Болевая точка экономики
Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел совещание с руководством Федерального дорожного агентства
Совещание было посвящено оперативным вопросам деятельности агентства. С основным докладом на совещании выступил руководитель дорожной отрасли Олег Белозеров.
Состоялся обмен мнениями по основным проблемам дорожной отрасли и их решению. В работе совещания принимали участие руководители ряда крупных дорожных структур, подведомственных Росавтодору, и департамента дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ во главе с Евгением Москвичевым.
Так случилось, что в ходе реформирования транспортного комплекса для самой многочисленной категории пользователей дорог - автомобилистов, перевозчиков грузов и пассажиров решили не создавать отдельного федерального агентства. Тем более что собственно государственного имущества в этой сфере практически не осталось. Зато остались многочисленные транспортные ассоциации, общественные объединения, профсоюз... Однако очень скоро стало ясно, что полностью "закрыть" все вопросы, связанные с эффективным функционированием и управлением предприятий перевозчиков, лоббированием интересов автомобилистов в Госдуме и других органах власти, невозможно.
Министр попросил Олега Белозерова и других руководителей агентства высказаться по поводу объединения дорожников с автомобилистами. Аналогичный вопрос корреспондент журнала "Автомобильные дороги" задал руководителю департамента Минтранса Евгению Москвичеву. Суммировать ответы специалистов можно одним словом - целесообразно.
Кстати, опыт подобного объединения есть. В свое время республиканское министерство так и называлось - автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Да и сегодня в большинстве регионов автомобилисты и дорожники успешно уживаются в одной управленческой упряжке. Так что теперь дело за правительством и убедительностью представленных по этому поводу аргументов.
В ходе совещания были рассмотрены болевые точки дорожной отрасли. В год реформы министерства их накопилось как никогда много. Главные среди них - система конкурсных торгов, низкое качество дорожного строительства и ремонта и, конечно, нестабильное финансирование. Если судить по тем вопросам, которые чаще всего задают министру на местах, центральная проблема отрасли - организация конкурсных торгов. Торги, по общему мнению, сказал министр, непрозрачны и несправедливы при том, что от них зависит судьба многих предприятий и коллективов.
Тему конкурсных торгов затронул в своем докладе и руководитель отрасли Олег Белозеров, указав, что в настоящее время готовится новый регламент конкурсных торгов и их организация. Что касается финансирования и подходов к решению проблемы недостатка средств, преимуществ программно-целевого подхода - новый руководитель отрасли говорил убедительно и подробно. Именно благодаря программно-целевому подходу, по мнению руководителя агентства, можно эффективно решить и другие проблемы, накопившиеся в отрасли. Дело за тем, чтобы этот подход и программа дорожного развития в рамках целевой федеральной программы модернизации транспортного комплекса были окончательно приняты правительством и обеспечены финансированием на 100%, а не наполовину, как это было до сих пор.
Руководитель отрасли попросил помочь с утверждением программы. Министр пообещал посодействовать, но, в свою очередь, попросил дорожников предоставить ему более аргументированную и развернутую картину российского бездорожья и борьбы с этим явлением. Насколько успешна эта борьба? Одно дело, подчеркнул Игорь Левитин, говорить с высоких трибун о том, что у нас десятки тысяч поселков не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с районными центрами и федеральными магистралями и просить денег. Другое - иметь документальную базу данных о том, где, сколько и какие населенные пункты России находятся вне транспортной доступности.
На совещании были подробно рассмотрены и другие вопросы дорожного хозяйства. В частности, речь шла о кадровой политике (министр высказал пожелание объединить усилия отраслевых пенсионных фондов по строительству жилья для работников отрасли), строительстве платных дорог (тут необходимо как можно скорее принять соответствующий закон), необходимости повышения заработной платы (у дорожников она одна из самых низких в стране), форсированном строительстве мостов (министерство возьмет на себя инициативу по финансированию их достройки в регионах) и о других направлениях деятельности в новом году.