Перейти к основному содержанию

Главная      Кто будет строить платные дороги?

Кто будет строить платные дороги?

В 2007 году в России могут появиться первые платные дороги. Однако источники финансирования этих проектов пока не определены

Как это ни удивительно, но царская Россия наряду с Англией была одной из первых стран в мире, где появились первые платные автодороги. Сегодня же такие магистрали есть почти в каждом развитом государстве. Преимущества очевидны: отсутствие пробок позволяет экономить время, а хорошее качество самой дороги бережет автомобиль от преждевременного ремонта. Почти через 100 лет российские транспортники снова начали решать извечную проблему перегруженных и раздолбанных дорог "частным порядком". Пробным проектом, скорее всего, станет трасса Ml "Беларусь", которая пойдет в обход Одинцова.

Согласно Федеральной целевой программе развития транспортной системы России до конца 2010 года родные просторы должны пересечь 10 новых автодорог. В том, что часть из них будет коммерческой, а к их строительству придется привлекать большой бизнес, сегодня не сомневается уже никто. Госбюджет просто не покроет таких расходов. Однако, как уверяют чиновники в самом Минтрансе, одного политического решения (указ о платных дорогах президент Ельцин подписал еще в 1998 г.) для этого будет маловато. Сегодня нет главного - прозрачного и отлаженного механизма, по которому средства частных инвесторов могли бы привлекаться в дорожное строительство.

Вариантов, по сути, немного. Можно отдать платные дороги полностью на откуп частникам. Бизнесмены тогда сами разберутся - кому заказывать щебень, кому поручать разработку проекта и как распоряжаться средствами. Но есть и сложности. Например, земельное законодательство в России, увы, еще несовершенно. К тому же любая крупная дорога есть объект стратегический и должен находиться под контролем государства. Скорее всего, будет выбран другой вариант - когда вместе с инвесторами участвовать в реализации проектов платных дорог будет государство. За границей такая форма сотрудничества называется частно-государственным партнерством. Вкладывают средства в проект и государство, и инвестор. Когда дорогу построят, она становится государственной собственностью, но деньги за проезд собирает инвестор, чтобы окупить затраченные деньги. К примеру, во Франции из более чем 9000 км автомагистралей 7000 км платные и находятся во временном управлении у коммерческих организаций. Все это хорошо. Но куда нести сегодня деньги инвестору, рискнувшему поучаствовать в борьбе с российским бездорожьем? Как он сможет проконтролировать, что его средства расходуются правильно, что техника и стройматериалы покупаются не по завышенной вдвое цене, а конкурсы на выполнение работ или поставку все тех же материалов выигрывают действительно лучшие фирмы, а не те, кто дал взятку? До сих пор в самом Минтрансе нет единого мнения на этот счет. Кто должен работать с инвестором? Сам Минтранс? Дорожное агентство? Или какой-то из многочисленных, но непонятных для предпринимателя ФГУПов - федеральное государственное унитарное предприятие? ФГУП действительно сможет провести конкурсы, подписать договор. Однако, как считают специалисты, сама по себе практика ФГУП - это сложный, часто запутанный, а главное, совершенно непрозрачный для рынка механизм, неспособный обеспечить защиту интересов инвестора.

- Структура, с которой бизнес может иметь дело с государством, должна быть и привлекательна, и понятна, - считает гендиректор Института управления рисками Александр Ерыгин. - Это главное, иначе проект останется без денег. Что такое потенциальный инвестор? Как привило, это целая группа участников (банки, строители, консультанты, которые объединяются в так называемый консорциум). Консорциум учреждает инвестиционную компанию, которая и будет заказчиком всех работ. Но как тогда государство сможет контролировать акционера и влиять хотя бы на цену будущего проезда? Думаю, разумно говорить о создании государственного ОАО, акции которого будут полностью принадлежать государству. Эта организация в отличие от ФГУПов сможет иметь долю в строительстве каждой дороги, а значит, и контролировать процесс. При этом бизнес этот становится открытым, легальным, а значит, и привлекательным для зарубежного капитала.

В ближайшие месяцы Минтранс РФ должен представить правительству конкретный план действий, для чего на днях была создана рабочая группа. Возглавил ее замглавы транспортного ведомства Александр Мишарин. Этой группе и предстоит решить судьбу первых платных дорог в новой России. Ну а как она будет построена -цивилизованным путем или как удобнее отдельным чиновникам, станет ясно уже в самое ближайшее время.