Дорожные амбиции
Минтранс призывает государство и бизнес вложить деньги в пути сообщения
"ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО". ЭТОТ ТЕРМИН ЧАЩЕ ВСЕГО ЗВУЧАЛ ВЧЕРА НА РАСШИРЕННОЙ КОЛЛЕГИИ МИНТРАНСА.
На развитии тесного сотрудничества между государством и бизнесом в транспортной сфере настаивали все высшие правительственные чиновники, вице-премьер Александр Жуков, министр транспорта Игорь Левитин, заместитель министра Минэкономразвития и торговли Андрей Шаронов.
В ближайшие 10 лет правительство ставит перед отраслью амбициозные задачи. На 40 процентов повысить "подвижность" населения, которое все чаще сегодня предпочитает пользоваться услугами воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, нарастить количество комфортабельных автодорог с 599 до 710 тысяч километров, удвоить объем транзитных перевозок и почти в 2, 5 раза увеличить экспорт транспортных услуг. При этом привести в порядок стремительно ветшающую транспортную инфраструктуру, аэропорты, железнодорожные станции, автовокзалы, а в целом приблизить ее к международным стандартам. Без участия частного капитала здесь никак не обойтись. Пока же, по словам Игоря Левитина, отрасль испытывает "хроническое безденежье". Только в 2002- 2005 годах транспортники недополучили из бюджета на разнообразные федеральные целевые программы около 70 миллиардов рублей, то есть порядка 17 процентов бюджетных средств. Особенно от хронического финансового голодания страдают дороги. В результате ввод новых дорог общего пользования в стране "упал" почти в три раза, с 7000 километров в 2000 году до 1752 километров в 2004 году, а ремонтные работы сократились почти в два раза.
Масла в огонь подлил министр природных ресурсов Юрий Трутнев. "Даже федеральные дороги у нас сегодня кривые, неровные, без разметки.
И ездить по некоторым приходится на авось, почти как в Средние века", - заметил он. Также, по его словам, в настоящее время около 70 процентов промышленного леса не доходит до потребителя, загнивая "на корню" из-за бездорожья.
Для того чтобы финансово "оживить" отрасль, глава Минтранса попытался "замахнуться" на средства Стабилизационного фонда. В частности, попросил на инвестирование в ряд проектов около 10 миллиардов рублей. Сумма огромная. Помимо этого Минтранс спешно продвигает идею создания платных автодорог, основанных на привлечении частного капитала. Уже месяц назад в Минтрансе прошел конкурс на разработку национально значимого проекта по строительству скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. В ближайшее время аналогичный конкурс планируется провести по центральной кольцевой автодороге в Московской области. Правда, внедрение в жизнь этих проектов осложняется отсутствием законодательной базы. И в первую очередь законов "О платных дорогах" и "О концессиях". Но если законопроект "О платных дорогах" планируется принять уже в течение этого года, чтобы расставить все точки над i в вопросах с земельной собственностью, то с законом "О концессиях" дело сложнее.
Говоря о создании стимулов для предпринимателей, готовых вступить с государством в партнерские отношения, Андрей Шаронов, в частности, признался, что "готов посыпать голову пеплом", поскольку Минэкономразвития не предпринял "достаточных" усилий для того, чтобы этот законопроект подошел ко второму чтению в Думе. Чтобы ускорить процесс, Шаронов даже призвал частные компании, работающие в транспортной сфере, помочь "прописать" положения закона, выгодные как для "частников", так и для государства.
"Надо упереться и толкать закон "О концессиях" вместе, - добавил замминистра.
Кстати, чтобы привлечь миллиардные инвестиции в ветшающую инфраструктуру, чиновники сегодня готовы отдать в частные руки почти все госимущество транспортной сферы, которое нельзя приватизировать. Как сказал Игорь Левитин, этот вопрос является одной из приоритетных задач Минтранса на 2005 год. По его словам, только в 2004 году доходы федерального бюджета от приватизации на транспорте составили 1 миллиард 200 миллионов рублей. А в настоящее время Минтранс уже провел инвентаризацию всех отраслевых предприятий, учреждений и АО, акции которых находятся в федеральной собственности, и определился с тем, от каких надо немедленно избавляться, а какие оставить в собственности государства. Решено оставить только 306 организаций. То есть речь идет о почти десятикратном сокращении количества федеральных транспортных предприятий.