Экономика
"ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЛАПША" НА УШАХ НАРОДА,
или Почему азербайджанцы продолжают мерзнуть?
Ф.АЛИЗАДЕ
Напряжение в стране в свете недопоставок природного газа, с одной стороны, и требования по оплате поставляемого виртуального "голубого топлива" руководством ЗАО "Азеригаз" с другой - уже стало причиной настоящих протестов населения в регионах.
Удивляет размах "бардака" в стране, вызванного неумением правительства решить простую задачу - обеспечить население и промышленность стабильными поставками энергоносителей с учетом наличия у государства соответствующих финансовых и сырьевых средств.
Главная причина всех бед азербайджанского народа заключается в том, что некоторые чиновники продолжают прилагать усилия, чтобы скрыть реальное положение дел с поставками и потреблением энергоносителей. Только под давлением международных финансовых институтов (МФИ) правительство начало "черепашьи шаги" в направлении реформирования коммунального сектора. При этом, чтобы вылить "ушат грязи" на МФИ, проведение реформ было начато не с ужесточения учета объема предоставляемых услуг потребителям, а с примитивного и порой необоснованного повышения тарифов на воду и природный газ. Пока же все внимание сконцентрировано на вопросе, а поставляется ли газ потребителем или нет?
ГАЗОВИКИ НЕ ПРОТИВ СЧЕТЧИКОВ. НА СЛОВАХ...
До последнего времени правительство не могло сказать населению, за чей счет будут устанавливаться в наших домах газовые счетчики. И только недавно, после шквала резких выступлений со стороны общественности, которые нашли широкое освещение и поддержку в СМИ, правительство выдавило из себя, что газовые счетчики будут установлены за счет государственной компании "Азеригаз". Но в надежде еще немного "половить рыбку в мутной воде" в условиях отсутствия строгого учета поставок потребителям природного газа, в утвержденной Государственной программе развития топливно-энергетического сектора предусматривается завершить установку газовых счетчиков до... 2008 года.
Вчера на пресс-конференции в штаб-квартире правящей партии "Ени Азербайджан" президент ЗАО "Азеригаз" Алихан Меликов в ответ на критику, связанную с установлением газовых счетчиков, подчеркнул, что его структура "кровно" заинтересована в решении данного вопроса, так как это упорядочит отношения между компанией и потребителями. Для подтверждения своих слов глава "Азеригаза" привел в пример установку летом прошлого года газовых счетчиков у 4075 владельцев парников. Как было отмечено А.Меликовым, за данный сезон ЗАО поставило владельцам счетчиков природный газ на сумму 550 млн. манатов и из них оплачено 430 млн. манатов или 78%. В отношении 47 потребителей, которые вмешались в показания счетчиков, "Азеригаз" направил обращения в местную прокуратуру, а 16 дел находятся на рассмотрении в судах.
Отметим, что в правомочности данных действий "Азеригаза" в отношении абонентов, взявшихся "корректировать" работу счетчиков, никто не сомневается. Компания установила счетчики и в соответствии с их показателями требует оплаты. Но как быть с сотнями тысяч потребителей, в чьи дома природный газ подается без соответствующего давления или не подается вовсе? И слова А.Меликова о том, что в этом случае следует вызывать представителей компании и составлять акты, не выдерживают никакой критики.
Ни для кого не секрет, что перед визитом высокопоставленных лиц в какой-нибудь район или накануне выборов, к удивлению многих, в домах появляется газ, причем под необходимым давлением. Зато после этого вновь часами приходится греть воду в чайнике на огне, напоминающем горение парафиновой свечи. Так что образом арбитром в отношениях между компанией и потребителем должен быть не государственный чиновник, а бесстрастный измерительный прибор. А до сих пор со всех граждан - вне зависимости от того, получает ли он газ или нет, либо получает, но не должным образом, собиралась единая плата, определявшаяся по системе подсчета в животноводческих фермах - с "каждой головы".
