Перейти к основному содержанию

Главная      "У нас есть главное - уверенность в собственных силах"

"У нас есть главное - уверенность в собственных силах"

Актуально

Почти весь транспортный комплекс республики плюс связь и информатизация - хозяйство министра Владимира Членова. В преддверии Нового года мы побеседовали с ним. И хотя разговор шел в предпраздничные дни, он получился серьезным.

- Владимир Михайлович, развитие транспорта в Якутии до сих пор шло довольно медленно. С начала строительства железной дороги до Якутска прошло уже двадцать лет. А за последние два года произошло существенное ускорение, даже прорывы в развитии транспорта Якутии. Что на это повлияло?

- Пришло время, изменились подходы к решению проблем транспорта. Пришло понимание того, что сколько бы сил и средств республика ни тратила на решение локальных задач в одиночку, сдвинуть их с места она не в состоянии. Наоборот, проблемы растут, становятся тормозом в развитии производства, решения социальных задач. В майском Послании Федеральному Собранию Президент В. В. Путин точно определил, что развитие транспортной инфраструктуры - это больше чем экономическая задача. Эти же вопросы обсуждались и на совещании в Хабаровске.

Принята транспортная стратегия России до 2020 года. В ее рамках принята и наша, республиканская. Все встало на свои места: задачи известны, ориентиры определены, так что мы можем четко прогнозировать наши действия.

Кстати, в декабре у нас прошел учредительный съезд работников транспортного комплекса нашей республики, на котором обсуждался проект нашей программы. Было высказано много интересных идей, предложений по реализации наших планов.

- На это потребуются, очевидно, немалые средства?

- Общий объем финансирования до 2010 года составит 75377, 7 миллиона рублей. Из этой суммы тридцать два процента - за счет федерального бюджета, 36, 4 - из республиканского и еще 30, 7 процента - из внебюджетных источников.

Наибольшие расходы потребуются на программы "Автомобильные дороги" и "Железнодорожный транспорт". Ничего подобного у нас до сих пор не принималось.

- Владимир Михайлович, многих смущают масштабы республики. На ее территории может вместиться пять Франций, а глядя на карту, ни о какой сети дорог, кажется, даже не может быть и речи.

- Но мы ее ведем. В ближайшие годы у нас будет создана опорная сеть автомобильных дорог. Президент В. А. Штыров, правительство республики системно решают эту задачу. Как бы трудно ни пришлось, будем строить дороги "Вилюй": от Якутска до Мирного - это на запад; "Амга" - на юг и "Кобяй" - на восток. Вместе с федеральными дорожными службами ликвидируем грунтовые дорожные разрывы на дорогах "Лена" и "Колыма", чтобы обеспечить круглогодичный проезд автотранспорта от Транссиба до Магадана.

На решение этих задач потребуется до десятка миллиардов рублей, но иного пути нет, если мы хотим создать основу промышленного развития республики. Цель здесь понятна - ввести в действие модернизированные транзитные дороги на территориях, которые вводятся в хозяйственный оборот.

Все это реально, как реальностью стало открытие железнодорожного сообщения по трассе Беркакит-Алдан-Томмот, состоявшееся в августе 2004 года.

- Когда, по-вашему, можно рассчитывать на ее приход в Якутск?

- Буквально на днях, 17 декабря 2004 года руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта провел совещание по вопросу реализации постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск". В нем участвовали руководители Якутии. На совещании отмечено, что объем финансирования строительства железной дороги до станции Кердем на берегу Лены составит в 2005 году 5 миллиардов рублей. Шла речь и о строительстве моста через Лену с тем, чтобы довести пути до Якутска, ширина которой около трех километров. Интерес к проекту проявляют компании Китая и Турции.

- Владимир Михайлович, вы занимаетесь проблемами материально-технического снабжения, транспортного обеспечения не один десяток лет. Что для вас самое сложное в их решении?

- Самое сложное - объяснять, доказывать, казалось бы, очевидные вещи. Объяснять, что такое Север, что такое северный завоз. И доказывать, что по отношению к нашей республике стандарты, наработанные в западных областях страны, не годятся. Вот мы сейчас с вами разговариваем, а за окном температура минус 51 градус, и дети до седьмого класса третью неделю в школу не ходят: мороз, туман. Но жизнь-то не остановилась. Автомашины по зимникам идут, самолеты летают, поезда двигаются, связь работает. Но все это обходится гораздо дороже, чем в теплых краях. И ведь не понимают-то это, казалось бы, умные люди... Все остальное можно решить, сделать, но больше энергии уходит именно на то, чтобы добиться понимания у тех, кто не желает тебя понимать.

- Давайте еще раз вернемся к итогам работы первого съезда работников транспортного комплекса республики. Думается, многих заинтересуют высказанные на нем мысли о государственно-частном партнерстве.

- По этим вопросам ведется сейчас активная работа на федеральном уровне, в том числе и по созданию законодательных основ. Особый интерес для республики, с учетом нашей уникальной минерально-сырьевой базы, я думаю, имеет проект закона "О концессионных соглашениях". Их предметом могут стать подъездные железнодорожные пути, автодороги к месторождениям полезных ископаемых, земельные участки на прилегающих к дороге территориях под развитие объектов придорожной инфраструктуры.

Авиация республики уже давно ждет федеральный закон об авиационном лизинге. Требуется детальное изучение возможности применения у нас проекта закона "О платных дорогах".

На нашем транспортном съезде было высказано предложение о рассмотрении вопроса софинансирования содержания дорог за счет пользователей - предприятий, муниципальных образований.

Кстати, о тех, кто не хочет понимать очевидное. В централизованной методике распределения акцизов на нефтепродукты не учтено содержание автозимников. А у нас их тысячи километров, они - жизненно-важная составляющая наземной транспортной сети в условиях досрочного завоза грузов. У нас и без того происходит транспортная дискриминация населения арктических отдаленных районов в предоставлении им права на передвижение.

- На вашем съезде был создан Транспортный союз Республики Саха (Якутия). Вкратце, какие цели он преследует?

- Создание союза - это одна из форм государственно-частного партнерства, о котором мы говорили. Это инструмент для консолидации действий транспортного бизнеса, науки, пользователей транспортных услуг, властных структур.

- Владимир Михайлович, наш разговор идет в канун новогодних праздников. Это своего рода рубеж. Каков ваш личный прогноз на будущий год?

- Мой личный символ - бодливая Коза. Сейчас наступает Год Петуха. Годом Петуха был победный 1945-й. Тогда это был год ликования - окончилась вторая мировая война, был повержен фашизм. В мае мы отметим 60-летие этой Великой Победы.

Так что Петух для нас очень неплохой символ. Он укрепляет уверенность в собственных силах, в том, что все запланированное исполнится, экономика укрепится, благосостояние населения поднимется.