Автобану между столицами назначили цену. В 5 миллиардов долларов
Российское Министерство транспорта получило разрешение федерального правительства на строительство платных дорог, первоочередным среди которых признано возведение скоростного автобана Москва - Петербург. Правда, пока неизвестно, на какие деньги.
29 декабря Федеральное дорожное агентство получило разрешение российского премьер-министра Михаила Фрадкова на разработку предпроектной документации для строительства платной автомагистрали Москва - Петербург. Впервые о необходимости появления скоростной трассы между двумя столицами в ноябре 2003-го заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, обратившаяся тогда к президенту Владимиру Путину с просьбой построить "хотя бы один современный автобан".
После одобрения главой государства очередной мегапроект приобрел конкретные технические параметры. Планируется, что новая магистраль протяженностью более 650 километров и шириной от 6 до 10 полос станет платным дублером уже существующей трассы М-10 и войдет в состав транспортного коридора Москва - Петербург - Хельсинки.
В Федеральном дорожном агентстве предполагали, что проект автобана разработают до конца 2004 года, а в 2005-м уже начнутся строительные работы (на которые отводилось 5 лет). Тем не менее разрешение на проектирование было получено только сейчас; в ближайшее время обещано провести конкурс участников строительства. Одновременно правительствам Москвы, Петербурга, Ленинградской и Московской областей рекомендовано ограничить использование земельных участков и рассмотреть вопрос о сносе или переносе строений и инженерных коммуникаций в зоне потенциального строительства.
Если технические данные новой магистрали более-менее понятны уже сейчас, то вопрос о финансировании строительства не прояснен до сих пор. По словам министра транспорта Игоря Левитина, ориентировочная цена автобана Москва - Петербург составит примерно 147 млрд рублей (около $5 млрд).Изначально предполагалось, что 50% его стоимости оплатит федеральный бюджет, другую половину - инвесторы. По прогнозам Минтранса, срок окупаемости трассы при ее платном использовании составит 15 лет (обсуждаемая сегодня цена проезда составляет 4-6 рублей за километр). Тем не менее о намерениях частных инвесторов вложиться в строительство пока не известно. В середине 2004 года проводились предварительные переговоры с испанским правительством об участии в проекте испанской железной дороги RENFE и компании INECO. Но к декабрю испанская сторона проявила больший интерес к созданию скоростной железнодорожной линии Москва- Петербург (автобан и железнодорожная линия должны пройти в одном коридоре).