ПРОИЗВОДСТВО И УСТАНОВКА СЧЕТЧИКОВ
На сегодня, по словам А.Меликова, у потребителей установлена 71 тысяча газовых счетчиков. В соответствии с постановлением Кабинета министров в текущем году будет установлено еще 120 тыс. счетчиков, из которых 92 тыс. придется на столицу. При этом, в зависимости от хода работ, президент "Азеригаза" не исключил, что число счетчиков достигнет 140-150 тыс. В зависимости от марки счетчиков, вместе с необходимыми материалами, стоимость их установки будет колебаться в пределах 250-270 тыс. манатов.
В соответствии с распоряжением Кабинета министров было принято решение о производстве 120 тыс. счетчиков на научно-производственном объединении "Санае джихаз". По словам А.Меликова, возникли некоторые проблемы по организации производства на данном предприятии, и только после переговоров с правительством были внесены изменения в некоторые пункты данного распоряжения. Так, "Азеригаз" объявил тендер на приобретение 120 тыс. счетчиков, и в конце марта будут подведены его итоги.
Интересно, где "намылились" государственные чиновники из "Азеригаз" приобретать газовые счетчики? Процедуру с проведением тендеров по выявлению наиболее приемлемых цен со стороны зарубежных компаний оставим на совести наших чиновников. Почему вопрос поставки газовых счетчиков не был оформлен, как государственный заказ, на азербайджанских предприятиях с учетом отсутствия загруженности мощностей предприятий машиностроения и приборостроения в стране? В конце концов речь идет не о производстве тактических ракет или самолетов, а о счетчиках, производство которых вполне можно было бы наладить на действующих в стране приборостроительных заводах.
И это не первый случай, когда азербайджанское правительство неожиданно и в последний момент меняет свое решение. Например, в соответствии с договоренностями между правительствами Украины и Азербайджана, в стране должно было быть налажено совместное производство газовой аппаратуры и газовых счетчиков. Отметим, что подпись, поставленная под соответствующим документом, датирована 31 мая 2000 года. В документе говорится о создании на базе завода "Искра" Госкомитета по спецмашиностроению и конверсии Азербайджанской Республики.
По всей видимости, ситуация повторяется, и наши государственные мужи собираются открывать рабочие места не в Азербайджане, а пополнять бюджеты Германии, Китая или другой страны, размещая перспективные заказы на производство газовых счетчиков приблизительно на сумму в 50 млн.долларов за пределами страны. Неужели в правительстве не могут взять в толк, что действующее предприятие в Азербайджане с гарантированным госзаказом - это открытие сотен новых рабочих мест и неплохая оплата труда наших граждан. Это еще и налоги, которые предприятия будут выплачивать в бюджет, наконец, своевременная оплата тех же коммунальных услуг по электроэнергии, природному газу и воде.
Остается лишь надеяться, что, МОЖЕТ БЫТЬ, "Санае джихаз" еще повезет. Но вопрос - когда?
Разумеется, возникает вопрос, почему только данное предприятие попало в поле зрения уважаемого Кабинета министров? Неужели у других азербайджанских предприятий нет связей в высших эшелонах власти, чтобы добиться от Кабмина рассмотрения вопроса производства газовых счетчиков на их производственной базе?
ЦЕНА ПРИРОДНОГО ГАЗА
Несомненно, одной из животрепещущих для населения тем стал вопрос, связанный с желанием "Азеригаза" увеличить тарифы природного газа для потребителей. Следует отметить, что, когда президент А.Меликов начал говорить о себестоимости газа, то возник и другой естественный вопрос - почему "крайними" должны стать мы, потребители?
До последнего времени ГНКАР предоставляла природный газ ЗАО "Азеригаз" по цене 73 тыс.манатов за тыс. кубометров. В настоящее время нефтяная компания собирается увеличить тариф за предоставляемый природный газ до 92 тыс. манатов. Затраты на переработку одного кубометра природного газа (ГНКАР, по словам А.Меликова, поставляет лишь 40% очищенного газа) составляют 10 тыс.манатов. Далее, пока природный газ проходит по цепочке "Азеригаза" - от хранения до его доставки потребителю, его себестоимость растет и становится равной 160 тыс. манатам за тыс.кубометров.
