Перейти к основному содержанию

Главная      Дорожные амбиции

Дорожные амбиции

Минтранс призывает государства и бизнес вложить деньги в пути сообщения

"СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ по РОССИЙСКИМ ДОРОГАМ ВЫРАСТЕТ НА 15 ПРОЦЕНТОВ. ЗАДАЧА АМБИЦИОЗНАЯ, НО ДОСТИЖИМАЯ". С ТАКИМ ОПТИМИСТИЧНЫМ ЗАЯВЛЕНИЕМ ВЫСТУПИЛ ВЧЕРА НА РАСШИРЕННОЙ КОЛЛЕГИИ МИНТРАНСА ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР АЛЕКСАНДР ЖУКОВ.

Позже он уточнил, что облегчить нынешние дорожные страдания отечественным автовладельцам поможет так называемое государственно-частное партнерство. Кстати, этот термин чаще всего звучал на коллегии. Помимо вице-премьера на развитии тесного сотрудничества между государством и бизнесом в транспортной сфере настаивали министр транспорта Игорь Левитин и заместитель министра Минэкономразвития Андрей Шаронов.

По словам Игоря Левитина, отрасль испытывает "хроническое безденежье". Так что без частного капитала не обойтись. Статистика безрадостна. Только в 2002-2005 годах транспортники недополучили из бюджета на федеральные целевые программы около 70 миллиардов рублей, то есть порядка 17 процентов средств. Состояние дорог стало прямым следствием финансового голода. Ввод новых дорог общего пользования в стране "упал" почти в пять раз, с 7000 километров в 2000 году до 1752 километров в 2004 году, а ремонтные работы сократились почти вдвое. Итог: рост аварийности, снижение скоростей движения, экономические потери, которые с трудом поддаются счету. Один из таких убийственных фактов привел министр природных ресурсов Юрий Трутнев: из-за бездорожья около 70 процентов промышленного леса не доходит до потребителя, загнивая "на корню".

Что делать? На этот вопрос глава Минтранса отвечает вполне конкретно: была названа сумма в 10 миллиардов долларов из средств Стабилизационного фонда. Они должны пойти на инвестирование ряда инфраструктурных проектов с последующим возвратом. Помимо этого Минтранс спешно продвигает идею создания платных автодорог, основанных на привлечении частного капитала. Уже месяц назад в Минтрансе прошел конкурс на разработку национально значимого проекта по строительству скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. В ближайшее время аналогичный конкурс планируется провести по Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Реализация только одного этого проекта потребует инвестиций в три миллиарда долларов. Но, чтобы вложить такие большие деньги, бизнес хочет иметь гарантии не только на их возврат, но и на определенный доход. Для этого нужен пакет законов: "О платных дорогах" и "О концессиях". Но если законопроект "О платных дорогах" планируется принять уже в течение этого года, чтобы расставить все точки над "i" в вопросах с земельной собственностью, то с законом "О концессиях" дело сложнее.

Андрей Шаронов вынужден был признаться, что "готов посыпать голову пеплом", поскольку Минэкономразвития не предприняло "достаточных" усилий для того, чтобы этот законопроект подошел ко второму чтению в Госдуме. Для ускорения процесса, замминистра даже призвал частные компании, работающие в транспортной сфере, помочь "прописать" положения закона, выгодные как для "частников", так и для государства. "Надо упереться и толкать закон "О концессиях" вместе", - призвал Шаронов.

Кстати, чтобы привлечь миллиардные инвестиции в ветшающую инфраструктуру, чиновники сегодня готовы отдать в частные руки почти все госимущество транспортной сферы, которое нельзя приватизировать. Как сказал Игорь Левитин, этот вопрос является одной из приоритетных задач Минтранса на 2005 год. По его словам, только в 2004 году доходы бюджета от приватизации на транспорте составили 1 миллиард 200 миллионов рублей. А в настоящее время Минтранс уже провел инвентаризацию всех отраслевых предприятий, учреждений и АО, акции которых находятся в федеральной собственности, и определился с тем, от каких надо немедленно избавляться, а какие оставить в собственности государства. Решено оставить только 306 организаций. То есть речь идет о почти десятикратном сокращении количества федеральных транспортных предприятий. Кроме того, по словам Левитина, Минтранс выступает за скорейшую продажу частным инвесторам всех аэропортов и морских портов, где у государства нет контрольного пакета акций, и которые не входят в перечень стратегических. Похоже, окончательно решен вопрос и о передаче северных и приравненных к ним аэропортов в собственность местных властей. А это без малого 110 из 394 аэропортов. "Государство фактически не занимается развитием этих объектов", - пояснил Левитин.

Что касается трубопроводов, то строить их будут только за счет государства. "Раз уж принято решение, что, трубопроводный транспорт является госмонополией, то государство должно обеспечивать его развитие", - заявил глава Минтранса. Будут ли прокладываться частные нефтепроводы, дискуссия об этом до сих пор идет, остается неясным. Остро стоял вопрос о разработке альтернативных маршрутов транспортировки российской нефти в обход Босфора. О защитных мерах против роста цен на авиатопливо.

Уже в апреле правительство планирует рассмотреть проект транспортной стратегии России до 2020 года. Однако до этого Минтрансу еще предстоит скорректировать Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы" с тем, "чтобы расставить приоритеты финансирования".

***

Справка "РГ"

На 40 процентов вырастет в ближайшие 10 лет "подвижность" российских граждан, которые все чаще предпочитают пользоваться услугами воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта. С 599 до 710 тысяч километров вырастет в России протяженность дорог. В два раза увеличатся транзитные перевозки и почти в 2,5 раза экспорт транспортных услуг.