Перейти к основному содержанию

Главная      Московские железные дороги хотят поднять в воздух

Московские железные дороги хотят поднять в воздух

Московскому правительству предлагают сделать железные дороги на территории столицы двухуровневыми, а освободившуюся территорию застроить

Как стало известно RBC daily, глава "СТ Девелопмент" Шалва Чигиринский, не так давно выигравший подряд на реконструкцию гостиницы "Россия", сделал новое интересное предложение правительству Москвы. На этот раз оно касается железных дорог, расположенных на территории российской столицы, которые этот известный московский строитель предлагает сделать двухуровневыми, а освободившуюся территорию, то есть полосу отчуждения, приспособить под автомобильные дороги. Причем сделать это предполагается за счет инвесторов, которые должны будут вдоль полосы отчуждения размещать торговые комплексы и прочий прибыльный бизнес. Это уже вторая попытка расширить территорию Москвы за счет земель естественных монополий: накануне московские власти сообщили о разработке проекта по закапыванию в землю линий электропередач.

Необходимо заметить, что подобные экстравагантные проекты стали появляться в последнее время, когда в Москве якобы образовался дефицит земельных участков под застройку. Этот тезис, кстати, подвергается сомнению некоторыми экспертами. Тем не менее официально признанная позиция заключается в том, что все свободные площади под массовую застройку в российской столице уже исчерпаны. Сейчас осталась возможность вести лишь точечную застройку, то есть строить элитное жилье и жилье бизнес-класса, а также осваивать территории, занятые заводами и фабриками. Напомним, что последние в рамках общей концепции расчистки территории для строительства должны быть выведены подальше от центра столицы. Причем оплачивать столь недешевое мероприятие, по замыслу мэрии, будут сами инвесторы, желающие построить вместо предприятий жилой дом или бизнес-центр. Пока желающих, правда, не очень много. Видимо, именно поэтому идет поиск иных вариантов. Например, на днях московское правительство заявило о своем желании закопать под землю линии электропередач, а на освободившемся пространстве построить что-нибудь более полезное: жилые дома, например. Таким образом, чиновники рассчитывают получить дополнительно 5 тыс. га, что составляет 4, 6% территории города. Краеугольным камнем данной программы является тот факт, что владеющее линиями электропередач "Мосэнерго" уже успело, как писала на днях RBC daily, заявить, что данный проект является слишком дорогим для реализации, а потому вряд ли будет эффективным.

По данным RBC daily, ЛЭПами планы строительной зачистки столицы не исчерпываются. Чем меньше в Москве остается свободной земли, тем способы ее добычи становятся причудливей. Как сообщил RBC daily источник в стройкомплексе Москвы, глава "СТ Девелопмент" Шалва Чигиринский прислал в мэрию свой проект обустройства города, касающийся на этот раз железных дорог. Напомним, что г-н Чигиринский в последнее время занимался сносом гостиниц, сначала "Москвы", а теперь и "России". "В представленном документе содержится предложение сделать из обычных железных дорог двухуровневые, то есть поднять наверх одну из веток, - сообщил RBC daily источник в мэрии Москвы. - Освободившееся же пространство отдать под автодороги и таким образом решить проблему транспортной перегруженности Москвы. Сделать это предполагается за счет инвесторов, которые могли бы разместить торговые центры на полосе отчуждения. Я, правда, не очень понимаю, куда мне эти предложения отправить". Собеседник RBC daily подчеркнул, что о жилищном строительстве на месте поднятых наверх железнодорожных веток речь не идет. Приблизительную стоимость проекта он также затруднился назвать, но отметил, что такая технология используется во всем мире и уже в скором времени будет применяться в России. "Уже очень скоро будет принято решение о том, чтобы сделать двухуровневой железную дорогу Москва-Санкт-Петербург", - сказал он. Также источник не смог оценить возможную прибыльность проекта и уровень интереса инвесторов к нему, сообщив, что предложения г-на Чигиринского необходимо сначала внимательно изучить. Собеседник RBC daily, впрочем, заметил, что г-н Чигиринский не просит бюджетных средств для реализации проекта.

В стройкомплексе Москвы RBC daily сообщили, что такой проект действительно рассматривается, однако речь о его реализации в обозримом будущем не идет. "Эти предложения необходимо тщательно проработать, - сообщили в стройкомплексе. - Однако в нем есть рациональное зерно, поскольку Москва задыхается от автомобильных пробок, а объемы дорожного строительства очень сильно отстают от темпов автомобилизации. Железнодорожные же пути имеют лучевое расположение, что удобно для строительства автодорог. А вокзальные площади могут быть использованы под строительство транспортных развязок. Реализация этого проекта, очевидно, может натолкнуться на проблему многочисленных согласований с собственниками путей, а также на вопрос финансирования. Очевидно, что этот проект требует больших затрат".

Специалисты по дорожному строительству, впрочем, восприняли это предложение без большого оптимизма. "Этот проект сможет разгрузить Москву, но лишь на время, - сказал RBC daily главный менеджер дирекции платных дорог "Мосавтодор и Партнеры" Виктор Павлиенко. - Через 4-5 лет все вернется обратно, поскольку уровень автомобилизации будет расти. Сегодня ежегодный прирост парка автомобилей в Москве составляет 5%, и этим дело не ограничится. Для борьбы с пробками нужны более радикальные меры, например, введение платы за въезд в центр". В ОАО "РЖД", являющемся собственником полос отчуждения, предложения Шалвы Чигиринского комментировать отказались, лишь поинтересовавшись: "А кто такой г-н Чигиринский?". Таким образом можно сделать вывод, что проект переустройства железных дорог разрабатывался в тайне от их владельца. В компании "СТ Девелопмент" RBC daily также не смогли ничего сказать по поводу проекта, сославшись на отсутствие на работе г-на Чигиринского, сообщив лишь, что возглавляемая им компания занимается "зарабатыванием денег".

Отдел компаний