В этой связи для покрытия расходов и выхода на минимальную прибыль руководство "Азеригаза" предоставило на рассмотрение Тарифного совета предложения об увеличении цены природного газа для потребителей на уровне 200 манатов за кубометр. При этом А.Меликов отметил, что существует несколько вариантов подъема цен на природный газ: единый тариф для всех потребителей на вышеуказанном уровне, или по различным категориям. При этом в текущем году ГНКАР поставит для нужд потребителей 4 млрд. кубометров из собственной добычи и 300 млн. кубометров из расчета импортируемого газа. В целом для полного обеспечения населения и нужд промышленности природным газом, по словам А.Меликова, необходимо 6 млрд. кубометров.
Теперь вернемся к указанным ценам газовиков по газу, полученному от ГНКАР. Дело в том, что, по словам представителей "Азеригза", на нужды населения уходит в среднем 65% поставленного природного газа. Несложно увидеть, что добываемый Госнефтекомпанией газ в полном объеме может покрыть потребности населения. Другой вопрос, почему себестоимость природного газа в системе "Азеригаза" увеличивается практически в два раза, достигая 160 тыс. манатов за тыс. кубометров?
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вы можете представить, что по истечении 15 лет независимости, наконец-то удастся решить проблему поставок энергоносителей по стране? Нет? К сожалению, и я придерживаюсь такого же мнения, так как только, мягко выражаясь, законченный оптимист может поверить, что у нынешнего правительства существует потенциал для решения такой экономической задачи. Хотя нетрудно подсчитать, что на сегодня для стабильного обеспечения населения энергоносителями, и это по словам А.Меликова, не хватает порядка 1, 7 млрд. кубометров природного газа, что в случае увеличения закупок по цене 60 долларов за тыс. кубометров составит сумму в 102 млн. долларов.
Впрочем, чиновникам, по мнению многих независимых экспертов, вполне достаточно будет и нынешних объемов природного газа, если, не до конца 2008 года, а до конца текущего года, удастся установить газовые счетчики всем потребителям. На это, по самым "потолочным" оценкам, достаточно будет тех самых 50 млн. долларов.
В настоящее время в Азербайджане применяется с десяток государственных программ, которые рассчитаны на улучшение жизни населения. Но для их реализации правительству необходимо восстановить производство на предприятиях машиностроения, расположенных в Баку, Гяндже, Мингячевире и т.д.
Также надо ускорить реформы в коммунальном хозяйстве. Но пока мы видим только постоянное стремление повышать цены на тот же газ, а не желание произвести разгосударствление все того же монополиста - "Азеригаза". А пока члены правительства на вопрос, когда будет передана на приватизацию газораспределительная сеть, привычно, в присущем им стиле отсутствия всякой инициативы, дружно кивают в сторону президента, что, мол, это его прерогатива давать такие указания.
Но, уважаемые премьеры, вице-премьеры, президенты госкомпаний и просто министры. Вы, наверное, забыли, что президент Азербайджана подобные решения должен принимать на основании ваших выкладок и предложений. А в это время вы все похожи на птенцов, раскрывших клювы, в надежде, что им все разжуют и положат в рот готовые решения.
Народ тем временем продолжает мерзнуть, а с наших уважаемых членов Кабинета министра проблемы стекают, как с гуся вода...
РАСХОДЫ ПОТРЕБУЮТСЯ НЕМАЛЫЕ
А отдача останется под вопросом
Е.ГОДЖАЕВА
Вопрос финансирования Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) строительства и реконструкции автомагистралей республиканского значения планируется рассмотреть уже в конце текущего месяца. Конкретно речь пойдет о выделении Евробанком кредитных средств на реконструкцию 61 километра автотрассы, проложенной от Баку до границы с Российской федерацией.
Согласно первоначальной договоренности между правительством Азербайджана и ЕБРР, банк должен был предоставить кредит на сумму 70 млн. долларов для восстановления 41-километрового отрезка этой автострады. Однако впоследствии участие банка в том проекте было расширено, и финансирование с его стороны составит 100 млн. долларов. Они будут предоставлены правительству, как и следовало ожидать, под государственные гарантии, на пятнадцатилетный срок, с отсрочкой выплат по основной сумме долга на протяжении трех первых льготных лет. Стоимость кредита определена в Libor+1%.
