Заплати - и поезжай
От того, что власти Псковской области начали взимать плату за проезд, выиграл Территориальный дорожный фонд, но не дороги
Важнейшей проблемой, которая стоит перед идеологами государственно-частного партнерства в дорожной отрасли, является создание механизмов, позволяющих обеспечить для частных инвесторов окупаемость вложений. Один из способов, который предлагается использовать для возврата вложенных в строительство денег, - плата за использование дорог.
Интересным представляется опыт Псковской области, оказавшейся в числе пионеров по части платы за проезд. Три дороги на территории региона стали платными 11 марта 2002 года, а в феврале 2004-го к ним прибавилась еще одна.
То яма, то канава
По территории Псковской области проходят панъевропейские транспортные коридоры, международная сеть "Е" и целый ряд международных автомобильных дорог СНГ.
На территории региона располагаются 11 таможенных переходов. За 2004 год государственную границу пересекли 411 тыс. транспортных средств, осуществляющих международные перевозки. По сравнению с 2002 годом транспортный поток вырос в 1,4 раза, что привело к увеличению нагрузки на трассы, соединяющие федеральные автодороги с таможенными переходами.
Между тем с 1 января 2003 года были упразднены основные источники средств Территориального дорожного фонда (ТДФ), обеспечивавшие содержание дорожной сети. У дорожников отобрали налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. А другие виды налогов и поступлений, предложенные взамен, не обеспечивали в полном объеме компенсацию выпадающих доходов. Так, по сравнению с 2000 годом доходы ТДФ в 2004 году, без учета доходов от платных автодорог, в сопоставимых ценах снизились на 115 млн рублей (или на 15%).
По словам представителей Псковского дорожного фонда, из-за недостаточного финансирования техническое состояние автомобильных дорог и мостов на протяжении последних лет только ухудшается. Например, недоремонт покрытий дорог составляет 90%.
Заработать самим
"Учитывая, что возможности целевого территориального дорожного фонда ограничены и не позволяют обеспечить объемы финансирования дорожного хозяйства области, необходимые для решения задач по поддержанию автодорог в нормальном технико-эксплуатационном состоянии, нами было принято решение о создании платных дорог, - рассказал корреспонденту "Эксперта С-З" заместитель начальника Псковского территориального дорожного фонда Александр Сутугин. - Естественно, платными решили сделать участки поближе к границе, так как международные и междугородные большегрузные перевозчики и наносят псковским дорогам основной урон".
С 11 марта 2002 года на территории области начали работать три стационарных контрольно-пропускных пункта: "Куничина Гора" (автодорога Печоры - Старый Изборск - Остров); "Убылинка" (автодорога Нестрино - Остров - граница Латвии) и "Долосцы" (Опочка - Полоцк). А в конце февраля 2004 года стала платной автодорога Ольша - Велиж - Усвяты - Невель. Таким образом, общая протяженность платных автомобильных дорог в Псковской области составила 226 км.
Платят за проезд по автомобильной дороге водители, осуществляющие международные и междугородные грузовые и пассажирские перевозки, а также владельцы легкового автотранспорта. При этом автовладельцы, имеющие регистрационные номера Псковской области, от платы освобождены. Технология сбора денег за использование платных дорог достаточно проста: деньги собираются при проезде через КПП. Размер оплаты зависит от вида транспортного средства (всего девять категорий) и от конкретного участка дороги. Например, с легкового автомобиля на КПП "Убылинка" возьмут 220 рублей, а на КПП "Усвяты" - 150. Проезд по этим участкам большегрузных трейлеров (свыше 8,8 т) обойдется в 770 и 600 рублей соответственно.
Если где-то прибыло...
По понятным причинам у жителей Псковской области появление платных дорог недовольства не вызвало. Недовольны в основном водители из Латвии, Эстонии и регионов России.
Однако, отмечает Александр Сутугин, создание платных дорог в Псковской области проводилось на четких правовых основаниях, в том числе согласно указу Президента "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования" и постановлению правительства "Об утверждении Временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам". Даже Верховный Суд РФ (определение от 14.07.03) признал, что образование платных автомобильных дорог в Псковской области не противоречит действующему законодательству. "Нами соблюдено одно из главных условий, - говорит Александр Сутугин, - каждая платная дорога имеет бесплатную альтернативу, поэтому если человек не хочет платить, он может добраться до пункта назначения по другому маршруту". Между тем до сих пор фиксируются попытки некоторых водителей уклониться от уплаты сбора за пользование платными дорогами (раньше таких было гораздо больше - сейчас привыкли).
По словам Александра Сутугина, выгода для ТДФ очевидна. Появились значительные дополнительные средства, которые можно расходовать на тот же ремонт. Только за 2004 год эксплуатация платных автодорог принесла ТДФ 77,9 млн рублей, что составило 11,4% от всех доходов целевого бюджета фонда. Всего же с начала действия платных дорог в Псковской области ТДФ получил 163,6 млн рублей.
Капля дегтя
Впрочем, как считают некоторые специалисты, затраты на содержание дорог значительно превышают размеры сборов, взимаемых с водителей.При этом собранные платежи вовсе не улучшают качества этих самых дорог. Так, по сообщению газеты "Новые Известия", глава Печорского района Псковской области Александр Рогов считает, что после того как власти региона объявили объездную дорогу вокруг города Печоры платной, ездить по ней не стало принципиально лучше.