Перейти к основному содержанию

Главная      ПРИМАНКА для ИНВЕСТОРА

ПРИМАНКА для ИНВЕСТОРА

Механизм концессий предложено обкатать на автодорогах

При помощи концессий Минтранс обещает в два раза увеличить объемы экспорта и импорта, а также на 8% снизить издержки транспортных компаний

Министр транспорта Игорь Левитин призвал правительство и Госдуму максимально ускорить принятие законов о концессиях и о платных автомобильных дорогах. В Минтрансе уверены, что это позволит вдвое увеличить экспорт и импорт товаров, а так же почти на 10% сократить транспортные издержки компаний. В противном случае Россия рискует потерять существенную часть транспортных потоков.

Вчера чиновники Минэкономразвития, Минтранса, независимые эксперты и представители Всемирного банка обсуждали пути развития института государственных частных партнерств (ГЧП). "Обкатывать" этот механизм чиновники собираются в основном на автомобильных дорогах. Как рассказал господин Левитин, в приоритетных планах правительства строительство таких платных дорог, как Москва-Петербург, Центральная кольцевая автодорога, объездная соединительная трасса "M1 Беларусь", а также комплексная реконструкция московского авиаузла.

"Транспортную инфраструктуру необходимо финансировать на 3-5% ВВП. В России этот показатель составляет всего 2%, в то время как в Китае 10%", - заявил Левитин. Это, по его мнению, дает основания опасаться, что издержки в развитии транспортной инфрастуктуры приведут к тому, что часть грузооборота может быть переориентирована именно на Китай.

По подсчетам Минтранса, на развитие дорожной инфрастуктуры в России тратится около $11 млрд. в год. Этого явно недостаточно, признают чиновники. "Необходимо довести этот показатель до $20 млрд. в год, при этом примерно $5 млрд. нужно привлечь из внебюджетных источников, т. е. за счет инвесторов", - уверен министр транспорта.

Если же институты ГЧП заработают в полную силу, Минтранс обещает в два раза увеличить объемы экспорта и импорта, а также на 8% снизить издержки транспортных компаний.

Чтобы бизнес инвестировал в транспортную инфраструктуру, необходимо как можно скорее принимать законы о концессиях и об автомобильных платных дорогах. Пока что инвесторы, особенно иностранные, явно не спешат вкладывать деньги в государственные проекты, так как, во-первых, нет необходимой законодательной базы, а во-вторых, риски предпринимателей потерять деньги крайне высоки.

Другая проблема - несовершенство земельного законодательства, чем охотно пользуются земельные спекулянты, скупающие участки, по которым должна проходить, например, будущая автомобильная дорога. Впрочем, как уже сообщал "Бизнес", правительство и Госдума подстраховались на этот счет и приняли ряд законов, разрешающих государству изымать земельные участки под строительство объектов с формулировкой "для государственных нужд". Как вчера подчеркнул министр экономического развития и торговли Герман Греф, прописывать эту норму в новом законе о концессиях теперь нет никакой необходимости.

У Всемирного банка также нашлись свои предложения по развитию ГЧП и концессий. В целом оценив законопроект как довольно удачный, менеджер департамента инфраструктуры, экономики и финансов Всемирного банка Эллис Хуан рекомендовал Грефу и Левитину централизованно развивать два-три проекта, чтобы сосредоточить в них необходимые объемы инвестиций. Директор Всемирного банка по России Кристалина Георгиева обратила внимание на другой принципиальный момент: она предложила министрам более четко прописать распределение рисков между государством и частными инвесторами.

Пока что предпринимателям и экспертам остается лишь дожидаться принятия закона о концессиях. Как уже сообщал "Бизнес", рассмотреть во втором чтении законопроект, который находится в Госдуме уже почти десять лет, Госдума планирует в апреле. Депутатам и чиновникам предстоит определиться: либо вносить поправки к старому законопроекту, либо принимать новую редакцию, которую правительство обещает внести в Госдуму в марте.