"Концессии помогут создать рынок доступного жилья"
На практике концессионные соглашения используются как один из наиболее эффективных инструментов привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики для обновления и модернизации производства и инфраструктуры. Прежде всего концессия используется в тех отраслях экономики, где у частного инвестора имеются организационные и технологические преимущества по сравнению с традиционно применяемыми государством или муниципальным образованием формами управления. Критерием, на основании которого оценивается работа концессионера, является качество предоставляемых услуг и поддержание определенного уровня технического состояния переданного имущества, бесперебойность его работы.
Срок концессии рассчитывается таким образом, чтобы концессионер окупил свои затраты и получил определенную прибыль на произведенные им вложения, после чего все объекты переходят в собственность государства или муниципального образования. Передача имущества по окончании срока концессии может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе, в зависимости от условий конкретного договора. Как показывает международная практика, концессионные договоры заключаются на долгосрочный период, который, как правило, составляет не менее 15 лет (например, для платных дорог и объектов гидроэнергетики - 30 лет, для объектов электроэнергетики - 15 лет, водоснабжения и водоотведения - до 30 лет).
В настоящее время действующим российским законодательством правоотношения, возникающие в связи с заключением и исполнением концессионных соглашений, не урегулированы. Сейчас в Госдуме осуществляется доработка поправок к рамочному законопроекту о концессионных соглашениях. В этих поправках учитываются особенности концессии объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве являются крайне необходимыми в условиях, когда износ основных фондов в отрасли составляет более 60%, а средств для их обновления и модернизации в бюджетах субъектов Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований не хватает. При этом надежды на то, что предприятия жилищно-коммунального хозяйства сами преодолеют свои трудности и найдут средства на модернизацию эксплуатируемых объектов инфраструктуры, являются необоснованными. Кроме того, сегодняшний уровень управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими эксплуатацию объектов городской инженерной инфраструктуры, недостаточно высок. А при привлечении частных инвестиций в любую отрасль происходит и привлечение в нее новых технологий и методов управления, перенос экономического и управленческого опыта частных инвесторов, накопленного в конкурентной борьбе на открытых, нерегулируемых рынках.
В связи с этим одним из наиболее эффективных инструментов выхода из сложившейся в отрасли ситуации является развитие законодательства о концессионных соглашениях в коммунальном комплексе. Заключение концессионных договоров будет способствовать развитию жилищно-коммунального сектора, повышению качества оказываемых коммунальных услуг, позволит осуществить модернизацию существующих объектов коммунального назначения и создать новые, а также приведет к уменьшению бюджетных затрат на эксплуатацию и создание объектов коммунального назначения. Все это благоприятно отразится на темпах жилищного строительства, так как позволит обеспечить инженерно-коммунальной инфраструктурой земельные участки, предоставляемые под жилищное строительство. В результате это приведет к уменьшению затрат застройщиков и позволит им более четко планировать свою производственную деятельность, вкладывая средства, собранные с покупателей жилья, непосредственно в жилищное строительство, а не в иные объекты муниципальной собственности, как это происходит сегодня.
Таким образом, принятие закона о концессионных соглашениях является необходимым для формирования рынка доступного жилья.