Перейти к основному содержанию

Главная      ДОЙНЫЕ КОРОВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ДОЙНЫЕ КОРОВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Вдохнуть жизнь в амбициозные проекты подъема российского ВВП государство хочет при помощи бизнеса. При этом власть, как и прежде, не имеет желания отдавать свои стратегические объекты в чужие руки: закон это запрещает, а бизнес не готов вкладывать в них деньги, не имея за ними никакого контроля - инвестиции могут не вернуться. Поэтому возник компромиссный механизм - государственно-частное партнерство, на которое обе стороны возлагают сейчас свои надежды.

Суть государственно-частного партнерства (ГЧП) состоит в том, что оно позволит бизнесу извлекать прибыль из эксплуатации государственных и муниципальных объектов, куда раньше частнику вход был закрыт. Госвласть и муниципалитеты, в свою очередь, при помощи денег предпринимателей смогут обновить свое хозяйство, завершить многочисленные долгострои и ввести новые объекты. Заменить, например, трубы обветшавших теплотрасс или положить новый асфальт на улицах. Да и прибыль определенную смогут получать - параллельно с бизнесменами - от продажи продукции или предоставления коммунальных услуг, тем более при отмененных льготах.

На федеральном уровне ГЧП можно использовать для решения очень дорогостоящих задач, которые ни один бюджет "не потянет". К примеру, покрытие страны сетью платных автодорог. Поэтому правительство обращается к бизнесменам, обещая им "верную прибыль" в виде платы за проезд по новой дороге, пока она не окупится. Аналогичная схема работает и при строительстве нефтепроводов, в которых может быть заинтересован бизнес.

Задачи местного уровня менее объемны, но не менее важны. В первую очередь они касаются допуска внешних инвесторов к коммунальному хозяйству городов и поселков при сохранении безусловной муниципальной собственности на все подобные объекты. Как известно, муниципалитеты своих средств практически не имеют, а крупные кредиты брать не могут, поскольку отдавать их нечем. Бизнес же не хочет брать на себя дотирование многочисленных льготников и работать "в кредит", беспроцентный и бессрочный.

В такой ситуации весьма важно, что стратегический курс на партнерство власти и бизнеса теперь поддержан председателем правительства Михаилом Фрадковым. Это стало символом того, что власть признает возможность новых отношений с инвесторами, собирается делить с ними риски и ответственность, а самое главное - готова защитить вложенные деньги. Для этого были предприняты реальные шаги - подготовлены законопроекты "О концессиях", "О платных дорогах" и им подобные, а некоторые из них уже проходят чтения в Госдуме.

Тезис о "социальной ответственности" бизнеса, также громко провозглашенный властями, в немалой степени будет реализован именно в форме государственно-частного партнерства. Поскольку в большинстве случаев деньги бизнеса будут нужны как раз для социально значимых проектов. Например: частная управляющая компания берет на себя качественное обслуживание муниципальных теплосетей и водопроводов, внешние инвесторы финансируют строительство новых комфортабельных автодорог в регионе, власть и крупная корпорация на паритетных началах строят предприятие, которое даст работу жителям...

При таком варианте "давить на совесть толстосума" не понадобится - привлеченный очевидной выгодой, он сам будет стараться опередить конкурентов в стремлении вложить деньги в такие проекты. В результате выиграют и рядовые граждане, и государство.

Выстраиванию культуры отношений бизнеса и власти должны помочь формирующиеся саморегулируемые организации - объединения бизнесменов, созданные ими самими. Взять, например, три ассоциации общероссийского масштаба - РСПП, ОПОРу и "Деловую Россию". Они во многом окупили затраты на свое создание уже тем, что облегчают российским компаниям обустройство на новых рынках, в том числе зарубежных, и отстаивание своих интересов. Для этих целей, например, был учрежден Российско-китайский деловой совет, возглавляемый лидером "Деловой России" Борисом Титовым.

С другой стороны, саморегулируемые организации следят за "моральным обликом" своих членов - не допускают запрещенных приемов и недружественных поглощений. Тот же РСПП создал своеобразный "суд чести" - Объединенную комиссию по корпоративной этике (возглавляет ее опять же Борис Титов), которая разбирает конфликты между предпринимательскими структурами до суда и может предъявить виновному такие санкции, что мало не покажется.

Для власти "суды чести" бизнесменов важны тем, что ей будет предложен на выбор список уже прошедших "внутреннее чистилище" партнеров -они не подведут с исполнением своих обязательств перед государством и не навлекут на его "первых лиц" гнев народа, например, за отсутствующее отопление.

Таким образом, существование саморегулируемых организаций бизнеса немалым образом облегчает задачу не только формирования пространства для ГЧП, но и "притирки" возможных партнеров. Несомненно, подобные организации будут формироваться в России еще до вступления закона о них в силу, причем не только по "цеховому", но и по территориальному принципу. Нечто подобное мы имеем сегодня в форме региональных торгово-промышленных палат, зарекомендовавших себя более чем успешно.

Как известно, второй участник ГЧП - власть - уже выразила заинтересованность в корректном, законопослушном и социально ответственном бизнесе. Саморегулируемые организации бизнеса как раз и направлены на достижение этих качеств. Поэтому в таком "союзе равных" решение многих государственных задач, в том числе задачи удвоения ВВП, может оказаться более эффективным, если не единственно возможным.

Несмотря на то что значимая роль саморегулируемых организаций в зарождающемся в России гражданском обществе вполне очевидна и действуют они уже давно и в целом успешно, закона, регламентирующего их деятельность, в РФ до сих пор нет. Второе чтение Закона о саморегулируемых организациях в Госдуме запланировано на 27 октября - спустя целый год после первого чтения. Сами бизнесмены считают, что такой закон необходим.

"Несомненно, постановка на законную основу отношений саморегулируемых организаций с государством нужна, - говорит Борис Титов. - Есть определенные особенности нашей корпоративной системы, особенности развития экономики, при которых не было обычая, не было авторитетности организации, по-другому складывались отношения бизнеса и общества, поэтому приходится некими специальными "механическими" средствами определять некоторые системы взаимоотношений. Тем не менее эти взаимоотношения есть, и есть их перспектива. Поэтому мы видим и свою перспективу как организации по объединению предпринимателей, организации тех предпринимателей, которые сегодня являются, наверное, наиболее динамичной частью начинающей вставать на ноги корпоративной системы, которые сегодня работают каждый день на рынке, в конкурентной борьбе добывая свою прибыль", - полагает Титов.

"Росбалт"