ПЛАТНАЯ ДОРОГА УПЕРЛАСЬ В ТУПИК
Минтрансу мешают спекулянты и заказники
Премьер Михаил Фрадков в довольно резкой форме поторопил Минтранс с началом строительства платных дорог. На первом заседании правительственной комиссии по вопросам развития транспорта он потребовал быстрой подготовки новых законов для платных магистралей. Больше всего премьера возмутила задержка с реализацией проекта дороги Сочи - курорт Красная Поляна.
Глава Минтранса Игорь Левитин в пятницу впервые услышал жесткую критику со стороны премьера. Транспортным проектам Михаил Фрадков давно придавал особое значение. Именно для них он впервые предложил использовать средства Стабилизационного фонда. На транспорте должна быть отработана схема так называемого государственно-частного партнерства в бизнесе. Ее механизм предусматривает привлечение частных инвестиций для развития государственной инфраструктуры, которая впоследствии должна вернуться под контроль чиновников. И первыми среди таких проектов должны были стать платные дороги. Оказалось, что начало строительства дорог задерживает несовершенство законодательства. Минтранс должен был подготовить предложения по обеспечению земельных отводов под платные дороги. Для начала строительства магистралей землю нужно выкупать. Оказалось, даже при выделении средств быстро выкупить землю почти невозможно. Законодательство четко не разграничивает земельные полномочия центра и регионов. Зарезервировать землю под строительство гособъектов тоже нельзя. В итоге "земельный вопрос" тормозит и без того небыструю работу чиновников. Это и поставил "на вид" Игорю Левитину премьер, взвалив на Минтранс ответственность за подготовку всех нормативных актов. Вносить документы Минтранс должен в аппарат премьера: "Там вам подскажут, как структурировать документы, которые я готов подписать".
Напомним, что первой должна строиться 650-километровая трасса Москва - Санкт-Петербург стоимостью около $6, 5 млрд. Министр транспорта Игорь Левитин в докладе правительству упомянул о земельных спекулянтах, которые, зная о планах его ведомства, при действующем законодательстве умело пользуются этой информацией. Например, при строительстве платного обхода подмосковного Одинцова спекулянты скупили землю заранее. Потом это увеличило стоимость проекта почти втрое. Такая же история может произойти и с магистралью между столицами.
Но особое внимание комиссия премьера уделила другому маршруту - Сочи-нкурорт Красная Поляна, известному как место горнолыжных экскурсий президента. Строительство этой дороги упирается в Лесной и Водный кодексы, запрещающие какие-либо работы в заказниках и заповедниках. Минтрансу нужно согласовывать стройку с Министерством природных ресурсов. Замглавы МПР Валентин Степанков сообщил, что Красная Поляна не заповедник, а национальный парк. Там место для новой дороги найдется.
***
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБЕРНАТОР ПРИДУМАЛ СВОЮ ДОРОГУ
Две недели назад премьер-министру Михаилу Фрадкову был предложен еще один мегапроект транспортной магистрали. По идее ее автора, губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева, автобан должен соединить Москву и Нижний Новгород. Как заявил Ходырев, стоимость проекта 239 миллиардов рублей. Это автобан протяженностью 380 километров, пролегающий по скоростной эстакаде, и высокоскоростная ветка железнодорожной магистрали. Идея Ходырева оказалось для чиновников правительства полной неожиданностью. В Приволжском полпредстве инициативу губернатора в шутку сравнивают с планами строительства космодрома на территории Нижегородской области.