Транспорт нуждается в деньгах и законах
Цели транспортной стратегии страны впечатляют. Однако для их реализации необходимо удвоить финансирование отрасли и принять целый ряд законов
На 10-й Московской международной выставке "ТрансРоссия 2005" замминистра транспорта РФ Александр Мишарин озвучил основные цели реализации транспортной стратегии страны. Причем цели весьма амбициозные. Например, увеличение пропускной способности автомобильных дорог, серьезный рост грузоперевалки в портах или увеличение транзитных перевозок. И все бы хорошо, да вот нынешний уровень развития транспортной инфраструктуры пока никак не способствует претворению в жизнь этих планов. Хотя чиновников это не смущает. Минтранс уже предложил целый ряд крупных инфраструктурных проектов, среди которых набившие оскомину скоростная железная дорога до Питера, магистраль до Якутска и строительство платных автомобильных дорог. Однако едва ли стоит ожидать реализации этих проектов в ближайшие годы. Сначала необходимо как минимум вдвое увеличить финансирование транспортной отрасли и кардинально обновить нормативно-правовую базу, а для этого потребуется далеко не один год.
Никто не станет спорить, что транспорт в условиях протяженности российского пространства приобретает особую значимость. По итогам прошлого года общий объем грузоперевозок вырос более чем на 7 %, а объем инвестиций увеличился почти вдвое. При этом объем грузопереработки в морских портах России вырос на четверть, на железной дороге рост грузооборота составил 8 %, а объем авиаперевозок увеличился на 16, 7 % по сравнению с 2003 г. В настоящее время развитие транспортной отрасли в России определяется тремя основными документами: "Транспортной стратегией России на период до 2020 г. " , "Транспортной стратегией России на период до 2010 г. " и федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг. )".
На открывшейся вчера 10-й Московской международной выставке "ТрансРоссия 2005" замминистра транспорта РФ Александр Мишарин озвучил основные цели реализации транспортной стратегии страны. Причем, как выяснилось, они весьма амбициозны. По словам замминистра, к 2010 г. в России появится сеть платных автодорог, объем перевалки грузов в портах возрастет в 1, 4 раза (до 540 млн т) и составит 90 % от всего экспорта страны, на 6-7 млн т вырастет перевалка контейнеров в портах, на 160 км увеличится протяженность внутренних водных путей, на 6-8 % поднимется скорость доставки грузов (по основным транспортным коридорам - на 15-20 %), объем транзитных перевозок увеличится до 75 млн т, пройдет реформа общественного транспорта, кроме того, тоннаж флота, контролируемого российскими судовладельцами, достигнет 16, 8 млн т, причем половина его будет зарегистрирована в РФ.
Такие планы чиновников нельзя не приветствовать. Однако для столь серьезного роста объемов перевозок явно недостаточно нынешнего уровня развития инфраструктуры. Выступая на конференции, министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что износ основных фондов уже превысил все допустимые объемы и назвал развитие транспортной инфраструктуры приоритетной задачей, стоящей перед министерством. "Уровень развития транспорта нельзя считать достаточным: на сегодня здесь существуют многочисленные проблемы и узкие места, - отметил в свою очередь Александр Мишарин. - Из шестнадцати крупных морских портов тринадцать не имеют выхода на сеть автодорог. Существует проблема железнодорожных подъездных путей. Количество автомобилей растет в три раза быстрее, чем пропускная способность автодорог. У большинства населенных пунктов нет круглогодичного доступа к основным транспортным коммуникациям". Кроме того, по словам замминистра, на контролируемый Россией флот приходится всего 10 % грузовой базы.
Способствовать развитию транспортной инфраструктуры в стране призван разработанный Минтрансом реестр приоритетных проектов на 2005-2010 гг. Как пояснил, выступая на конференции, директор департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олег Шахов, к их числу относятся следующие проекты: завершение строительства трансконтинентальной магистрали Москва - Владивосток, кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, обходов городов Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Выборг, Сочи; модернизация существующих и строительство новых автодорог на Севере и в зоне сибирских месторождений полезных ископаемых; строительство и передача в концессию платных автомобильных дорог, реконструкция Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. В сфере морского транспорта г-н Шахов выделил развитие паромных линий на Балтике и Черном море, модернизацию арктической транспортной системы и астраханского транспортного узла, создание нового поколения атомных ледоколов, завершение строительства порта Усть-Луга (Ленинградская область). Что касается железнодорожного транспорта, то здесь в числе приоритетов, по словам чиновника, - модернизация железнодорожных путей на подходах к портам, завершение строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск и скоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, увеличение пропускной способности железнодорожной сети на границе с Китаем и строительство новой ветки на Кызыл.
Однако едва ли эти проекты удастся реализовать так быстро и легко, как хотелось бы. И в первую очередь потому, что в такие короткие сроки не удастся решить две проблемы. Первая из них - неприемлемо низкий уровень финансирования отрасли. По словам Олега Шахова, сегодня транспортная отрасль нуждается в двукратном увеличении финансирования: с 14 до 25 млн долл. (с 2, 5 % до 4, 5 % от ВВП соответственно). Необходимость такого увеличения финансирования отметил и Александр Мишарин. Вторая проблема - это совершенствование нормативно-правового поля, базовое условие развития транспортных проектов, по словам г-на Шахова. Но едва ли кого-то придется убеждать в том, что разработка, принятие и внедрение законов о концессионном соглашении о платных дорогах, о международном реестре морских судов, о морских портах, о транспортной безопасности потребует еще не один год.
Отдел экономики