МЕРТВЫЙ СЕЗОН
Как обычно, весна приносит не только падение сосулек, паводок, но и обнажает давнюю историческую российскую беду. Дороги в областном центре, освободившиеся ото льда и снега, такие, будто и не было в прошлом году широкой ремонтной кампании, кричащих пресс-релизов о выделении Саратову очередной порции бюджетных денег на латание полотна, бодрых рапортов о покрытии очередной улицы асфальтом и т. п.
Мост Саратов-Энгельс вообще выглядит так, словно по нему проехали доблестные "тридцатьчетверки". Конечно, на носу празднование 60-летия Победы, но зачем же дороги ломать?... А если без шуток, то в прошлом году мост из-за падения световых опор был под самым пристальным вниманием дорожников - меняли и опоры, и ограждение, ставили заплатки. И что в итоге? Сегодня с мостового полотна исчезла даже дорожная разметка, дабы водители могли беспрепятственно объезжать многочисленные ямы и колдобины.
Дорожники, пусть и с опозданием из-за затяжной зимы, начинают сезон. И есть надежда, что с мостом, которому уже более 40 лет (при эксплуатационном сроке в 35 лет) , в этом году будет все более-менее нормально. На его содержание и ремонт предусмотрено 31, 5 млн рублей, что почти на треть больше, чем в 2004 году. Более того, энгельсский мост (как и мост возле Пристанного) будут даже охранять - на это заложены деньги в областной казне.
Ну ладно мосты, а что будет в новом сезоне с областными и городскими дорогами? Судя по всему, ничего хорошего. Средств в бюджете, как утверждают в областном дорожном комитете, хватит только на то, чтобы осуществить ремонт 65 километров дорожного покрытия по всей области. Если поделить на все 38 муниципальных районов, то получается, что в каждом районе можно будет отремонтировать не больше полутора километров...
О строительстве новых дорог и говорить не приходится. Второй год уже, как область их не строит вообще. И это при том, что около 500 населенных пунктов, выражаясь казенным языком, не имеют "устойчивой дорожной связи"!
Планы на текущий год явно не отдают "бонапартизмом". Дорожники должны получить 1, 9 млрд рублей, и это почти на 150 млн меньше, чем в прошлом году. Напомню, что, кроме ремонта, в 2004-м дорожные строители реконструировали Усть-Курдюмскую трассу, устраняли последствия падения световых опор на мосту Саратов-Энгельс, строили вторую очередь моста возле Пристанного, завершили развязку на примыкании моста к трассе Самара-Волгоград. Около 24 млн рублей было потрачено на проектные работы по мостовому переходу через судоходный канал в Балаково.
Приоритеты нынешнего года: снова реконструкция Усть-Курдюмской трассы (от границы Саратовского района до Пристанного) , вторая очередь нового моста через Волгу, ремонт и содержание сети малых мостов и др. Основная статья расходов - содержание областных дорог, на что намечено потратить почти 420 млн рублей. О ремонте (план - 1, 5 км на район) и строительстве (план - 0 км) мы уже говорили.
Скорее всего, окончательно отремонтируют и известный многим водителям отрезок дороги на Балаково - на границе Энгельсского и Марксовского районов. Ведь именно по этой дороге новый губернатор ездит на свою бывшую "вотчину". Впрочем, старожилы говорят, что вряд ли здесь можно что-то изменить. Эту дорогу построили в 1972 году. Срок службы покрытия превышен в три раза (вместо десяти лет эту дорогу "утюжат" уже более тридцати) . Ясно, что нужна серьезнейшая реконструкция.
В областном комитете по дорожному строительству и эксплуатации дорог главную причину видят в хроническом недофинансировании отрасли. Что в свою очередь порождает колоссальный недоремонт - починки требуют 60 % сетей региона и 200 мостов, из которых 71 - в предаварийном состоянии и 17 - в аварийном.
По мнению первого заместителя председателя комитета по ДС и ЭД Виктора Стародубцева, отрасль подкосили отмена в 2000 году налога на пользователей дорог и ликвидация в 2001-м федерального дорожного фонда, в результате чего потеряно около 5 млрд рублей.
Сегодня в эту старую песню добавился новый куплет - по 131-му ФЗ упразднен и областной дорожный фонд. Деньги на дороги пойдут напрямую из бюджета области, на котором отныне "висят" монетизация льгот, реформа местного самоуправления, новые социальные статьи, вроде системы профтехучилищ, которая раньше содержалась за счет средств центра. Ясно, что приоритет будет отдан именно этим направлениям.
