Перейти к основному содержанию

Главная      Эх, прокатиться бы!

Эх, прокатиться бы!

Транспортный комплекс России не только хребет экономики, но и гарантия целостности необъятного жизненного пространства.

Но параметры наших дорог все еще сильно отстают от масштабов страны, занимающей 8-ю часть суши и 8 часовых поясов планеты. Отсутствие сносной транспортной связи - одна из причин того, что еще полвека назад тысячи глубинок с многомиллионным населением были приговорены к вымиранию как неперспективные. Десятки субъектов Федерации отрезаны от активного участия в современном разделении труда, сотни давно открытых месторождений природных богатств мирового класса не разрабатываются.

По убеждению многих ученых, опытных хозяйственников и политиков, сегодня именно транспорт является тем звеном, ухватившись за которое, можно вытянуть страну из кризиса.

Ни одна отрасль реальной экономики не таит в себе столько созидательного потенциала. Здесь поистине безбрежное поприще для применения сил и энергии всех участников молодого рынка - от государства и крупного бизнеса до малого и среднего предпринимательства.

В транспорте сосредоточено 30% основных фондов России - на 7, 5 триллиона рублей. Чтобы представить себе такую сумму, надо примерно втрое умножить доходную часть федерального бюджета. Несмотря на ослабление отрасли, здесь за год создается добавленная стоимость почти на 850 миллиардов рублей, обеспечивая 8-9% прироста валового внутреннего продукта страны.

Однако износ основных фондов на железных дорогах и у трубопроводов достиг запредельных величин - 60% и 45% соответственно. О морском и речном транспорте, в значительной части пущенном на металлолом, данные туманны. Некоторый прирост авиаперевозок последних лет не меняет картины, да и происходит на фоне умирания отечественного авиастроения.

- Хотите удвоения ВВП? Начинайте с транспорта, - советуют эксперты. - Иначе ВВП удвоим, а перевезти его не сумеем. Бездорожье, пыль да туман.

По расчетам Минтранса РФ, для восстановления и развития транспортного комплекса необходимо инвестировать до 600 миллиардов рублей в год. Вкладывается пока раз в пять-семь меньше.

ПРОВЕРЕНО. МИН НЕТ

Новейшей истории хорошо известно, что концентрация усилий государства, бизнеса и общества на решении проблем транспорта может приносить удивительные успехи. Пусть не всем по душе пример Германии 30-х годов, когда ее тоталитарный режим спланировал и осуществил дорожный бум, послуживший базой гитлеровского "экономического чуда". Политически корректней обращаться, пожалуй, к опыту США. Там в 30-х годах с целью выхода из Великой депрессии президент Рузвельт начал и другие президенты продолжили грандиозную государственную программу строительства дорог. Она обошлась более чем в 130 миллиардов долларов. Львиная доля инвестиций шла из федерального бюджета.

В 1973 году программа была выполнена. Известна оценка, данная ей ранее президентом Эйзенхауэром: "Этот государственный проект изменил лицо Америки больше, чем любой иной. Его влияние на американскую экономику столь велико, что не поддается точному исчислению".

К 30-летию завершения проекта американцы все же исчислили выгоды. Оказалось, что он дал импульс развитию традиционных и новых производств с новейшими технологиями, вовлек в интенсивную хозяйственную жизнь многие ранее удаленные регионы, создал миллионы рабочих мест, снизил транспортные издержки, аварийность и в целом дал общий эффект в 2, 1 триллиона долларов. Кроме того, налоги на транспорт и смежные отрасли, на зарплаты занятых здесь масс закрепили за комплексом роль главного поставщика средств в бюджеты всех уровней.

ДОРОГИ - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ

В апреле 2004 года только что назначенный главой правительства РФ Михаил Фрадков впервые за годы рыночных преобразований предложил коллегам подумать над путями развития реальной экономики, особенно ее транспортной инфраструктуры. Предлагалось учесть и специфику России как геополитического моста между Европой и Азией, способного привлечь немалые иностранные инвестиции.

Постановка вопроса показалась довольно неожиданной многим. Кроме тех, кто давно ее обдумывал. Один из них еще летом 2000 года подробно изложил некоторые глобальные аспекты проблемы на Международном форуме стран-участниц АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Речь шла о том, что транспортные артерии России, развиваемые в тесном интернациональном взаимодействии, могут работать не только на ее экономику. Они могли бы существенно сократить сроки и расходы по доставке западноевропейских и американских грузов в страны Юго-Восточной Азии и обратно. "Мы приглашаем наших соседей к активному сотрудничеству", - заключал докладчик.

Этим первым глашатаем безграничных перспектив наших дорог был только что избранный тогда президентом Владимир Путин.

Но у нас и через пять лет после президентской декларации нет ни масштабной программы, ни ясно очерченной роли государства. Недавно группа сенаторов выступила с воззванием, в котором говорится, что координация развития громадного и многоотраслевого транспортного комплекса в интересах всего общества и всего предпринимательства посильна в России лишь государству. Сам же комплекс определен как локомотив экономики и "верный фактор создания миллионов рабочих мест, расширения базы для технологического прорыва и реального повышения конкурентоспособности страны".

В феврале спикер Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Высшего совета Российского инженерного общества с его 10-миллионной армией специалистов. Большое внимание было уделено промышленной инфраструктуре, дорогам. Правда, почему-то снова всплыл германский, а не американский опыт. Узость кругозора? Она простительна разве только тем, кто во всем ориентируется на заокеанскую демократию, но в упор не видит в США именно то, что для России особенно полезно.

КАКОВ УМ - ТАКОВЫ ДОРОГИ

Деньги теперь есть не только у крупного бизнеса, но и у государства с его феноменальными золотовалютными резервами и фондами. Начинают пробиваться в жизнь отдельные оригинальные проекты транспортного строительства, особенно платных дорог, с участием частного бизнеса. В канун весны 2005 года определенные надежды вселило заседание Госсовета РФ, проведенное Путиным в Жуковском, по проблемам российской авиации. Намечены общие контуры взаимодействия государственных и частных структур, в том числе в рамках Объединенной авиастроительной корпорации перед лицом возросшей конкуренции из-за рубежа.

Но до многоотраслевых стратегических программ пока далеко. Загвоздка в том, что не унимаются влиятельные оппоненты тесного взаимодействия бизнеса и власти, противники существенного увеличения инвестиций в транспортную инфраструктуру даже в рамках частно-государственного партнерства.

А в общем сегодня, как никогда яснее за последние лет двадцать, у нас вырисовалась реальная перспектива совместными усилиями цивилизованного бизнеса, просвещенного государства и общества лишить наконец глупость и бездорожье шансов на долгожительство.

Географам нравится присказка: "Без географии ты нигде". Пожалуй, верно будет также сказать: "С дорогами ты везде". В том числе там, где с умом используются все блага цивилизации.