Перейти к основному содержанию

Главная      Политика. Доллар катится по дороге

Политика. Доллар катится по дороге

Степень развития экономики любой страны зависит от эффективности использования ее природных особенностей. У Украины уникальное географическое расположение — в центре европейских коммуникаций, а потому она должна воспользоваться этим обстоятельством.

За транзит газа Украина ежегодно получает до полутора миллиардов долларов. Намного больше можно получить от транзита зарубежных автомобилей, десятки тысяч которых ежедневно пересекают границы нашего государства.

Разумеется, они портят дороги, загрязняют воздух, наносят ущерб окружающей среде, и вместе с тем их собственники не платят ни одной копейки за использование автотранспортной системы Украины. С некоторыми государствами Украина заключила соглашения о международных автомобильных перевозках, которыми взяла на себя обязательства освобождать перевозчиков другой стороны «на основе паритета от дорожных налогов и сборов». Тогда как в соглашениях отмечено: «... это положение не освобождает от платы за пользование платными дорогами, мостами и пр.» (статья 17 соглашения между правительством Украины и правительством Королевства Испания).

Похожие положения находим в аналогичных соглашениях Украины с Чешской Республикой (статья 10), Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (статья 8), и других. То есть этими соглашениями прямо предусмотрено, что на территории других государств украинские перевозчики платят дорожные сборы за пользование платными дорогами, мостами, туннелями и т. п., и в то же время в Украине перевозчики этих государств пользуются украинскими государственными дорогами, мостами, туннелями бесплатно.

Подобное положение никоим образом нельзя считать паритетным и взаимовыгодным. Кроме этого, с рядом стран в соглашениях записаны положения о «транзите». Но и здесь нет ни одного паритета. Ибо какой может быть транзит украинских перевозчиков через территорию Греции? О взаимном транзите речь идет в статье 1 соглашения с Греческой Республикой, а также в соглашениях с Испанией, Португалией, Ираном.

Украина поставлена в невыгодные условия — таким образом она лишена законного и природного права использовать очевидные преимущества своего географического положения. Если за транзит газа Украина ежегодно получает 1,5 млрд. долларов, то почему за транзитное использование своих автодорог она не может получить в два раза, а то и в три больше?

Во многих соглашениях о международных автомобильных перевозках (с Польшей, Казахстаном, Эстонией, Финляндией и др.) даже не предусмотрена статья о взаимном освобождении от платы за проезд по автомобильным дорогам, мостам, туннелям. Однако с перевозчиков этих государств в Украине никто не взимает никакой платы за проезд, так как она просто не предусмотрена ни одним украинским законом!

Что касается государств, с которыми у Украины есть определенные обязательства, то взимание платы с их перевозчиков может быть осуществлено в срок от 3 до 6 месяцев со дня официального сообщения об изменениях украинского законодательства.

Так что есть все законные основания ввести для иностранных перевозчиков плату за пользование государственными автомобильными дорогами Украины.

Украина должна использовать преимущества своего географического положения и немедленно начать взимать с иностранных перевозчиков плату за использование отечественных автомобильных дорог. Это существенно пополнит государственный бюджет, будет способствовать экономическому подъему Украины и улучшению благосостояния украинского народа.

Плату с зарубежных перевозчиков можно взимать при каждом пересечении границы на въезде в Украину или при получении разрешения на проезд по территории Украины, которое в соответствии с соглашением о межгосударственных автомобильных перевозках выдает Министерство транспорта Украины. На это Министерство или Государственный таможенный комитет Украины и следует возложить обязанность взимать плату за проезд, но с обязательным перечислением средств в государственный бюджет Украины.

В США есть поговорка: «Доллар катится по дороге, надо только найти способ его подобрать». Украина должна была бы уже давно учесть эту мудрость.

***

фото: Степан Хмара; Дмитрий Чобит.