В ходе ожидающегося визита специалистов Европейского банка, после их ознакомления с технико-экономическим обоснованием проекта будут проведены консультации по непосредственной подготовке кредитного соглашения. Однако сейчас уже можно утверждать, что вопрос выделения банком этих средств практически решен, и если не возникнет неожиданных проволочек, кредит на реконструкцию участка автомагистрали "Баку-граница с Россией" может быть выделен уже в течение 2005 года.
В план работ входит восстановление участка трассы с 28-го по 89-й километр (имеется в виду, что отсчет ведется от столицы Азербайджана). После реконструкции к услугам частных лиц и компаний-грузоперевозчиков будет предоставлена четырехполосная магистраль первой технической категории.
Однако следует учесть, что в результате в надлежащее техническое состояние будут приведены только 29% автодороги, общая протяженность которой составит 208 или 211 км, в зависимости от того, будет ли утвержден проект, оговаривающий прохождение автотрассы через Губу, или в обход этого регионального центра.
Предварительные оценки показывают, что общая стоимость работ по реконструкции автомагистрали должны составить 210-240 млн. долларов. От 5% до 10% требуемой суммы обязано предоставить азербайджанское правительство, каковое условие является неизбежным при заключении полобного типа кредитных соглашений.
В настоящее время проводится поиск других инвесторов, в том числе к работе планируется привлечь экспортно-импортный Чехии. Однако можно быть уверенными, что эта финансовая структура также не покроет полностью дефицит средств по проекту реконструкции. В результате следует ожидать, что в удовлетворительное техническое состояние будут приведены только 30-50% всей дороги до границы с Россией.
Так что история с реконструкцией автомагистрали от Баку до границы с Грузией повторяется, и по ходу реконструкции отдельных участков трассы отрезки, уже восстановленные, будут вновь приходить в упадок. Разрушение дороги в результате эксплуатации - вещь вполне естественная, но в нашем случае, как уже показывает печальный опыт, поддержание состояния трассы не проводится, и затраченные на реконструкцию деньги можно считать выброшенными на ветер.
Но даже оставив в стороне этот аспект, необходимость восстановления трассы на средства кредитов международных финансовых институтов кажется сомнительной. Безусловно, товарооборот между Азербайджаном и Россией достаточно высок, и продолжает нарастать с каждым годом, тем более что в нашу страну ввозятся товары широкого потребления, на месте не производящиеся или невысокого качества.
При этом большая часть ввозимых в республику товаров доставляется именно автомобильным транспортом по той самой дороге, которую мы сейчас намереваемся реконструировать. Заметьте, ее нынешнее техническое сотояние не мешает грузоперевозчикам и автовладельцам, по каким-либо причинам направляющимся в сторону России. Тем более оно не сказывается на товарообороте, поскольку в основу решения - каким путем доставлять товары в Азербайджан или осуществлять транзитные перевозки - ложится не комфорт и даже не аммортизация автотранспортных средств, а транспортные расходы, как известно, достаточно низкие в случае с автоперевозками.
А между тем правительство готово увеличить внешний долг на сумму средств, требуемых для реконструкции дороги до границы с Россией, не получая взамен почти ничего, поскольку заметной экономической отдачи от проекта ждать не приходится. Теоретически окупить собственные затраты правительства и возместить средства, израсходованные на выплату по кредитам. Для этого достаточно ввести в стране практику платных дорог, но сделать это в условиях Азербайджана сейчас невозможно.
Дело в том, что в этом случае расходы грузоперевозчиков, а следовательно, и компаний-импортеров, возрастут, что может привести к уменьшению потока грузов по этому транспортному каналу. Напротив, улучшение состояния автотрассы вряд ли заметно скажется на объеме транзитных грузов и грузов местного назначения. Таким образом, разница между решением - реконструировать дорогу или оставить как есть до тех пор, пока у государства не появятся собственные средства на реставрационные работы - заключается только в 100 млн. долларов внешнего долга.
"ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЛАПША" НА УШАХ НАРОДА,
ПРЕЗИДЕНТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЦЕРЕМОНИИ ДОБЫЧИ ПЕРВОЙ НЕФТИ С "ЦЕНТРАЛЬНОГО АЗЕРИ"
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 18 февраля открыл церемонию, посвященную добыче первой нефти с платформы по добыче и бурению с жилблоками "Центрального Азери". Об этом, как передает агентство "Тренд", говорится в сообщении компании BP Azerbaijan.
