на борт судна". В качестве примера диаметрально противоположной ситуации В. Воробьев привел порт Туапсе, где до сих пор мизерные складские площади.

Президент Союза транспортников РФ Виталий Ефимов заявил о том, что транспорт в России нищий, потому что у него низкая производительность. Необходимо ее повышать и снижать издержки. В нашей стране бегает по дорогам 2 млн лишних автомобилей, поэтому на их эксплуатацию расходуется 1 трлн рублей дополнительно. Говоря о дорогах России, Виталий Ефимов отметил, что Монголия выделяет на их поддержание 1, 5 % от ВВП, а Россия 1, 1 %. Четыре года назад было 3 %. ГАИ не справляется с проблемой снижения ДТП. Необходимо вводить стопроцентное лицензирование автотранспорта, увеличивать количество инспекторов.

По итогам заседания коллегии было принято постановление.

***

В течение 2004 года были приватизированы пакеты акций 49 акционерных обществ и 35 федеральных государственных унитарных предприятий транспортной отрасли. Доходы федерального бюджета за счет поступлений от приватизации на транспорте, по предварительным данным, составили 1 миллиард 200 миллионов рублей. Разработана программа дальнейших действий по приватизации и оптимизации системы управления федеральным имуществом.

***

Важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование развитой и современной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы, интеграцию и укрепление позиций России на мировых рынках.

***

Основные задачи на 2005 год - это прежде всего разработка критериев эффективности выполнения предприятиями и учреждениями государственных \ функций; установление четких принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; обеспечение максимально эффективного участия представителей государства в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ транспортного комплекса.

***

Разработанная стратегия развития транспорта до 2010 г., представленная наряду с бюджетным докладом, позволит сконцентрировать ресурсы транспортного комплекса на приоритетных направлениях. В ближайшее время (апрель 2005 г.) в Правительство РФ будет внесен проект стратегии развития транспорта до 2020 г., что даст возможность планировать его развитие на долгосрочную перспективу.

[Графические материалы:

Балансовая прибыль, полученная организациями транспортного комплекса (тыс. руб.)

Структура налоговых поступлений за январь - декабрь 2004 года

Материал доступен в бумажной версии издания. ]