Перейти к основному содержанию

Главная      РАСХОДЫ ВОДИТЕЛЕЙ ПОСЧИТАЛИ ДОХОДАМИ

РАСХОДЫ ВОДИТЕЛЕЙ ПОСЧИТАЛИ ДОХОДАМИ

Суточные дальнобойщиков обложили налогом

Теперь налоговики требуют платить НДФЛ с компенсационных денег, которые выдаются водителю для оплаты автостоянки, таможенных платежей и за пользование платными дорогами

Компенсационные расходы на дорогу для водителей-дальнобойщиков должны облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Это следует из обнародованного на днях письма Федеральной налоговой службы (ФНС). Налоговики считают, что расходы на стоянку, пользование платными дорогами и таможню являются личным доходом сотрудника и с них надо взимать НДФЛ.

Не так давно Высший арбитражный суд (ВАС) признал незаконным уплату НДФЛ с командировочных расходов, если они превышают 100 рублей в день. В ФНС посчитали излишние командировочные личным доходом сотрудников и потребовали взимать с него 13%. Но ВАС встал на сторону бизнесменов и отменил решение налоговиков.

Потерпев поражение по существу вопроса, фискалы, судя по всему, решили отыграться на частностях. Теперь они требуют платить НДФЛ с компенсационных денег, которые выдаются водителю на автостоянку, пользование платными дорогами и на таможенные платежи. По мнению ФНС, эти затраты являются личным доходом водителей.

Правда, в законе есть небольшая лазейка, которой предприниматели могут воспользоваться, чтобы не платить НДФЛ с компенсационных затрат. Дело в том, что перечень категорий работников, чья работа носит разъездной характер, в настоящее время не определен. Поэтому неясно - можно ли взимать НДФЛ с компенсационных затрат на дорогу. Фактически, налоговые инспекторы могут требовать уплаты подоходного налога, опираясь лишь на собственные представления, а не на нормативные акты.

"Действительно, в этом вопросе у нас сейчас правовой вакуум. Ни в одном подзаконном акте нет ни слова о том, что водители грузовиков - это именно та категория работников, которая должна платить НДФЛ из денег на дорогу", - утверждает управляющий партнер юридической компании "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов.

По мнению Добронравова, компании, которые не хотят платить НДФЛ с компенсационных затрат, могут каждый раз оформлять для сотрудника приказ на командировку. В этом случае дорожные расходы могут считаться командировочными, а значит - не подлежащими налогообложению. Кроме того, в трудовом договоре должно быть прописано, что работа водителя не является разъездной. Правда, это не дает гарантий, что фискалы не станут взимать НДФЛ с компенсационных расходов. "Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются", - сказано в письме налоговиков.

"В принципе, позиция ФНС правомерна. Действительно, выплаты командированным работникам должны облагаться НДФЛ. У налоговой службы принцип такой: если в Налоговом кодексе что-то нечетко прописано, лучше считать налоги по максимуму, - считает Юрий Добронравов. - Суд, исследовав материалы дела, скорее всего, согласится с мнением налоговой службы".

Между тем сами предприниматели, похоже, нашли способ решить эту проблему. "Налогообложение командировочных и других дорожных расходов для налоговой службы сейчас является идеей фикс, - рассказал "Бизнесу" сотрудник транспортной компании, пожелавший остаться неизвестным. - После того как ФНС проиграла суд по командировочным, они стараются прицепиться хоть к чему-нибудь. Поэтому я делаю просто: выдаю приличные суточные, более 200 евро в день для международных перевозок, и из них водитель оплачивает все что надо". По мнению бизнесмена, сейчас это наиболее удобная форма ухода от налогов на компенсационные затраты - ведь командировочные свыше 100 рублей НДФЛ облагаться не могут.