Сколько стоит скорость
В ближайшие пять лет в России построят четыре платные автодороги
В КАНУН новогодних ПРАЗДНИКОВ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР МИХАИЛ ФРАДКОВ ПОДПИСАЛ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА, КОТОРОЕ ДАЕТ ПРАВО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ДОРОЖНОМУ АГЕНТСТВУ НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ СТРОИТЕЛЬСТВА СРАЗУ ТРЕХ ПЛАТНЫХ ДОРОГ.
Речь идет об автобане Москва - Санкт-Петербург, о Центральной кольцевой автомобильной дороге Московской области и о соединительной автомагистрали от Московской кольцевой автодороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до магистрали М-1 "Беларусь" Москва - Минск. Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург:
Стоимость проекта 180 млрд. рублей.
Срок окупаемости 11 лет.
Напомним, что несколько месяцев назад аналогичное решение было принято по модернизации трассы, идущей от МКАД к аэропорту Домодедово, которая тоже станет платной. Надо сказать, что в народе все эти инициативы вызывают скорее сожаление, чем радость. Бытует распространенное мнение, что таким образом государство и бизнес просто хотят "хорошо заработать" за счет автомобилистов. И гражданам якобы придется раскошелиться на строительство этих дорог дважды. Сначала в виде налогов, которые наполняют бюджет, а потом непосредственно платой за проезд. Насколько обоснованы эти тревоги?
Накануне подписания распоряжения о строительстве трех платных дорог министр транспорта Игорь Левитин на пресс-конференции еще раз объяснил ситуацию. Во-первых, платные дороги появятся только там, где есть альтернативный путь. И водитель сам будет выбирать, где ему удобнее ехать. Предусматривается, что платная трасса - это более комфортабельный и скоростной путь. За удобство и сэкономленное время не грех и заплатить. Во-вторых, федеральный бюджет не будет полностью финансировать строительство, а лишь на паях с частным инвестором, который получит потом право эксплуатировать дорогу и собирать "подать".
Новый выход на МКАД автомагистрали М-1 "Беларусь": Стоимость проекта - 6, 3 млрд. рублей. Срок окупаемости - 7 лет.
Как сказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе ФГУ "Дороги России", окупаемость таких дорог - от 7 до 20 лет. За счет сборов за проезд и эксплуатации придорожных территорий инвестор "отобьет" вложенные деньги и получит определенную прибыль. При этом дороги останутся в государственной собственности и со временем, после окончания срока договора, могут стать бесплатными. Так что бюджет, а значит, и граждане от этого только выиграют. При меньших вложениях государству удастся создать новые автомобильные пути и не придется тратиться на их содержание. Значит, больше средств можно будет пустить на реконструкцию и строительство других трасс. А потребность в них велика. Как сказал заместитель министра транспорта Александр Мишарин, в регионах Сибири и Дальнего Востока около 28 тысяч населенных пунктов, где проживают 12 миллионов человек, до сих пор "не имеют круглогодичного доступа к основным наземным коммуникациям ". Автомобильная дорога "Подъезд к аэропорту Домодедово на территории Московской области: Стоимость проекта - 2610 млн. рублей. Срок окупаемости - 9 лет.
Финансирование строительства предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства. Однако все это не означает, что появление в России платных дорог лишено проблем. "Первые ласточки" начнут строить по временным правилам. Позже будет принят закон о платных дорогах, проект которого сейчас проходит предварительное согласование в министерствах. Для инвесторов этот документ - своего рода охранная грамота. Но в проекте, например, пока нет раздела о правилах эксплуатации придорожных объектов, как уже существующих, так и вновь построенных. Тогда как бизнесу важно знать, отойдут ли они ему в собственность после того, как срок договора будет исчерпан. Кроме того, неизвестна конкретная методика расчета взимания платы за проезд. А это тоже важно, поскольку "потолок" устанавливает государство. Каким он будет? В прессе, правда, появились сообщения о том, что в среднем цена проезда не будет превышать 1 рубля за километр. Но официальной эту цифру пока назвать нельзя. Известно лишь то, что по каждой трассе будет приниматься отдельное решение. Например, по автобану Москва - Санкт-Петербург Игорь Левитин называл сумму от 1, 3 до 3 рублей за километр.
Существует и проблема освобождения территорий под строительство первых платных дорог. В распоряжении правительства об этом сказано лишь то, что органам исполнительной власти Москвы, Петербурга, Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областей рекомендуется ограничить использование земельных участков, попадающих в зону строительства. Им также предстоит рассмотреть вопрос о долевом финансировании сноса, переноса строений и коммуникаций, переселения жильцов. Есть ли в бюджетах регионов средства на все это? Вопрос открытый. Возможно, какая-то часть подобных затрат тоже ляжет на частного инвестора. Центральная кольцевая автомобильная дорога на территории Московской области. Параметры проекта пока неизвестны. В финансировании планируется участие также и бюджета Московской области. Тем не менее, по сообщениям Минтранса, желающих принять участие в конкурсах на строительство первых платных дорог достаточно много. Свой интерес обозначили не только российские инвесторы, но и бизнесмены Германии, Южной Кореи и Японии.