БЕСПЛАТНЫЕ ПРОБКИ И ПЛАТНЫЙ... ТУМАН
Идея создать в России платные автодороги не нова - еще в декабре 1992 года вышел президентский указ N 1557, предписывавший начать их строительство
В 1998 году появился еще один указ - "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации", где также шла речь о строительстве платных трасс. Правда, до сих пор у многомиллионной армии российских водителей альтернативной возможности плестись по перегруженным выше всяких норм шоссе так и не появилось.
Между тем ситуация в автодорожном комплексе страны близка к критической. Сегодня уже треть российских федеральных трасс работает в режиме постоянной перегрузки. По официальным данным Минтранса РФ, автопарк в стране ежегодно растет на 10 процентов и к 2010 году увеличится более чем в полтора раза. А вот пропускная способность выросла всего на 1 процент.
Оно и понятно - денег у государства после отмены обязательных отчислений в Дорожный фонд больше не стало, а только за битум для постройки одного квадратного метра дорожного полотна надо заплатить 25 долларов. Уже сегодня это приводит к тому, что малейший сбой в движении оборачивается многокилометровыми пробками на наших автострадах.
Одним из вариантов решения проблемы транспортники считают платные автострады. Недавно в Минтрансе прошла пресс-конференция, на которой представители ведомства рассказали о том, где и когда у нас появятся платные автобаны, сколько будут стоить их строительство и езда по ним.
Во-первых, по словам заместителя главы Минтранса Александра Мишарина, уже сегодня обеспечено включение в новую редакцию подпрограммы "Автомобильные дороги" дополнительного раздела "Государственно-частное партнерство" с указанием конкретных пилотных проектов создания платных дорог. Создана и постоянно действует межведомственная рабочая группа по разработке законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения привлечения средств частных инвесторов.
Что же касается самого интересного - когда наконец у нас появится возможность оценить достоинства платных трасс, - Александр Мишарин рассказал, что к 2013 году планируется реализовать четыре проекта: подъезд к аэропорту Домодедово, скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области и соединительная автомагистраль от МКАД до автомагистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск.
Подъезд к аэропорту Домодедово будет иметь протяженность 22, 65 километра с шестью полосами движения. Он начнется от развилки Каширского шоссе и пройдет по территориям Ленинского и Домодедовского районов Московской области. Расчетная скорость движения по нему составляет 120 километров в час. Возможность бесплатного альтернативного проезда к аэропорту будет обеспечиваться намеченной к строительству в рамках данного проекта автодорогой, связывающей аэропорт с действующей автомагистралью М-4 "Дон".
Второй проект - автомагистраль МКАД - "Беларусь". Ее протяженность составит 19, 5 километра. Она начнется от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей и примкнет к автомагистрали Москва - Минск.
Проект Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области предусматривает создание магистрального транспортного кольца на базе существующих Малого и Большого колец и участков магистралей "Беларусь" и "Россия". Протяженность автомагистрали составит 479 километров. Задача ЦКАД - "перехватывать" транзитный грузовой транспорт, разгрузить головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, и развивать поперечные транспортные связи.
Скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург длиной около 650 километров будет иметь ширину проезжей части 10 полос - на выходе из Москвы, 8 полос - в Ленинградской и Московской областях и 6 полос - на территории Тверской и Новгородской областей. Магистраль позволит машинам без проблем держать скорость до 150 километров в час.
Поскольку магистраль пройдет по территории индустриально развитых районов с численностью жителей около 25 миллионов человек, в Минтрансе считают, что это поможет регионам привлекать инвестиции. Кроме того, вокруг нее неизбежно начнут создаваться многочисленные объекты, на которых смогут найти работу десятки тысяч местных жителей.
Разработка проекта строительства магистрали должна быть закончена в четвертом квартале нынешнего года или в первом квартале 2006-го. Само строительство начнется примерно в 2007 - 2008 годах, а еще через 5 лет долгожданный автобан будет сдан в эксплуатацию.
Что же касается того, сколько будет стоить удовольствие прокатиться по новым автострадам, то тут Александр Мишарин сказал следующее: "Все зависит от того, какой способ компенсации проекта найдет государство. Но в любом случае ставка будет дифференцированная - например, для транзитных машин и для перевозок в направлении морского порта Санкт-Петербург". Приблизительная же цена проезда, по его мнению, не превысит 1 рубль за километр.
Оптимизм транспортников понятен: не веря в успех дела, не стоит и начинать его. Однако на сегодня перспективы платных дорог, особенно таких масштабных проектов, как Москва - Питер, весьма туманны.
Во-первых, очень велика стоимость проекта, а найдутся ли частные инвесторы, готовые вкладывать серьезные средства в это дело, неизвестно. Главным образом потому, что у них нет ясности насчет возврата вложенных средств.
И еще. Если около 200 миллиардов рублей - предполагаемая цена скоростного автобана между нашими двумя столицами, то напрашивается вывод: вряд ли цена проезда по платным дорогам останется в пределах рубля за километр. Специалисты уже сейчас называют иные цифры - порядка 5-6 рублей за километр.
А это значит, что за поездку в Питер на автомобиле нужно будет отдать 4-5 тысяч рублей. И наконец, нельзя забывать тот факт, что скоростную магистраль придется прокладывать по территории Валдайского заповедника, что также закладывает в проект целый ряд дополнительных рисков и наверняка повлияет на его окончательную стоимость.
Впрочем, платят же сейчас люди за железнодорожный билет в вагон СВ до Питера порядка 4 тысяч рублей. Надо думать, что и у тех, кто предпочитает путешествовать на собственном автомобиле, эти деньги найдутся.