Дороги финансируются за счет транспортного налога и акцизов, взимаемых с реализации нефтепродуктов. Собираемость первого (по данным налоговой инспекции, по области за два месяца составляет не более 70 %) и почти полное отчисление в центр второго оптимизма областным дорожникам не прибавляют. Для того чтобы хоть как-то поправить дела, нужно, как считает Виктор Стародубцев, вернуть фонды и налог на пользователей дорог, провести реструктуризацию задолженности дорожных предприятий по налогам, списать пени и штрафы и найти новые источники доходов. В качестве оного предлагается даже отщипнуть 3 % от НДС - это "священный" налог, полностью идущий в доход Федерации и опекаемый министерством экономического развития РФ как зеница ока...
По дорогам в областном центре также не стоит ждать изменений. Радует хотя бы то, что те немногочисленные участки, которые удалось отремонтировать в прошлом году, не разрушились из-за перепадов погоды и весенних ручьев. По-прежнему в нормальном состоянии отдельные отрезки по улицам Чапаева (между ул. Сакко и Ванцетти и Ильинской площадью) , Чернышевского, Навашина, 2-й Садовой и другим.
Сказалось неплохое качество работ и материала. Как сообщил "НО" председатель комитета по дорожному хозяйству Саратова Валерий Данилин, в прошлом году качество дорожного полотна контролировалось федеральной службой "Росдортех" , ни один акт выполненных работ не подписывался без ее заключения. В этом же году планируется использовать специальные добавки в битум, увеличивающие срок службы покрытия в полтора-два раза.
По словам Данилина, в новом сезоне планируется отремонтировать саратовских дорог на 52 млн рублей (в 2004-м было запланировано 224 млн рублей, а перечислено 19 млн рублей, что составило 8 % от плана) . Одним из приоритетных направлений будет ремонт улиц, названных в честь героев Великой Отечественной, есть намерение взяться за внутриквартальные дороги, которые не ремонтировались годами.
Неизвестно, состоится ли в этом году, который, как известно, проходит по знаменем 60-летия Победы, парад на Московской. Ежегодно тяжелая техника уродовала и без того разбитую центральную улицу Саратова. Если дело пойдет так и дальше, то она года через два будет состоять сплошь из заплаток, ямок и ям. Этой улицей, как считает Данилин, нужно заниматься основательно-снимать фрезой старый асфальт и "лезть" в дорожное основание.
Что касается финансирования городского дорожного хозяйства, то оно такое же хилое, как и в целом по области. Как подсчитали в комитете, чтобы отремонтировать все улицы областного центра, нужно 13 млрд рублей. Выделяется почти в сто раз меньше. Тем не менее, по словам Данилина, саратовские дорожники надеются, что новая губернская власть больше внимания уделит дорогам областного центра.
Можно говорить о том, что все эти разговоры о низком финансировании не более чем "плач Ярославны". И при этом вспомнить известный ответ Карамзина на вопрос "Что делается в России?"... Но факты остаются фактами - финансирование отрасли снижается, сокращается количество источников доходов. Потому как приоритеты государственной политики сегодня явно лежат в другой плоскости - соцсфера, образование, государственное устройство, энергетика... Дороги в этом списке находятся во второй очереди.
Да и, по словам опытных дорожников, вряд ли кто отважится сегодня уводить деньги "налево" при таких объемах. Они довольно малы и при желании такое воровство легко раскрывается. Не так давно шли разговоры, что дорожные финансы "экономятся" на качестве работ - применяется низкопробный материал, вместо щебня используется песок и т. д. И здесь украсть не так-то легко. Заказчики требуют качества, выполнение работ проверяют специальные структуры.
Сегодня много говорится о строительстве платных дорог. В правительстве РФ с ними связывают будущее, вроде чтобы как в США - магистрали сами себя кормили. Однако о государственной поддержке этой идеи не говорится ничего. Ведется речь о поиске инвесторов. Интересно, кто будет вкладывать средства в строительство платной дороги, если инвестиции вернутся только минимум через десять-пятнадцать лет?
Самое интересное, что в нашей губернии такой опыт уже есть. Все, наверное, помнят, что за проезд по Зоринскому путепроводу брали деньги. Впрочем, просуществовала эта "платная дорога" довольно недолго. Видимо, себя не окупила...
В любом случае ясно этот новый дорожный сезон будет столь же "мертвым" , как и прошлый. Если не хуже. Надеяться на то, что в Саратовской области появятся хорошие дороги, конечно, можно. Но вот надеяться, что это будет через два, три года или пять лет, вряд ли стоит. А поэтому - с началом весны вас, автомобилисты! Берегите ходовую!