Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

Госдума, отказавшись внести поправку в законопроект "О федеральном бюджете на 2005 год", предусматривающую увеличение расходов на дорожное строительство на 20 миллиардов рублей, вновь напомнила об извечной российской беде.

Еще в октябре министр финансов Алексей Кудрин на заседании Правительства, где рассматривался вопрос об увеличении расходов на строительство дорог, заявил: "У нас, как известно, две проблемы в стране - дураки и дороги, но если вкладывать в дорогу необдуманно, то и проблема ума тоже решится автоматически".

Тогда Кудрин предложил рационально вкладывать деньги в развитие дорог. "Я знаю регионы, где строили дороги, по которым в день проезжало несколько машин, а необходимо строить те дороги, которые помогут решить проблему разгрузки в ближайшее время", - сказал он. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев придерживается иной точки зрения. Задачу удвоения ВВП, поставленную Президентом России, невозможно решить без улучшения качества автодорог. "Мы не можем обойтись без увеличения государственных вложений, в противном случае достигнуть цифры удвоения ВВП невозможно", - считает глава Минприроды.

Но пока министры спорят, проблема остается. Получается замкнутый круг: денег не хватает, а потребности в дорогах стремительно растут. Сейчас в проекте бюджета расходы на дорожное строительство предусмотрены в размере 29, 6 миллиарда рублей. Однако их будет недостаточно на строительство новых дорог, а также их реконструкцию. Это меньше, чем было выделено на строительство дорог в 2004 году, - 43, 9 миллиарда рублей.

С начала года, с учетом ремонта, было введено в эксплуатацию 1957 километров дорог. Для России цифра невеликая. Например, по мнению министра регионального развития РФ Владимира Яковлева, при наличии 600 тысяч километров автодорог необходимо построить еще столько же.

По прогнозу Минтранса, к 2010 году половина российских автодорог, если их не ремонтировать, будет в аварийном состоянии. При этом количество ДТП возрастет на 40 процентов, а скорость передвижения уменьшится на 20 процентов. Ведь если автотранспортный парк ежегодно растет на 7 процентов, то строительство и обновление дорог не превышает 1 процента. Возникает вопрос: что делать?

В Минтрансе считают, что необходимо подключать инвесторов и строить платные дороги. Во всем мире коммерческие трассы, помимо того что являются источником денег, - верное средство против пробок и аварийности. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, при строительстве платных автодорог должны соблюдаться два условия: платежеспособность населения и высокая интенсивность движения на направлении, где планируется строить дорогу. Для того чтобы платная дорога окупилась, интенсивность движения по ней должна составлять не менее 20 тысяч автомобилей в сутки.

Этим условиям отвечают въезды и выезды из Москвы и Санкт-Петербурга. То есть эти города уже готовы к появлению платных трасс. Так, 29 ноября 2004 года премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании платного подъезда к аэропорту Домодедово. Согласно распоряжению часть трассы М-4 "Дон" (подъезд к аэропорту Домодедово) будет реконструирована и сдана в эксплуатацию на платной основе. Проведение комплекса мероприятий, необходимых для осуществления реконструкции и последующей эксплуатации на платной основе, поручено Росавтодору. Кроме того, этой же структуре поручено обеспечить бесплатный проезд в том же направлении по другим автодорогам.

Уже ведется подготовка к строительству платной дороги Москва - Ногинск. Предполагается, что инвестиции в этот проект составят более 200 миллионов долларов. На очереди также проект автомагистрали Москва -Санкт-Петербург. Стоимость проекта оценивается на уровне 150 - 180 миллиардов рублей. Ориентировочная продолжительность строительства - пять лет. Ожидается, что проект будет финансироваться частными инвесторами и государством.

Планируется, что к 2010 году в России будет создано 17 платных автомагистралей. Большинство из них построят в Подмосковье на подступах к столице. Здесь и транспорта больше, чем где бы то ни было, и платежеспособных водителей тоже хватает. Уже сегодня полностью готово полдюжины проектов трасс, которые предполагается проложить в ближайшем Подмосковье.

Строительство платных дорог не ограничится только двумя столицами. В Татарстане уже подготовлен бизнес-план сооружения 55-километрового участка трассы, который должен связать общероссийские магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа и Казань -Оренбург. Он станет первой платной дорогой в республике. Таким образом, Татарстан вместе с Москвой и Санкт-Петербургом войдет в пилотную тройку российских регионов, где за проезд по дорогам придется платить.

Известно, что строительство дорог окупается в течение длительного времени: от 9 до 30 лет. Чтобы частные инвесторы были заинтересованы в строительстве платных трасс, им, возможно, будут отдавать в аренду как сами трассы, так и прилегающие территории. По окончании срока аренды - обычно он составляет от 30 до 50 лет - автомагистраль будет передана в областную сеть автодорог общего пользования и проезд по ней предполагается сделать бесплатным.

Дело осталось за малым: необходимо принять закон "О платных дорогах", который одобрен Правительством России. По словам Игоря Левитина, законопроект обсуждался в Минтрансе почти пять лет и к настоящему моменту практически готов. Министр надеется, что он будет внесен на рассмотрение Госдумой в начале 2005 года.

***

Во всем мире платные автодороги, помимо того что являются источником денег, - верное средство против пробок и аварийности.