Согласно сообщению, церемония, состоявшаяся на платформе, знаменует официальное начало добычи в рамках полномасштабной разработки месторождений "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли".
В течение 2005 года добыча будет возрастать по мере того, как в эксплуатацию начнут сдаваться остальные опережающие скважины, до того как в последующие годы начнется бурение с платформы. Согласно прогнозам, добыча с "Центрального Азери" в 2005 году превысит 35 млн. баррелей (что соответствует 93 тыс. баррелей нефти /сутки).
DEUTSCHEBANK ПРЕДСТАВИЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ВЫПУСКУ АЗЕРБАЙДЖАНОМ ЕВРООБЛИГАЦИЙ
Председатель Госкомитета по ценным бумагам при президенте Азербайджана (ГКЦБ) Гейдар Бабаев провел встречу с управляющим директором Deutschebank Йоргом Бонгарцем. Как сообщили агентству "Тренд" в ГКЦБ, в ходе встречи были обсуждены предложения Deutschebank по организации выпуска Азербайджаном еврооблигаций.
Й.Бонгарц отметил необходимость выпуска бондов для независимого Азербайджана. Г.Бабаев, в свою очередь, сообщил, что суверенный рейтинг позволяет выходить Азербайджану на мировые рынки капитала. "Дебют страны на мировом финансовом рынке с еврооблигациями демонстрирует лицо государства и его новые и широкие возможности. Только тогда мы сможем с полной уверенностью заявить об интеграции в европейское экономическое пространство", - отметил Г.Бабаев.
В ходе дискуссии была отмечена подача аналогичных предложений со стороны ABN Amro, Paribas, Commerzbank и других авторитетных банков.
В РУДЕ ЧОВДАРА ОБНАРУЖЕНО ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗОЛОТА
Завершены оценочные работы на Човдарском месторождении золота, расположенном в Дашкесанском рудном районе. Об этом, как передает агентство "Тренд", сообщили в пресс-службе Министерства экологии и природных ресурсов.
В результате проведенных исследований подтверждена промышленная ценность месторождения. По первичным прогнозам, в исследуемой руде обнаружено 85-90% золота. Планируется подготовка документации для переговоров с зарубежными инвесторами с целью освоения месторождения.
В пресс-службе также добавили, что завершены разведочные работы на Башкендском россыпном месторождении золота, расположенном в бассейне реки Алинджачай в Нахчыване, разработана технологическая схема опытно-экспериментального получения золота из речного песка.
НБА ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ СПЕКУЛЯЦИИ 1000-МАНАТНОЙ КУПЮРОЙ
Национальный банк Азербайджана выступает против спекулятивных операций по купле-продаже купюр номиналом в 1000 манатов с изображением Мамед Эмина Расулзаде. Как говорится в официальном заявлении НБА, в последнее время в СМИ страны публикуются материалы о продаже или сбору на "черном рынке" в некоторых регионах страны и в Баку банкнот номиналом в 1000 манатов с изображением Мамед Эмина Расулзаде по высоким ценам.
Нацбанк расценивает это как попытку группы мошенников обмануть граждан с целью прибыли и призывает население не верить мошенникам, которые превратили национальную валюту, являющуюся атрибутом государственности, в объект купли-продажи.
Нацбанк также сообщает, что толки по вопросу изъятия из оборота денежных банкнот номиналом в 1000 манатов не соответствуют действительности, так как все банкноты различного номинала периодически изымаются Нацбанком из обращения и заменяются новыми.
СОЗДАН ОТДЕЛ ИНТЕГРАЦИИ С ЕВРОПОЙ
При Координационном бюро программы Европейского союза по оказанию технического содействия Азербайджану открылся новый отдел - интеграции с Европой. Как сообщили агентству "Тренд" в Министерстве экономического развития, новый отдел будет действовать по направлениям развития сотрудничества между Азербайджаном и Евросоюзом (в частности, в сферах торговли, правовой, интеграции в Евросоюз и т.д.), представления предложений в рамках проекта "О содействии осуществлению контракта по партнерству и сотрудничеству", координации соответствующих госорганизаций и работы комитетов и подкомитетов сотрудничества Азербайджана и Евросоза. Данная структура также будет координировать осуществление проектов с программой ТАСIS.
