Перейти к основному содержанию

Главная      РЫНКИ

РЫНКИ

Москву и Питер соединит автобан

Правда, пока сказать сложно, когда именно и кто заплатит за новую автодорогу

Как сообщил вчера на пресс-конференции заместитель министра транспорта России Александр Мишарин, конкурс на разработку обоснования инвестиций строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург состоится в ближайшую пятницу. Создание этого автобана уже давно является притчей во языцех, но транспортники наконец решили взяться за него вплотную. Ориентировочная стоимость строительства автомагистрали составляет 180, 7 млрд руб. Предполагается, что итоги конкурса на разработку обоснования инвестиций будут подведены в марте. После чего до конца 2005 г. - начала 2006 г. будет разрабатываться проект, строительство начнется в 2007-2008 гг. , а сама долгожданная автомагистраль появится через 5 лет. Чиновники не сомневаются, что необходимость создания этой дороги очевидна, а стоимость проезда по ней в результате составит порядка 1 руб. за км. Однако эксперты и участники рынка настроены менее оптимистично. По их мнению, и денег на строительство надо гораздо больше, и инвесторы в проект вряд ли найдутся, и цена за проезд будет в несколько раз выше.

В России принципиальное решение о возможности эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе было принято еще в конце 1992 г. , однако какие-то шаги в этом направлении стали предприниматься совсем недавно. И это при том, что, по данным Минтранса РФ, автомобильный парк страны растет на 10 % в год, в то время как общая протяженность и пропускная способность сети автодорог общего пользования увеличились только на 1 %. В результате сегодня 27 % федеральных автодорог России работают в режиме перегрузки. Более того, по прогнозам специалистов, к 2010 г. автомобильный парк страны возрастет более чем в полтора раза. В Минтрансе считают, что одним из способов решения этой проблемы является создание сети платных автомобильных дорог на основе государственно-частного партнерства.

Наиболее крупным и национально значимым проектом в этой сфере является создание скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Как сообщил вчера на пресс-конференции заместитель министра транспорта России Александр Мишарин, конкурс на разработку обоснования инвестиций строительства автобана состоится в ближайшую пятницу. По словам Александра Мишарина, для реализации пилотного проекта платных дорог создано специализированное государственное учреждение - ФГУ "Дороги России" , на которое и возложено исполнение функций заказчика по реализации и разработке обоснований инвестиций строительства автодорог.

По данным на начало февраля, заявки на участие в конкурсе подали 23 компании, в число которых входят как российские, так и иностранные, часть из них объединена в консорциумы. Планируется, что инвесторы займутся не только самим строительством дороги, но и обустройством всей инфраструктуры. Александр Мишарин отметил, что по итогам конкурса будет выбрана специальная управляющая компания и дорога будет передана ей в управление на время концессии, но при этом останется в государственной собственности.

Ориентировочная стоимость строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, как сказал Александр Мишарин, составляет 180, 7 млрд руб. Предполагаемые источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджета Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, а также внебюджетные средства. Планируется, что автомагистраль будет повторять линию железной дороги Москва - Питер. Протяженность трассы на дорожном участке от МКАД до КАД Санкт-Петербурга составляет около 650 км.Планируемая ширина проезжей части дороги - 10 полос на выходе из Москвы, 8 полос в Ленинградской и Московской областях и 6 полос на территории Тверской и Новгородской областей.

Что касается сроков реализации проекта, то в Минтрансе настроены весьма оптимистично. Итоги конкурса на разработку обоснования инвестиций строительства скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, по словам Александра Мишарина, будут подведены в марте текущего года. После определения победителя будет разрабатываться проект. Замминистра отметил, что разработка проекта строительства магистрали должна быть закончена в четвертом квартале 2005 г. или в первом квартале 2006 г. Соответственно, сам процесс строительства может начаться не ранее 2007-2008 гг. , а долгожданный автобан, скорее всего, появится через 5 лет.

Александр Мишарин в очередной раз подчеркнул, что приблизительная цена проезда по будущей автомагистрали составит 1 руб. за км, однако точная цифра будет определена проектом. "Все зависит от того, какой способ компенсации проекта найдет государство, - пояснил он. - Но в любом случае ставка будет дифференцированная - разная, например, для транзитных машин и перевозок в направлении морского порта Санкт-Петербург". Замминистра обратил внимание на то, что потребителю должно быть выгодно использовать эту дорогу, а соответствующие условия государство будет гарантировать через трафик. Предполагается, что при наличии альтернативной дороги 80 % трафика будет двигаться по этой дороге, хотя точные проценты определит рынок.

Александр Мишарин сообщил и о нескольких других проектах создания платных автодорог. Это подъезд к аэропорту Домодедово, строительство которого оценивается в 2, 6 млрд руб. Автомагистраль МКАД - "Беларусь" протяженностью 19, 5 км в обход города Одинцово, создать которую предполагается за 6 млрд руб. Ну и третий, самый дорогой проект - создание Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области протяженностью 479 км, строительство которой, по оценкам, обойдется в 90 млрд руб.

Однако, несмотря на оптимизм транспортников, сказать что-либо определенное по проектам строительства платных автодорог (и автобана Москва - Питер, в частности) пока сложно. Проблем тут несколько. Во-первых, это окончательная стоимость проекта, ведь не исключено, что она будет намного выше, чем декларируемые сейчас цифры. Во-вторых, еще неизвестно, найдутся ли частные инвесторы, готовые вкладывать серьезные средства в проект строительства магистрали. Наконец, едва ли в результате стоимость проезда по автобану будет 1 руб. за км: эксперты прогнозируют ставки порядка 5-6 руб. на км, то есть за поездку в Питер на автомобиле нужно будет отдать порядка 5 тыс. руб. И наконец, нельзя забывать про тот факт, что скоростную магистраль придется прокладывать по территории Валдайского заповедника, что тоже ставит под сомнение необходимость создания магистрали в нынешнем виде.

Отдел компаний