Плохие дороги себе дороже
Миллионы российских автолюбителей нервно вздрагивают, если речь заходит о платных дорогах. Срабатывает привычный стереотип: опять грабить будут! А так ли страшен черт, как его малюют?
Несколько лет назад, участвуя в журналистском автопробеге по Европе, я впервые проехал по платным трассам Италии, Австрии, Германии. Ощущение двойственное. С одной стороны, заплатив за проезд по определенному участку, чувствуешь себя вальяжно, защищенно и уверенно: в непредвиденную яму не влетишь, гвоздей в покрышку не поймаешь, да и скоростной режим здесь, как правило, приличный. С другой - екает российское сердчишко, душит жаба, когда отсчитываешь плату (вполне умеренную, между прочим) за проезд. Вот такая, если честно, амбивалентность наблюдалась.
Когда я потом рассказывал о платных "автобанах" своим российским приятелям-автолюбителям, все как один переиначивали известную старинную поговорку, уверенно заявляя: что немцу хорошо, то для русского смерть. И еще авторитетно цитировали: у нас не дороги, у нас направления.
И что, гордиться этими раздолбанными "направлениями"?
В мировой практике (США, Италия, Франция и т.д.) широко распространен метод концессионного строительства и эксплуатации платных автомагистралей. Но, оказывается, для России это не новое, а хорошо забытое старое. В России платные дороги были еще в царские времена, когда их не было даже в развитых капиталистических странах. Убежден: реформа дорожной отрасли давно назрела, никуда мы от платных дорог не уедем. Только нам нужно очень правильно использовать международный опыт и правильно воплотить его в сегодняшней России. И давайте реформировать с умом, а не "как всегда"...
Главное неприятие платы "за проезд" заключается в том, что большинство населения привычно убеждено: опять ловкачи "хапнут", а мы в дураках останемся. И, надо признать, резон в этом умозаключении имеется. Поэтому основное условие реформы: заниматься дорожными делами должны не разные подозрительные ФГУТТы, а одно акционерное общество со стопроцентным госучастием и прозрачным бюджетом. И еще.
Все должны ясно представлять, что мы хотим получить в результате строительства платных дорог, какие проблемы решить.
На первом месте здесь очевидное - предоставить пользователю автомобильной дороги более скоростные, более комфортные, более безопасные условия передвижения.
Во-вторых, динамично развивать инфраструктуру наших сегодняшних "направлений" и придорожный сервис в полосе отвода, развить частный малый бизнес, который должен существовать в виде бензоколонок, различных небольших кемпингов, моек и т.д. вдоль дороги. Простите за интимную подробность, но помню, как во время упоминавшегося автопробега был ошарашен стерильной ухоженностью бесплатных (!) туалетов на платном автобане. А мы до сих пор даже на федеральных автомагистралях все "в кустики" бегаем - мальчики налево, девочки направо...
Сегодня совершенно очевидно, что бюджетных средств на все не хватает, что платные дороги социально более справедливы, чем взимание налогов, так как налоги платит все население, а более-менее приличные дороги у нас имеются лишь в центре. И еще необходимо подчеркнуть, что принцип платности за пользование высококачественной дорожной инфраструктурой рассматривается только как параллельный и не противоречащий принципу социальной доступности дорожных услуг. Уровень финансирования дорожного хозяйства сегодня составляет примерно полтора процента ВВП, но если исходить из объективных потребностей социально-экономического развития страны, то на дорожные дела необходимо направлять 13-18 процентов всех бюджетных расходов. Понятно, что в сегодняшней ситуации это совершенно нереальная цифра. Но, может, это чрезвычайно завышенные претензии дорожников? Нет, опыт высокоразвитых стран показывает, что в отдельные годы финансирование дорожного хозяйства у них доходило до 30-40 (!) процентов всех бюджетных расходов. Скажете: деньги в песок? Но именно за счет массового дорожного строительства им в свое время удалось стимулировать экономический подъем и стать благополучными.
Как это ни печально, символом российской столицы уже стали гигантские автомобильные пробки. И эта участь, если не предпринять кардинальные меры, грозит всей стране. По прогнозам специалистов, численность автомобильного парка к 2010 году у нас возрастет более чем на треть - с 30 до 42 миллионов. Дороги, которые еще называют артериями, попросту закупорятся. Не стоит дело доводить до реанимации.