Дорогая дорога
Строительство платной дороги Москва - Санкт-Петербург будет стоить 180-200 млрд рублей, сообщили в Министерстве транспорта России. Треть суммы внесут частные инвесторы, остальное - федеральный и региональные бюджеты. Однако как будут возвращаться инвестиции, эксперты сказать затрудняются. Перевозчики во мнениях о полезности трассы разошлись: одни ее ждут с нетерпением, другие считают утопией.
"Перевозчики постоянно жалуются на пробки, простои и безобразный сервис на существующей трассе. Водителям негде поесть и отдохнуть, - сказал "Бизнесу" советник генерального директора "Совтрансавто" Анатолий Пинсон. - Хорошо, что новая трасса будет, а плата за проезд не страшна".
По словам директора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса России Олега Шахова, по предварительным оценкам, строительство трассы обойдется в 180 млрд рублей "плюс-минус 15-20%". При этом около 30% этой суммы планируется привлечь за счет частных инвестиций. Свою заинтересованность в участии в проекте уже выразили зарубежные инвесторы, сказал Шахов.
Начало работ на отдельных участках дороги планируется на конец 2006 года, полномасштабное строительство начнется в 2007 году, сказал Шахов. Новая дорога будет короче существующей на 70 км - ее протяженность 600 км. То есть каждый километр автобана обойдется в 300-350 млн рублей. По определению Минтранса, стоимость проезда по платным автодорогам в России составит предположительно один рубль за 1 км для легковых автомобилей и два-три рубля для грузовых. Как сообщили в Федеральном дорожном агентстве, плотность потока на этом направлении в зависимости от участка колеблется от 15 до 115 тыс. машин в сутки.
"180-200 млрд рублей - это сумма вполне реалистичная, - считает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. - Из дорог такого класса у нас есть, пожалуй, только МКАД. Стоимость ее строительства оценивалась в $2-2, 5 млрд, а длина - 108 км. То есть она в шесть раз короче и в три раза дешевле. Но при этом следует учесть, что на МКАД плотность различных развязок и эстакад значительно выше".
"Это основная трасса для финского направления, - сказала "Бизнесу" пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Антонина Камчатова. - Трудно прогнозировать объем транспортного потока на пять лет вперед, но я думаю, что трасса будет востребована в любом случае. Она не только позволяет экономить время, но и увеличивает безопасность". По словам Камчатовой, средняя стоимость фрахта из Москвы в Финляндию составляет $1-2 тыс., и доля платы за проезд по трассе Москва-Петербург составит 3-4%: "Это очень небольшая часть расходов, а кроме того, международные перевозчики привыкли платить за дороги".
"Все будет зависеть от того, в каком состоянии будет альтернативная бесплатная дорога, - уверен вице-президент Российского автотранспортного союза Александр Корнев. - Существующая трасса Москва-Санкт-Петербург - это часть международного коридора "Север-Юг", поэтому дорожники будут обязаны содержать ее в нормальном состоянии. И если ее отремонтируют, экономия времени при проезде по платной дороге будет небольшой. Поэтому немного людей согласятся платить за проезд по ней. Думаю, из всего машинопотока на платную трассу переключится не более 30%". Кроме того, Корнев выразил уверенность в том, что дорога будет стоить дороже, чем заявлено, и что плата за проезд также будет выше.
"Платные дороги правильно делать на участках с большой интенсивностью движения и на короткие расстояния, например, из Москвы в Шереметьево или объездные дороги у МКАД", - уверен Корнев. Заплатить 50 рублей за то, чтобы не стоять в пробке и сделать два-три рейса вместо одного, гораздо выгоднее, чем платить 1000 рублей за выигрыш в полчаса-час на длинной трассе, считает он.