Автобан построят за счет государства
Платная автомагистраль Петербург - Москва будет частично совпадать с трассой М-10
СПб. Определены три варианта состыковки автобана Москва - Петербург с уличной сетью города.
Как отметили в Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству города, это стык Западного скоростного диаметра и кольцевой автомобильной дороги (между Предпортовой и Дачным), поворот на аэропорт Пулково-1 на Пулковском шоссе и транспортная развязка на пересечении КАД и Софийской ул.
В конце 2004 г. был объявлен конкурс на проектирование стыковки автобана и улично-дорожной сети города, однако он был приостановлен из-за того, что заявки подали проектные организации, специализирующиеся на проектировании бюджетных проектов. Проект вхождения автобана в Петербург должен будет представить консорциум компаний, который займется разработкой ОИ строительства этой трассы.
Московское шоссе
Пока КБДХ подготовил только проект реконструкции М-10, проходящей по территории Петербурга. Речь идет о 13-километровом участке Московского шоссе от Ям-Ижоры (граница с Ленобластью) до кольцевой автодороги.
Обоснование инвестиций реконструкции этого участка разработало ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" (25137)* по заказу КБДХ. Скорее всего, этот участок Московского шоссе для реконструкции будет разбит на четыре пусковых комплекса. В рамках проекта будет вестись строительство четырех путепроводных развязок, самая крупная из которых должна появиться на пересечении с автодорогами на Пушкин и Колпино. Конструкция будущей трассы предполагает строительство параллельно старому шоссе нового участка аналогичной ширины с организацией одностороннего движения по каждому из них.
Стоимость работ без учета строительства развязок оценивается в 3 млрд рублей. В соответствии с программой строительства и реконструкции дорожных объектов до 2008 г., реконструкцию М-10 предполагается начать в 2005 г.
Обоснование под вопросом
Итоги конкурса на обоснование инвестиций строительства всего автобана были подведены 10 марта этого года. Победителем стало ОАО "ГипродорНИИ" со стоимостью контракта 254 млн рублей. Финансовым консультантом - международная компания "Эрнст энд Янг". Консультации по правовым вопросам предоставит международная юридическая фирма "Фрешфилдс Брукхаус Дерингер". В качестве технического консультанта в консорциум вошла европейская компания Ramboll.
Заместитель генерального директора ЗАО "ВАД" (19986)* Игорь Мельников сомневается, что подготовленное ОИ позволит обосновать строительство платной дороги.
"Разрабатываемое обоснование строительства автобана должно основываться на нормативных документах и основополагающих нормах (законах о концессиях, о земле, о стоимости проезда, интенсивности и грузонапряженности движения), а без этого невозможно сделать полноценное обоснование инвестиций платной автодороги, - считает он. - Поэтому сейчас практически будет разрабатываться обоснование обычной дороги под бюджетное финансирование, что не одно и то же с платной дорогой".
ОИ проекта должно быть представлено к концу 2005 г. По словам директора ФГУ "Дороги России" Сергея Быстрова, строительство автобана обойдется в 180 млрд рублей. Руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заявил, что вся трасса будет достроена к 2012 г. Изначально планировалось, что 50% средств для строительства предоставят частные компании, 50% - федеральный и региональные бюджеты.
***
На заметку
Основные проблемы строительства автобана Петербург - Москва:
землеотвод,
отсутствие необходимых законов,
окупаемость (в Европе проекты платных дорог, стартовавшие 30 лет назад, пока не окупились),
финансирование (федеральный бюджет ежегодно должен выделять на автобан не менее 20 млрд рублей).