Перейти к основному содержанию

Главная      Дороги мостят финансы

Дороги мостят финансы

- Если сейчас коренным образом не изменить финансирование дорожной отрасли, то через несколько лет Россия останется без дорог, -заявил депутат Мартин Шаккум.

Вчера о ходе структурной реформы железнодорожного транспорта и о мерах по обеспечению финансирования и развития дорожного хозяйства перед депутатами отчитались руководители транспортных ведомств. Первый слово предоставили министру транспорта Игорю Левитину.

Глава Министерства транспорта напомнил парламентариям о том, что в сентябре прошлого года было создано акционерное общество "Российские железные дороги" (РЖД). "При этом очень важно, что проведение структурной реформы не привело к снижению финансово-экономических показателей железнодорожного транспорта", - сообщил он. Руководитель Минтранса рассказал и о совершенствовании нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта. Так, в его ведомстве была создана специальная рабочая группа по внесению изменений в законы о железнодорожном транспорте и в Устав железнодорожного транспорта. По мнению министра, необходимо внести поправки и в Кодекс об административных правонарушениях в части определения полномочий должностных лиц федеральной службы по надзору в транспортной сфере.

Что же касается денежного обеспечения развития дорожного комплекса, то, как и следовало ожидать, министр первым делом заговорил о хроническом недофинансировании отрасли в отдельных регионах, а также о разрушении существующей дорожной сети. "Нет необходимости убеждать в том, что развитие дорожной структуры создает новое пространство возможностей для развития всех отраслей экономики. Способствует повышению социальной мобильности и деловой активности. И в конечном итоге возвращается в бюджет в виде новых налоговых поступлений, многократно превышающих объем первоначально потраченных государством средств. Вместе с тем ситуация с состоянием автодорог и развитием их сети становится критической", - заметил министр транспорта и подтвердил свои слова конкретными цифрами. Так, за последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию построенных и реконструированных автомобильных дорог в стране уменьшились в четыре раза: с 7 тысяч километров в 2000 году до 1750 километров в прошлом году. Объемы ремонтных работ за этот же период снизились в два раза.

"Согласно методике Мирового банка в России при темпах роста ВВП на уровне 7 процентов в год мы должны ежегодно вводить порядка 17 тысяч километров новых дорог. То есть в десять раз больше, чем строим сегодня. Для сравнения: в Китае сегодня вводится ежегодно 35 тысяч километров новых дорог и дорожных объектов", - особо обратил внимание депутатов глава Минтранса. По его мнению, столь плачевное состояние отрасли вызвано резким снижением реальных объемов финансирования и расходов на дорожное хозяйство - с 3 процентов ВВП до 1, 3. При этом, например, в Италии расходы на дорожный сектор превышают 4, 5 процента, в Финляндии - 4, в Великобритании и Франции - 3, 5, в Белоруссии - более 2 процентов. В России же по всем программам за пять лет отрасль недополучила около 70 миллиардов рублей.

И уж совсем плачевная ситуация сложилась в регионах, которые, по мнению Игоря Левитина, вообще "остались на голодном пайке из-за сужения налоговой базы". В результате доля расходов на дорожное хозяйство в консолидированном бюджете России снизилась с 29 процентов в 2000 году до 9 процентов в 2004-м. "Следствием этой совокупности факторов стало резкое ухудшение технического состояния и пропускной способности российской дорожной сети", - подчеркнул он. Более 60 процентов федеральных дорог и около 75 процентов территориальных не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. Почти 27 процентов дорог и 13 тысяч километров федеральных трасс работают в режиме перегрузки. Особенно тяжелая ситуация сложилась на московском и санкт-петербургском транспортных узлах. "Здесь пропускная способность дорог фактически себя исчерпала. И если в ближайшее время не предпринять оперативных и действенных мер, мы можем столкнуться с реальным транспортным коллапсом, когда движение на подходах и внутри мегаполисов окажется полностью парализованным, - заявил Игорь Левитин. - Если тенденция сохранится, то к 2010 году процент автодорог, соответствующих нормативным требованиям, сократится с 38 до 20".

Также о проблемах своих ведомств рассказали руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов и глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. Так, Михаил Акулов заметил, что на этапе становления рыночной среды главной задачей реализации государственной политики является обеспечение равного доступа потенциальных перевозчиков к инфраструктуре и наличие регуляторов, обеспечивающих равные возможности в перевозочной деятельности. А Олег Белозеров повторил тезисы министра транспорта, заметив, что более 25 процентов наших дорог работают в режиме перегрузки. "Наша транспортная эксплуатационная сеть на сегодняшний момент соответствует менее чем на 40 процентов тем требованиям, которым должна соответствовать", - отметил он.

После отчета представителей Правительства на них посыпались вопросы. Так, зампред промышленного комитета Виктор Лазуткин поинтересовался, как же работается транспортным чиновникам без закона о дорогах и дорожной деятельности, который уже пять лет "заворачивается в стенах Правительства и бывшего Министерства транспорта". Глава Минтранса согласился, что такой закон необходим, "но он должен быть разработан с учетом новой ситуации по разграничению полномочий между регионами и федеральным Центром, потому что нужно, чтобы гарантированные источники финансирования отрасли были понятны на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях". И добавил, что автомобильная отрасль нуждается также в законах о платных дорогах и о концессионных соглашениях.

В свою очередь зампред Комитета по делам Федерации и региональной политике Леонид Иванченко напомнил коллегам: "Нас долго убеждали, что если передать в частные руки все железные дороги, всю дорожную инфраструктуру, то сразу наступит "малина". Но из сообщения министра транспорта видно, насколько падают темпы строительства и реконструкции объектов". Однако Игорь Левитин заметил, что в деятельности компании РЖД участвуют и представители государства. Более того, из федерального бюджета это акционерное общество не получает денег на развитие инфраструктуры, а все делает за счет своих средств. А вот автомобильные дороги финансируются из бюджета. "К сожалению", - констатировал министр.

Когда слово для выступлений взяли представители фракций, то, в частности, председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум недвусмысленно заявил: если сейчас коренным образом не изменить финансирование дорожной отрасли, то через несколько лет Россия останется без дорог, так как не будет соответствовать необходимым требованиям до 80 процентов дорожного покрытия федеральных магистралей и до 95 процентов региональных из-за недофинансирования. И это при том, что деньги в госказне есть. Причем немалые. Только за первый квартал федеральный бюджет пополнился от сверхвысоких цен на нефть на 400 миллиардов рублей. Есть и другие допдоходы. Кстати, сейчас готовятся поправки в бюджет нынешнего года, которые, по мнению Мартина Шаккума, обязательно должны учесть выделение средств на дорожное хозяйство.