МИННАЛОГОВ ПРОВЕЛО ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОБНОВЛЕННОГО САЙТА
18 февраля Министерство налогов провело презентацию обновленного сайта. Как передает агентство "Тренд", презентацию провели руководитель аппарата Севда Мамедова, глава управления по оказанию услуг налогоплательщикам Эльчин Мамедов и специалист по IT Ариф Алекперов. Было отмечено, что сайт создан три года назад и первоначально был ориентирован на информирование о министерстве и его работе, а также о соответствующих нормативных актах.
Как отметила С.Мамедова, обновленный сайт, который функционирует с текущего года, направлен более на оказание услуг налогоплательщикам.
По словам Э.Мамедова, министерство уделяет особое внимание максимальному информированию населения о налоговых процессах, так как это способствует прозрачности и увеличению поступлений. Э.Мамедов также отметил, что Минналогов Азербайджана стало первым министерством в СНГ, в структуре которого создан департамент оказания услуг налогоплательщикам
Как отметил А.Алекперов, помимо различной информации (нормативно-правовая база, новости в налоговой сфере и т.д.), посредством сайта можно обратиться к министру налогов Фазилю Мамедову, заполнив соответствующую форму письма, которая содержится на сайте. "К настоящему времени таких обращений уже последовало около 40", - отметил А.Алекперов и добавил, что на сайте можно найти ответы на все интересующие налогоплательщиков вопросы. "В 2003 году таких обращений было 200, в 2004-м - 516, а за истекший период 2005 года - 102", - сообщил А.Алекперов.
ВБ ВЫДЕЛИТ $20 МЛН. НА ДОРОГУ БАКУ-ШАМАХА
Правительство Азербайджана сняло последние вопросы по подходам к разрабатываемому проекту Всемирного банка "Развитие транспорта и торговли". Как передает агентство "Тренд", об этом журналистам сообщил заместитель начальника отдела денежно-кредитной и экономической политики Кабинета министров Азербайджана Наиль Фаталиев.
По его словам, предварительная стоимость проекта согласована в размере $40 млн. Из средств проекта $20 млн. планируется направить на реконструкцию автомагистрали Баку-Шамаха, $3-4 млн. - на улучшение таможенной инфраструктуры (средства будут предоставлены Государственному таможенному комитету), а также на решение проблем Азербайджанской государственной железной дороги - обновление локомотивного парка, реконструкцию железнодорожных веток и т.д. "Проект может быть совмещенным, то есть финансироваться по стандартам Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития", - сказал Н.Фаталиев.
АЗЕРБАЙДЖАН ГОТОВ ПОДПИСАТЬ МЕМОРАНДУМ С АБР
Правительство Азербайджана устранило препятствия в заключении соглашения с Азиатским банком развития о финансировании дорожного строительства в стране. Как сообщили агентству "Тренд" в Кабинете министров Азербайджана, меморандум намерений не удалось подписать в ходе недавней миссии банка лишь по техническим причинам.
В настоящее время технические препятствия устранены, и в ближайшее время меморандум будет подписан. Он объединяет финансирование АБР реконструкции дорог Евлах-Гянджа и Газах-граница с Грузией с увеличением объемов до $50 млн. Это связано с желанием банка участвовать в финансировании реконструкции и 55 километров дорог местного значения. Для этого планируется сформировать консорциум ближневосточных финансовых структур. В целом на объединенные проекты необходимо $89, 5 млн. Протяженность автотрассы Евлах-Гянджа составляет 88, 5 км, Газах-граница с Грузией - 38 км.
РАСХОДЫ ПОТРЕБУЮТСЯ НЕМАЛЫЕ
ПРЕЗИДЕНТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЦЕРЕМОНИИ ДОБЫЧИ ПЕРВОЙ НЕФТИ С "ЦЕНТРАЛЬНОГО АЗЕРИ"