Магазин у непостроенной дороги
Минтранс предлагает новый способ привлечения средств в дорожное строительство
Министр транспорта Игорь Левитин предложил владельцам будущих гостиниц, кафе и автозаправок заранее выкупать или арендовать по повышенной ставке земельные участки, которые примыкают к проектируемым федеральным трассам. Таким образом, он предлагает реализовать идею частно-государственного партнерства в дорожном строительстве и найти недостающие в госбюджете средства на содержание автодорог. Однако эксперты отмечают, что достаточного количества средств таким способом собрать не удастся: повышенным спросом будет пользоваться только ограниченное количество участков возле федеральных трасс.
Государственные вложения в дорожную отрасль с 2000 года уменьшились почти втрое - с 2, 9 % ВВП до 1, 1 % ВВП в 2005 году; при этом необходимый уровень финансирования составляет 4 % ВВП. Из-за этого, по словам главы Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, 60 % российских дорог сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии, а через 10 лет при нынешнем уровне финансирования такими будут все 80 %.
Привлечь недостающие средства чиновники рассчитывали из кармана частных инвесторов через механизм частно-государственного партнерства. Однако пока механизм работает плохо. Срок окупаемости проектов составляет 40 - 50 лет и большинству инвесторов кажется слишком большим. По этой причине в 2005 году будет начато строительство лишь одной платной дороги федерального значения протяженностью 600 км, которая свяжет Московскую кольцевую дорогу с петербургской кольцевой автодорогой; еще две платные дороги местного значения будут построены в Подмосковье - от Москвы до Ногинска и между Минским и Рублевским шоссе в обход города Одинцово.
Вчера, выступая на "правительственном часе" в Госдуме, министр транспорта Игорь Левитин озвучил новый способ привлечения инвесторов для строительства дорог. Он предложил по повышенной цене продавать или сдавать в аренду те земельные участки, которые примыкают к проектируемым федеральным трассам. Очевидно, министр рассчитывает на интерес к таким участкам владельцев будущих гостиниц, кафе, автозаправок и крупных торговых центров. Нынешнее положение дел, когда подобные инвесторы появляются уже после окончания строительства дороги, Левитина явно не устраивает. "У нас сложилась ситуация, когда дорогу строят одни (государство), а все эффекты от ее создания получают другие" , - пожаловался глава Минтранса. Во сколько раз будет повышена цена на такие участки, министр не сказал. Коэффициент, по его словам, будет устанавливаться в зависимости от близости автомобильных дорог, их категории, качества и наличия придорожной инфраструктуры. Впрочем, Левитин уверен, что спрос на такие участки превысит предложение: ведь появление новой дороги, по словам министра, увеличит как стоимость земельного участка и имущества, так и приведет на предприятие потребителей.
Однако опрошенные Газетой эксперты к идее Левитина отнеслись настороженно. "Сегодня плата заземлю достаточно низкая, однако многие предприятия и так не могут собрать достаточно средств, чтобы выкупить свои земельные участки, - напоминает ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова. - Тем более мне непонятно, как предприятия будут выкупать землю, если арендная ставка будет повышена. Такие меры могут вызвать у людей аллергию". Свои возражения есть и у Министерства финансов. Глава ведомства Алексей Кудрин выступает категорически против дифсреренциации налога на землю в зависимости от приближенности к дорогам. Дифференциация уже делается при кадастровой оценке земель, отметил министр, а дополнительные коэффициенты лишь запутают и без того сложную систему взимания земельных платежей.
Впрочем, даже в Минтрансе полагают, что идея Игоря Левитина будет реализована нескоро. "Во-первых, коэффициенты еще никто не считал, а во-вторых, это потребует внесения изменений в целый ряд законов, включая Бюджетный кодекс" , - отмечает источник Газеты в ведомстве Игоря Левитина. К тому же далеко не все участки вокруг федеральных трасс пользуются большим спросом у инвесторов, поясняет источник, а значит, вряд ли за счет этих мер можно будет собрать сумму, необходимую для строительства самой трассы.